"Пальчиковый игротренинг в развитии мелкой моторики руки"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Перминова Елена Анатольевна

                   Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики детей; они увлекательны и нравятся детям. А мелкая моторика –  как всем известно, это тонкие и точные движения пальцев. У пальчиковых игр есть ещё одно преимущество – они помогают прочнее налаживать тесный контакт воспитателя с ребёнком, что не мало важно для детей 2 -3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация

«Пальчиковый игротренинг в развитии мелкой моторики руки»

Слайд 1

«Пальчиковый игротренинг в развитии мелкой моторики руки»

                   Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики детей; они увлекательны и нравятся детям. А мелкая моторика –  как всем известно, это тонкие и точные движения пальцев. У пальчиковых игр есть ещё одно преимущество – они помогают прочнее налаживать тесный контакт воспитателя с ребёнком, что не мало важно для детей 2 -3 лет, так как я в этом году набрала младшую группу, поэтому я и выбрала эту тему.

Слайд 2

 «Ум ребёнка  на кончиках  пальцев», - писал  В.А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

Слайд 3

Цель:  

Развитие и совершенствование мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Слайд 4

 Задачи:

     1.Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук,  двигательные умения и навыки.

     2.Учить правильно держать карандаш, формировать умение владеть им при помощи самомассажа, игр и упражнений.

     3.Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, памяти, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

    4.Формировать навыки учебной деятельности:

     -умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

     -умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

    5.Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Слайд 5

Свою работу начала с подбора и изучения методической литературы, изготовления картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.

Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики. Для более эффективного развития мелкой моторики я выбрала следующие средства:

Слайд 6

Пальчиковая гимнастика

Ребёнок 2 -3 лет в силу своих биологических особенностей не в состоянии долго концентрировать своё внимание на чём-то одном, поэтому в работе с детьми использую  игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов. Занимались сначала по 2-3 минуты в день, а затем столько, сколько ребёнок пожелает.

1 2 3 4 5 – будем листья собирать,

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба мы соберём,

Маме в подарок букет принесём.

Слайд 7

Сухой бассейн

 Сухой пальчиковый бассейн – отличное развивающее приспособление для маленьких пальчиков, которое развивает не только мелкую моторику, но и речь, познавательные способности. А главное, такие занятия очень нравятся деткам! Не зря же на всех детских площадках обязательно есть песочницы. Сделать сухой бассейн для пальчиков проще простого: берем какую-нибудь емкость (коробку, миску и т.д.) и заполняем ее мелким однородным наполнителем. Классический вариант наполнителя для  игр – крупа, горох, фасоль, песок и т.п. Я взяла манку. Также понадобятся мелкие игрушки, которые не будет видно, если их погрузить в массу бассейна. Можно закапывать и искать разные мелкие игрушки, копать манку маленькими лопатками и ложечками, насыпать и пересыпать в чашечки, стаканчики – в общем, практически мини-песочница. Во время «раскопок» ребёнок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики

Пальцы крепко мы сжимаем,

 Чтоб песок не высыпался,

Чтоб в руках у нас остался. (крепко сжимают кулаки)

Пальцы разжимаем,

Песочек высыпаем.

Слайд 8

Игры со счётными палочками

Выкладывание из счётных палочек прекрасно тренирует пальчики ребёнка, совершенствует точность мелких движений руки. А нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами.  В играх со счётными палочками ребёнок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Начинать советую с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника и т.п. «Рисование» палочками  понравившейся фигуры лучше сопровождать стихотворением:

Дом я строю во Вселенной.

Есть в нём крыша и антенна.

Есть в нём дверь и есть окошко –

Пусть живёт в нём наша кошка.        

Слайд 9

Игры с мозаикой

Развитие мелкой моторики у детей очень стимулирует обычная мелкая мозаика. Здесь ребёнку приходится вовсю задействовать логику, фантазию, память, а также совершенствовать очень сложные движения пальцами и кистями, чтобы не сломать уже сложенную картинку (дорожку, цветочек и др.) Начала играть в мозаику с детками с того, что сама вставляла детальки в основу, а детям предлагала нажать с обратной стороны на ножку, чтобы мозаика «выскочила». Очень нравится детям хаотичное втыкание мозаики в основу. Можно сортировать мозаику по цветам в цветные стаканчики, чашечки, блюдца. В мозаику детки играют каждый день, поэтому движения их пальчиков стали более точными и скоординированными.

Слайд 10

Игры с мелкими предметами и отверстиями

Следующий вид игр очень увлекателен и нравится детям. Он отлично развивает мелкую моторику, заключается в следующем: ребёнку предлагаю опускать мелкие предметы (горох, фасолины, и т.п.) в мелкие отверстия. Это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает щипковый хват указательного и большого пальцев. Движения пальцев рук детей стали более точными и быстрыми.

