Коррекционная работа по уточнению и обогащению словарного запаса детей с ОНР
консультация по коррекционной педагогике

Соловьева Людмила Николаевна

В консультации говорится об этапах становления лексико-семантической системы языка у детей с ТНР,  

предлагаются задания на развитие словарного запаса,  о способах словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_po_utochneniyu_i_obogashcheniyu.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УТОЧНЕНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ

СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОНР

Лексический запас слов у ребёнка бывает пассивный и активный, вначале жизни у ребёнка , на основе его опыта , формируется пассивный запас слов, ребёнок ещё не говорит, а понимает речь взрослых, в последующем накопленный понятийный опыт выдаёт в актив.

Отечественные исследователи отмечают, что в 1 год ребёнок активно владеет 10-12 словами,  к 2 годам-300-400, к 3 годам1000-1100 слов, к 5 годам-2200 слов,  а к 6 годам его активный словарь увелививается до 3-3,5 тысяч слов.

Анализ приведённых данных свидетельствует о том,  что дети с ОНР чаще употребляют  существительные и глаголы.  Это объясняется тем, что у них есть  потребность в этих  словах. Остальные части речи употрябляются реже  в связи с тем, что понятия о признаках предметов находятся в стадии формирования, поскольку  у них ещё не сформировано само ощущение признака.

У ребёнка в возрасте от 2 до 6 лет присуще особое чувство языка-это словотворчество или словообразование., которое зависит от того социума, в котором он находится.Но словотворчество присуще детям с нормально развивающейся речью, а у детей с нарушенной речью, оно отсутствует.

В становлении лексико-семантической системы языка у детей дошкольного возраста в отечественной методике выделены  4 этапа системной организации детского словаря. На 1 этапе  лексический запас ребёнка представляет собой неупорядоченный набор отдельных слов.

На 2 этапе в сознании ребёнка формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации.

3 этап характеризует объединение лексем в тематические группы. На 4 этапе возникает синонимия, и системная организация словаря ребёнка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых носителей языка.

Психологическими исследованиями установлено, что значение слова на всех этапах развития ребёнка не остаётся неизменным., а напротив, претерпевает  сложнейшее развитие. На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово выступает для ребёнка как компонент целой ситуации, которая включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе общения со взрослыми ребёнок узнаёт и запоминает названия отдельных предметов, их свойства, качества, действия. У ребёнка с ОНР  несформированность психических процессов не даёт возможности ребёнку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, признаков, действий и явлений окружающей жизни. Поэтому исследователи отмечают перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом.

Ребёнок использует слово для названия ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общее функциональное назначение предметов.

По мере развития словарного запаса значение слова постепенно уточняется.Это связано с усвоением новых слов, , уточнением их значения и дифференцированным  употреблением известных слов.

По мере развития ребёнка слово начинает обозначать отдельные признаки предмета или явления. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и постепенно выступает как средство формирования речи. Значение слова постепенно развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому.

В ходе овладения активным словарём ребёнок упражняется в связывании слов-образуются словесные связи, формируется словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идёт по мере накопления словаря в практическом их применении. Ребёнок не только слушает и слышит, и сам начинает использовать грамматические формы в высказываниях.

Успешное развитие словарного запаса детей обеспечивается многими факторами. Один из них-взаимодействие со взрослыми, являющимися для ребёнка образцом для подражания.Общение со взрослыми является для ребёнка важнейшим фактором его психического развития .

Прежде чем приступить к работе по развитию  словаря детей сОНР,неюбходимо провести правильное обследование ребёнка на выявление у него количественного состава словаря предметного, глагольного, признаков.

Я расскажу как это делаю я. Я раскладываю 30 картинок с изображением животных,одежды, овощей,транспорта и т.д.

Высшая оценка-30 баллов

Прошу подобрать картинки с изображением домашних животных и подсчитываю, сколько картинок он подобрал. И так по всем темам.

Так я определяю запас слов-предметов в речи.

Подбор определений- предлагаю 5 картинок-мяч, яблоко, собака, дерево, человек.  Нужно придумать к словам как можно больше определений- Какой?Что ещё можно про него сказать?

