Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада (из опыта работы)
статья (старшая группа) по теме

     Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, в которую возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_13.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

  Создание развивающей предметно-пространственной среды

в старшей детского сада (из опыта работы)

     Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, в которую возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

      

          При переходе ребенка в старшую группу меняется психологическая позиция ребенка: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Здесь важно поддержать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

      Возраст 5-6 лет называют базовым. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем.

Ведущая  потребность в этом возрасте – потребность в общении, творческая активность во всех видах деятельности, развитие фантазии, воображения.

          Предметно-игровая среда в группе организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, будь то экспериментирование, театрально-игровая деятельность, конструирование, рисование или ручной труд.

     Предметно-развивающая среда в группе выстроена таким образом, что активный сектор занимает большую часть помещения группы. В зону активности входят: центр конструирования, центр музыки и театрализации, центр двигательной активности, центр игры. Спокойный сектор включает в себя: центр природы, центр книги, центр релаксации.  Рабочий сектор вмещает в себя оборудование для совместной и регламентируемой деятельности, включает в себя центр познавательной и исследовательской деятельности, речевой центр, центр творческой деятельности.

     При организации предметно-развивающей среды учитывался гендерный подход в воспитании. Подобраны материалы, учитывающие интересы  девочек и мальчиков. Поскольку мальчики для развития игрового потенциала могут использовать  элементы одежды русских богатырей, элементы военной формы, предметы рыцарского костюма, а девочки – различные платки, головные уборы, ленты, украшения и т.д.

     С учетом подготовки ребят к школьному обучению в группе подобран материал, отражающей школьную тематику: книги и фотографии о школе, колокольчик для звонка, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу, бережно собирается альбом с фотографиями родителей, сестер или братьев в период школьного обучения, чтобы повысить мотивацию детей, интерес к школе.

     Поскольку характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта, в группе  представлены различные виды энциклопедий, раскрывающие тайны древности, народов, эпох, журналы, альбомы, проспекты.

     В возрасте 5-7 лет у  детей происходит активный «ростовой скачок», поэтому воспитатели внимательно следят за ростом детей, 2-3 раза в год корректируют высоту мебели.  

     Таким образом, предметно-пространственная среда в группе безопасна, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности (вся мебель в группе закреплена и промаркирована, предметы мебели, игровые комплексы для детей не имеют острых углов, соблюдаются графики проветривания, влажной уборки, смены кипяченой воды, график смены белья и полотенец, в группе имеется огнетушитель).

Поскольку ведущая деятельность у детей старшего дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра,  у детей должна быть возможность изменения пространственной среды в группе. Таким образом, пространство группы трансформируется в зависимости от игровой, образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Воспитатели создали творческую предметно- пространственную среду, которая вариативно используется детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики, модульная мебель, воздушное пространство среды в группе украшают мобили, создаваемые руками детей, они не только украшают развивающую среду, но и помогают систематизировать изучаемый материал, развить пространственное воображение детей.

    Также предметно-пространственная среда группы насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы, создается  с учетом психолого-педагогических требований. Мебель и игровое оборудование в группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий, исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых и, наоборот, позволяющее ощущать тесных контакт с ними, предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

     Игры, пособия, мебель полифункциональны и пригодны для использовании в разных видах детской активности.

 Например, в  уголке познания, мотивирующий детей к познавательной активности, подобраны атрибуты, пособия, которые применяются в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

     Предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ, созданы необходимые условия реализации образовательных областей. Например, для художественно-эстетического развития детей создан  центр искусств «Юный художник», которому   отведено самое светлое и хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время осуществляют творческие замыслы. Стеллажи оформлены интересно и эстетично. Центр включает выставки художников-иллюстраторов, выставки изделий народных промыслов, тематические выставки с учетом проектной деятельности группы, также в центе подобраны альбомы, книги, с иллюстрациями художников  И.Билибина,  Ю.Васнецова, Е.Чарушина, В.Сутеева, других знаменитых художников.  В распоряжении детей богатый выбор изобразительных средств, способствующий развитию творческого потенциала, креативного мышления и воображения.

     Детские работы выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Наши шедевры». Интересной находкой вместе с детскими работами вывешивать иллюстрации знаменитых художников, что повышает самооценку детей. В ходе образовательной и самостоятельной, игровой деятельности художественно-эстетическое направление интегрируется со всеми образовательными областями.

     Строительный центр «Построй-ка» достаточно мобилен, но вмещает различные виды конструкторов, схемы и чертежи построек, позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре или столе.  Воспитатели включили в среду группы конструкторы, выполненные из разного материала (пластмассы, дерева, металла), напольные, настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематичнеской направленности. Игры и пособия в группе полифункциональны: дети часто обыгрывают создаваемые постройки в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде. Например, в ходе в работы над краеведческим проектом «Мой любимый детский сад» ребята сконструировали  макет своего детского сада, который вошел в большой проект «Моя малая Родина».

     Особой гордостью группы является уголок экспериментирования «Хочу все  знать!», победивший в смотре-конкурсе на лучший уголок экспериментальной деятельности. Воспитатели группы организовали этот центр с учетом возрастных возможностей и интересов детей. В центре подобраны различные природные и демонстрационные материалы для экспериментов и опытов, микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов, организуются выставки игрушек в зависимости от материала, с которым сейчас знакомятся дети (дерево, железо, глина, ткани, синтетические материалы и т.д.), собрано множество коллекций (пуговиц, ракушек, магнитов,  камней, коллекция бумаги, тканей, запахов, звуков и т.д.)