Слайд 11

Игры с крышечками

Мне очень понравилась идея развивающей игры из крышек от детского питания. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребенка. Пытаясь скрепить крышечки между собой, ребенок  тренирует пальчики, прилагая усилия. Кроме того эта игрушка развивает внимание, память, освоение основных цветов.  Каждому ребенку очень понравилось собирать и разбирать крышечки.

Слайд 12

Игры с прищепками

Очень нравится детям  играть с прищепками. Прищепки развивают  у ребенка умственные способности.  Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус при щипковом хвате. Картинки для этой игры скачала с интернета, распечатала, наклеила на картон, вырезала. Приобрела  цветные прищепки, которые  могут выступать в роли лапок и хвостов у животных, насекомых; иголок у ежика; плавников и хвоста у рыбки;  верхушек у репки и моркови.  

Использовать бельевые прищепки можно если поочередно «кусать»  ногтевые фаланги прищепками:

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь от наших лап!

Слайд 13

Игры с пуговицами

Игры с пуговицами учат ребёнка концентрировать свое внимание и правильно его распределять. развивают память (так как ребенок учится запоминать последовательность движений). внимание; тактильную чувствительность.

Слайд 14

Игры со шнурочками

Игры-шнуровки – это отличные развивающие игрушки для детей. Они укрепляют и развивают мелкую моторику пальцев рук, развивают зрительно – моторную координацию; воспитывают усидчивость, внимание, аккуратность.  Игровые манипуляции пальчиков со шнурками можно сопроводить стихами:

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверёк.

Ни головы, ни ножек.

Конечно, это ёжик.

Слайд 15

Массаж колючими шариками

Научно доказано, что проекция ладони связана с зонами коры головного мозга, отвечающими за развитие речи. Таким образом, воздействуя на ладони и пальцы рук массажером, возбуждаем, пробуждаем, заставляем работать зоны речевой активности. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. Для самомассажа пальцев рук использую массажные шарики.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

 Взад-вперёд его качу,

Вправо-влево, как хочу.

Слайд 16

Массаж зубной щёткой

Растираем  зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаемся к его основанию, плавно перемещаясь на ладошку.

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики,

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.»

Слайд 17

Рисование

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках мелок, кисть, карандаш и т.п., тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто. Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку, если вы будете чаще рисовать  ватными палочками или маленькими восковыми мелочками, которые хотели уже выбросить, потому что маленький мелок или ватную палочку дети обычно сразу берут в руки правильным хватом (большим, указательным и средним пальцами).

Слайд 18

Лепка

 Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина, глины или соленого теста.  Лепка – превосходная тренировка маленьких непослушных пальчиков, развитие фантазии, творческих способностей ребёнка. Лепка имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Чем больше ребёнок занимается лепкой, тем увереннее становятся движения пальцев.

Для малышей я провожу  такие приёмы лепки, как:

-скатывание шариков

-раскатывание колбасок                                                      

-сплющивание

-оттягивание

-размазывание

Большинство детей  уже научились скатывать шарики и расплющивать их, раскатывать колбаски и размазывать пластилин на картинке.

 Слайд 19

Тренируйте детям пальчики!

Станет рука сильной,

головушка умной,

а речь красивой!

Слайд 20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ»

Слайд 2

«Ум ребёнка на кончиках пальцев» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Цель: Развитие и совершенствование мелкой моторики руки детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Слайд 4

Задачи: Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки. Учить правильно держать карандаш, формировать умение владеть им при помощи игр и упражнений. Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, памяти, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Формировать навыки учебной деятельности: -умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога. -умение действовать, повторяя показанный образец и правило. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Слайд 5

Картотека пальчиковых игр

Слайд 6

Пальчиковая гимнастика

Слайд 7

Сухой бассейн

Слайд 8

Игры со счётными палочками

Слайд 9

Игры с мозаикой

Слайд 10

Игры с мелкими предметами

Слайд 11

Игры с крышечками

Слайд 12

Игры с прищепками

Слайд 13

Игры с пуговицами

Слайд 14

Игры со шнурочками

Слайд 15

Массаж колючими шариками

Слайд 16

Массаж зубной щёткой

Слайд 17

Рисование

Слайд 18

Лепка

Слайд 19

ТРЕНИРУЙТЕ ДЕТЯМ ПАЛЬЧИКИ! СТАНЕТ РУКА СИЛЬНОЙ, ГОЛОВУШКА УМНОЙ, А РЕЧЬ КРАСИВОЙ!

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....

Открытое занятие по развитию мелкой моторики руки в подготовительной группе «Путешествие в страну Пальчиковых игр».

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деят...

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...

Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?...

Игротренинг для родителей по развитию мелкой моторики "Рука развивает речь"

Данный практикум проводится с родителями детей среднего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В ходе мероприятия раскрывается положительное воздействие  мелкой моторики пальцев рук на разв...