Создание развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Особенности и рекомендации создания развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_s_ovz.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №35»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.

Тел/факс8(86553) 5-57-02,эл. почта – svetlanagudim19754@mail.ru,

официальный сайт https://ds35.stv.prosadiki.ru/

ОКПО 43369282  ОГРН 1202600001670  ИНН/КПП 2623030977/262301001

Доклад

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми с ОВЗ»

Подготовил:

Учитель-логопед

Анахатунян А.В.

МБДОУ «Детский сад №35»

Дата:18.03.2024

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя развивающую предметно-пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Развивающую среду необходимо организовывать в соответствии с санитарными правилами, а также в зависимости от особенностей здоровья и развития воспитанников. В работе мы опираемся на нормативные документы, определяющих специфику дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты Российской Академии Образования предлагают три     варианта проектирования развивающей предметно-пространственной среды: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности.

При создании специальных образовательных условий в группах мы учитываем перечень условий, установленных психолого-медико-педагогической комиссией для каждого конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом необходимо придерживаться принципов коррекционной работы с детьми:

  1. Принцип развития. Обеспечить развитие ребенка по основным целевым ориентирам воспитания: речевое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное и эстетическое развитие.
  2. Принцип природосообразности. В обучении и воспитании ориентироваться воспитания на отклонение дошкольника. Относиться с пониманием к внутренней природе ребенка:

— у многих детей с ОВЗ снижен темп речемыслительной деятельности;

— детям трудно наладить контакт со сверстниками и взрослыми;

— есть дети с моторными нарушениями трех видов: нарушения тонких движений, равновесия или зрительно-пространственной координации.

Их движения отличаются от движения нормально развивающихся детей. Дети путаются в пространстве, им трудно участвовать в подвижных играх.

  1. Принцип психологической комфортности. Обеспечить ребенку положительные эмоции: создать в группе благоприятный микроклимат.
  2. Принцип взаимодействия. Обеспечить взаимодействие воспитателей, педагогов и родителей в течение всего периода коррекционно-развивающей работы.
  3. Принцип доверительного сотрудничества. Давать ребенку свободно выражать свои чувства. Не давить на него психологически, не навязывать свое мнение.
  4. Принцип обучения деятельности. Научить ребенка преодолевать трудности, ставить цели и добиваться их. Поощрять его самостоятельную деятельность.
  5. Здоровьесберегающий принцип. 

— Заботиться о психологическом, физическом и душевном здоровье ребенка;

— устранять факторы стресса, которые плохо влияют на здоровье ребенка;

— подобрать специальное оборудование и материалы, чтобы бороться с отклонениями. К примеру, для детей с детским церебральным параличом (ДЦП) — крупные мягкие конструкторы, мячи-массажеры на ручке, ручные тренажеры и эспандеры. Для детей с психическими отклонениями — специальные игрушки для игр и занятий с педагогом-психологом, логопедом и дефектологом.

  1. Принцип вариативной развивающей среды. Обеспечить выбор оборудования, пособий, игрушек и материалов для различных видов активности детей и работы специалистов.

Независимо от того, какой вариант проектирования развивающей предметно-пространственной среды используется в вашем дошкольном учреждении, создавайте развивающую среду для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, их уровня активности и интересов.

Выделите отдельные зоны в группах для игр, конструирования и уединения. Периодически меняйте игровой материал, чтобы развитие детей не стояло на месте. Дизайн и формы предметов должны соответствовать возрасту воспитанников и их уровню развития.

Для каждой категории детей организуйте развивающую среду по-разному. Выделите в группах специальные зоны для детей каждой категории.

Так, например, для детей с ТНР важно способствовать развитию речи и соответствующе подбирать материал: предметные и сюжетные картинки; игрушки для обыгрывания стихов и потешек; карточки с правилами по артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложений.

Для детей с нарушениями зрения необходимо создать условия, расширяющие их представления об окружающем мире. Из-за плохого зрения детям сложно ориентироваться в пространстве, в разговоре они могут не понимать, о чем идет речь. Такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и быстроутомляемы.

Для развития зрительного, слухового и осязательного восприятия детей с нарушением зрения, подготовьте игры и упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве. Например, игры с ориентировкой «на себя»: «Расскажи, где сидит кукла» или «Покажи рукой, флажком влево, вверх, направо, вперед».

В работе с детьми, имеющими нарушение слуха, необходимо развивать зрительное, слухового, тактильно-двигательного восприятия и мышление. Наша задача сформировать целостные образы предметов и явлений; сформировать понятия «цвет», «форма», «величина»; сформировать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. А также нам необходимо научить ориентироваться в пространстве, реагировать на внешние раздражающие звуки-раздражители, понимать устную речь и жесты собеседника; научить различать звуки различных музыкальных инструментов, воспринимать речевые и неречевые звуки и слова-звукоподражания; научить определять форму, величину, материал и другие свойства предмета на ощупь.

Детям с задержкой психического развития трудно общаться со взрослыми и сверстниками. Чтобы помочь ребенку побороть дискомфорт во время общения с другими людьми, установить эмоциональный контакт с ним, создайте для него комфортную ситуацию. Для этого включите в развивающую предметно-пространственную среду последовательные картинки с актуальной информацией: режим дня или календарь событий на день, последовательные задания. Такие картинки помогают ребенку понять, что его ожидает в течение дня. Воспитанник сразу видит общие режимные моменты, такие как игры со сверстниками, занятия, и больше не пугается внезапного общения.

Еще приобретите для развивающей среды картинки с разными эмоциональными состояниями. Рекомендую педагогам включить картинки в общие игры. Картинки помогают ребенку определить эмоции других людей, понять, как они меняются. Также для взаимодействия с другими детьми подойдет кукольный театр. От имени куклы ребенку легче вступать в общение.

Чтобы дети эмоционально не перегружались, расположите в группе уголок для уединения и отдыха. Разместите в уголке музыкальный центр с наушниками и набором музыкальных и литературных произведений.

В работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата важно развивать двигательные функции ребенка: обучать захватывать и отпускать предметы, работать пальцами, самостоятельно ходить. Для этого выбирайте материалы для разных видов детской деятельности, в том числе предметно-манипулятивной.

Детям с нарушением интеллекта сложно мыслить абстрактно, у них не развит познавательный навык. Поэтому основные задачи развивающей предметно-пространственной среды:

  • сформировать у дошкольников предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • научить детей элементарным навыкам самообслуживания;
  • обогатить практический и сенсорный опыт воспитанников.

Главное помнить, что наша задача помочь детям развиваться, познавать, изучать, раскрыть творческие способности. Педагог не настаивает, а создает условия, направляет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Работа с кинетическим песком».

Оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Работа с кинетическим песком».

Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.  Форма проведения работы с песком разнообразна: использование ...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада (из опыта работы)

   Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сфе...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...