     Игра у детей 5-7 лет остается любимым видом деятельности. Поэтому предметно-игровая среда в старшей группе построена так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. Поэтому педагоги организовали различные пространства, наполненные разнообразными материалами, играми, обеспечивающий свободный выбор детей.

     Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную познавательную и исследовательскую активность детей: дидактические, развивающие, логико-математические игры (например, «Блоки Дьеныша», «Логический домик», «4-й лишний», «Найди отличия» и т.п., на узнавание по описанию, преобразование, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника») ориентировку по схеме, познавательные книги для дошкольников, игры на развитие счетной и вычислительной деятельности, внимания, памяти, мышления, мозаики, пазлы, тематические кроссворды.  Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.       

     В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Таким уголком уединения стал литературный уголок «Мир книг». Воспитатели подошла к созданию уголка с увлечением, творчески. Литературный уголок вмещает в себя не только традиционные для этого возраста материалы, но и авторские тематические выставки, материалы, рассказывающие о творчестве художников-иллюстраторов, аудио- и видеоматериалы, подобраны игры на развитие звуковой культуры речи и развитие связанной речи, картотека малых форм фольклора, стихов, загадок, скороговорок, подобран необходимый материал для реставрации книг, интересная выставка «Какие бывают книги?», рассказывающая об истории создания книгопечатания, о разнообразии книг по форме, материалам, размерам.

Таким образом, речевое развитие интегрируется с познанием, коммуникацией и художественным направлением: к работе над созданием

«Литературного уголка» воспитатели привлекли и родителей, которые вместе со своими детьми работали над проектом «Создай книгу своими руками».

     Социально-коммуникативному развитию детей в старшей группе уделено большое значение. Например, уголок безопасности дорожного движения «Площадка Светофорика» интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, дидактические игры, атрибуты по ПДД, макеты улиц, парковки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Здесь также во всех видах деятельности используются разные виды конструкторов, мебели, модели, макеты созданные руками детей на занятиях, в ходе игровой деятельности.

     Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с исторически прошлым, воспитанникам помогает работа воспитателя над созданием центра краеведения. Воспитатели осознают большое значение  именно этого направления в воспитании подрастающего поколения. От того, какими патриотами своей родной страны вырастут наши дети зависит будущее России. Поэтому работа именно в этом направлении в группе приоритетно.  Развивающая среда в группе в этом направлении максимально содержательна и насыщена, благодаря  проектной деятельности. Осознание собственной значимости, своей семьи, своей малой Родины представлены через проекты «Родословная моей семьи» и др. Конструирование представлено множеством макетов; например, развивая представление ребенка об истории нашего края, Ижорской земли был создан макет-игра «Невская битва». Место, где мы живем – духовный источник для русского человека, гордость за победную историю своего Отечества.  В группе собран большой краеведческий фотоматериал, а работа с голубой  глиной – это и экспериментирование, и художественное творчество, и тактильный оздоравливающий эффект. В центре краеведения проходит выставка глиняных игрушек народных промыслов, ценный материал, рассказывающий о быте славянского народа, коренного населения Ижорской земли. Чрезвычайно интересен познавательный материал, рассказывающий об истории русского костюма. Дети знакомятся с костюмом через иллюстрации В.Васнецова и И.Билибина, других художников-классиков. Подобран разнообразный видео- и фото- материал, рассказывающий о деревянном зодчестве наших предков. А знакомство с былинными русскими богатырями, с образом самого Александра Невского, также нашло отражение в центре краеведения. Собран  интересный видеоматериал, рассказывающий об истории Невской битвы, об образе Александра Невского. Уголок Петербурговедения – как часть центра краеведения также насыщен. Географические карты, схемы, альбомы, рассказывающие об истории города, а также уникальный видео- материал – «Музеи Санкт-Петербурга», часть развивающей среды группы. Таким образом дети, не выезжая за пределы детского сада, дети могут побывать в самых интересных уголках Санкт-Петербурга, перед ними открываются двери лучших музеев северной столицы. А для родителей в группе периодически обновляется материал по Петербурговедению на стендах «Путешествие на городском трамвайчике». Через знакомство с русскими народными подвижными играми воспитатели приодщают детей к истокам русской народной культуры.  Поскольку духовное здоровье – это одна из самых важных задач развивающей среды в группе. На примере этот уголка видно насколько разнообразен, доступен материал для детей.        

     Игры и игрушки, альбомы и макеты размещены на полочках, стендах, каждый ребенок может использовать их в самостоятельной, исследовательской, конструктивной деятельности.  Центр оформлен эстетически привлекательно.  

     Вывод:   развивающая предметно-пространственная среда старшей группы

содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

При создании развивающей образовательной среды воспитатели руководствовались ФГОС к структуре основной образовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.

     Особое внимание  уделено эстетическому оформлению помещений.

Организация предметно – развивающей среды в ГБДОУ выстроена в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией  М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой  и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.

     

     

 

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая деятельность детей, педагогов и родителей, как средство интеграции предметно - развивающей среды дома и детского сада. ( Из опыта работы).

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования - сотрудничество родителей воспитанников с педагогами. Одним из способов привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграци...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Рекомендации по внесению изменений в развивающую предметно-пространственную среду старшей группы детского сада.

Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасной и комфортной обстановке. Важнейшая сост...

"Создание эмоционально - развивающей среды в группе детского сада" (из опыта работы)

В презентации отражены основные составляющие эмоционально - развивающей среды, способствующей созданию положительного микроклимата в группе детского сада....