«Многообразие приѐмов и упражнений по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ» Информационно-методический материал для родителей и педагогов.
методическая разработка по коррекционной педагогике

«Многообразие приѐмов и упражнений по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ» Информационно-методический материал для родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Многообразие приѐмов и упражнений по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ» Информационно-методический материал для родителей и педагогов.

Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять точные, целенаправленные движения пальцами кистей рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной, костной. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребѐнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путѐм на базе развития общей моторики человека. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Таким образом, если у ребѐнка развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия соответствуют возрастной норме, то они качественнее и быстрее овладевают навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения: лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта! Ум ребѐнка находится на кончиках его пальцев! Еще И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом. Одна из часто встречаемых проблем в современной педагогике - это проблема роста числа детей, (особенно среди детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) не готовых к школьному обучению. Самая распространенная - это несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Движения учащихся с ОВЗ отличаются неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками, как в школьном обучении, так и в бытовых ситуациях. Они не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий. Развитие мелкой моторики учеников с ОВЗ одна из гланых задач педагогов работающих с особенными детьми. Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы. Коррекционную работу по развитию мелкой моторики нужно планировать и проводить на всех уроках, коррекционных занятиях, во внеурочное время и дома. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться некоторых правил: • подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности; • учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение; • проводить работу регулярно, систематически; • соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка; • повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру; • заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм; • стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

#1057;амомассаж. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. При проведении самомассажа используют ряд приѐмов: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев, рисование на ладонях, точечные удары пальчиками. Простой традиционный самомассаж. • Упражнения на растирания - «Греем ручки»(Потирание ладоней друг о друге.) Очень холодно зимой, Мѐрзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть. • Упражнения на пощипывания, похлопывания- «Цыплятки»(Подушечкой одного пальца- похлопываем,(клюѐм). Подушечками двух пальцев –пощипываем(клюѐм) Весѐлые цыплятки Прибежали без оглядки. Стали зѐрнышки клевать - «Клю-клю-клю!», Травку сочную щипать – «Щип-щип-щип!» • Упражнения на поглаживание- «Лучи солнца».( Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух – пяти пальцев - это «лучи солнца».) Солнышко лучами Гладит нас, ласкает. Солнце, как и мама, Лишь одно бывает. Предварительно попросите ребѐнка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. «Сорока»-( Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трѐх пальцев.) Сорока, сорока, Где была? Далеко. Дрова рубила, Печку топила, Воду носила, Кашку варила, Деток кормила. • Упражнения на циркулярное растирание кистей рук. «Чистюля» («намыливание» рук мылом) Не секрет для нас с тобой, Каждый знает это – Руки - мой перед едой И после туалета. • Упражнения на вибрацию. «Дождик»( Пунктирование двумя – пятью пальцами(имитация игры на пианино). Кто там топает по крыше? Кап-кап-кап. Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап –кап-кап. Я усну теперь едва ли. Кап-кап-кап Может, кошек подковали? Кап-кап-кап. Эти несложные игровые упражнения по самомассажу легко могут выполнять и родители со своим ребѐнком, уделив этому 5-7 минут в день. Если у ребенка есть проблемы с речью, озвучивайте его двигательные манипуляции сами. Упражнения для самомассажа с различными предметами.

2. С помощью шестигранных карандашей. «Веселые пальчики». Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях. «Карандаш щекочет пальчики Веселятся девочки и мальчики! «Добывание огня». Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. «Быстро палочкой мы тремОгонек сейчас найдем» «Юла». Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и боль-шим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами. «Стану я сейчас юлойна ноге кручусь одной» Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. «Вертолѐт». Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Вертолѐт готов к полѐту, Говорим мы все пилоту. Винт скорее закрути…. И лети, лети, лети... .

#1057; помощью орехов. «Белки» Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук. Белка принесла орешки Какой хочешь, выбирай, В ручку ты возьми орешек И легонько нажимай. «Фокус» Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки. Я орешек зажимаю Словно я его теряю, Раз! Ладошка открывается И орешек появляется.

#1057; помощью зубной щѐтки. «Пальчики-удальчики» Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики. #1057;помощью предметов «СУ-ДЖОК». Набор предметов Су -Джок для самомассажа кистей рук можно приобрести в магазине. В набор входят мягкие и твѐрдые шарики с шипами, специальные металлические кольца, массажѐры с рукояткой и другие приспособления. В домашних условиях можно использовать «колючие» бигуди. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется. улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Помимо этого игровой самомассаж кистей рук –важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающее одновременно в обеих кистях рук ребѐнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"

Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...

Многообразие форм работы учителя-логопеда при развитии мелкой моторики руки детей с ТНР.

Описание наиболее интересных приемов  развития мелкой моторики руки у детей с ТНР....

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с ТНР. Приложение. Игровой материал

Данные упражнения могут применяться при работе с детьми любой возрастной группы дошкольного возраста....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....