10 баллов

Выявляю- уровень глаголов по картинкам из 5 лексических тем, в каждой теме по 10 картинок- по профессиям, транспорту,животным, птицам, одежде.

Высший балл-50

После выполнения данных заданий по выявлению словаря, подсчитывается суммарная оценка-90 баллов.-высший балл, 35-50-средний, менее 35-низкий

При организации логопедического воздействия по уточнению, обогащению словарного запаса детей  необходимо учитывать научные  представления о слове, его структуре, значении. Формирование словарного запаса идёт по следующим направлениям:

-расширение объёма словаря и представлений об окружающей действительности;

-уточнение значения слов;

-формирование семантической структуры слова;

-организация семантических полей, лексической системы родного языка;

-активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный.

Система работы над словами была составлена ак. Выгодским, Карповой.

И составлена она  с учётом тесной связи процессов развития лексики и словообразования, включает задания по уточнению структуры значения слова, овладение морфемами, грамматикой, системой связи между словами, развитие диалогической  и монологической речи. Т.е.на занятиях по развитию речи организуется устная речевая практика. Русский язык изучается на системе  речевых игр.

Каждая неделя в логогруппах  имеет свою лексическую тему, где усваивается предметный, глагольный словарный запас , словарь признаков,

Включаются задания на занятиях по образованию новых слов как суффиксальным способом (сад-садовник), префиксальным способом (пришёл, ушёл, перешёл), образование слов путём сложения двух основ (самокат, паровоз) .При помощи словообразования фомирование лексики проходит гораздо быстрее и качественней, поскольку речь ребёнка обогащается за счёт производных слов. Вначале, в старшей группе мы образуем новые слова простым способом-при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов-стол-столик, Оля-Олечка, а затем включаем в работу более сложные по семантике слова, например: профессии людей-почта-почтальон, учит-учитель .

Некоторые слова образуются  при помощи приставок и суффиксов-ПОДОКОННИК

Путём сложения 2х слов-платье-костюм, вагон-ресторан, сложения аббривиатур-ОНР, КВН;

От прилагательных глаголы образуются с помощью суффиксов и приставок-синий-подсинить, слепой-слепнуть-ослепнуть

От сущ-х-столб-остолбенеть

Путём сложения основ-древнерусский, тёмно-зелёный

Наречия образуются при помощи приставок-завтра-послезавтра,

 От наречий прилагательные -Дружно-дружный,искренне-искренний

Все эти задания включаются в игры-словесные, дидактические.

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, профессии, одежды, времена года и т.д.

Формирование лексического запаса на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:

1.Дети непосредственно знакомятся с изучаемым явлением;

2.дети с помощью отчётливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

3.воспитатель организует речевую практику детей , в которой закрепляются речевые выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.

При изучении каждой темы намечается логопедом тот словарный минимум, который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Но, предварительно, логопед проводит логопедическое занятие, в котором отрабатывает основные лексические положения данной темы.,

Закрепляет словарь по данной теме, разбирает значения сложных слов, как они образуются, каким способом., т.е. проводит процесс образования новых слов. Но основная нагрузка по пополнению, уточнению словаря лежит на воспитателе. Логопед в своих занятиях  на усвоенном словарном запасе работает по грамматическому оформлению речи, над связной речью.

Основная задача воспитателя  в области развития речи состоит в следующем:

1.расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2.развитие способностей у детей применять полученные знания и умения  на практике;

3.автоматизация полученных знаний и умений в свободной речи.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы  "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя по обогащению словарного запаса детей с ОНР ( из опыта работы )

Бедность словарного запаса у детей с ОНР порождает ряд проблем: слабую продуктивную коммуникацию, невозможность лексико - грамматически правильно оформить высказывания, затруднения в связном, фонетич...

Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы  заключается в следующем: с одной стороны одним из важнейших  направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста  является развитие речи у детей и ...

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста

Комплекс игр способствует развитию и обогащению словарного запаса детей. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях....

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...