Статья "О забытом способе развития интеллекта"
статья по логопедии

Сачёва Наталья Николаевна

Статья на тему: "О забытом способе развития интеллекта ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_zabytom_sposobe_razvitiya_intellekta.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

О ЗАБЫТОМ СПОСОБЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

«Сиди и учись! Будешь все время бегать — так и останешься дурачком!»
Агрессию по отношению к двигательной активности мы с вами можем сейчас наблюдать повсеместно. Посудите сами: детская кроватка вместо маминых рук (а мама с малышом на руках ведь не сидит: то встанет, то присядет, то наклонится за игрушкой), манеж, ходунки дома и «поводок» на улице — когда ребенок еще не вполне научился держать корпус.

Дальше — обездвиживающий телевизор с развивающим каналом. После телевизора начинается та самая вроде бы безумная беготня. Развивающие студии, где развиваемся мы тоже чаще всего сидя. Потом — детский сад, где свободного движения — много ли? Мальчики, которые бегают — это хулиганы и негодяи (кто тут помнит, что это вообще особенность мужской психики — воспринимать мир в движении). Потом 11 лет сидения за партой днем и за компьютером и уроками вечером (даже 1 час спортивной секции — не в счет). Еще пять лет вуза. Ну а потом — уже по привычке — компьютер, телевизор и диван, максимум — комфортное кресло авто. Потому что уже не представляем, что может быть по-другому. И то же передаем детям, которые почему-то становятся все более неуправляемыми.

А теперь давайте только на минуточку вспомним, что все ведущие физиологи и дефектологи современности все в один голос говорят: «Истинный интеллект у ребенка развивается в движении!» В свете этой аксиомы вся описанная выше цепочка выглядит не иначе, как заговор против человечества, кем-то коварно продуманной целенаправленной деятельностью по превращению нас в хорошо управляемый материал. Безумное предположение? Но почему тогда мы добровольно лишаем себя и своих детей движения, которое является не просто прихотью, а одной из важнейших потребностей? Для детского же развития оно просто необходимо.

В прошлом уже веке жил в нашей стране прекрасный ученый — Николай Александрович Бернштейн. Он был потомственным физиологом: его отец был известным психиатром, а дед возглавлял кафедру физиологии Новороссийского университета до того, как туда пришел Иван Михайлович Сеченов.

Николай Александрович создал теорию построения движений: он исследовал, какие процессы происходят в нашем мозге, когда мы, например, берем со стола яблоко. Дело в том, что наш мозг можно представить в виде пирамиды, где самые широкие кольца, составляющие фундамент, роднят нас... с простейшими организмами вроде медуз. Этот уровень — уровень А по Бернштейну — отвечает за многое: прежде всего, благодаря именно ему мы ощущаем себя как нечто целостное и живое. С этим уровнем связан наш вестибулярный аппарат, благодаря ему мы ощущаем положение своего тела относительно силы тяжести...

В настоящее время идеи Бернштейна активно развивает — в теории и на практике — известный коррекционный педагог и ученый-физиолог Елена Владимировна Максимова, которая работает с очень сложными детишками: аутистами, детьми с ДЦП в сложной форме... Она на практике убедилась: теорию построения движений Бернштейна можно рассматривать как «теорию построения уровней психического реагирования». Потому что, если у человека не простроен уровень А — у него проблемы с доверием к миру, он может быть неуравновешенным, неуверенным (нет чувства опоры — опорный рефлекс запускается именно на этом уровне).

На втором уровне — уровне В — человек начинает овладевать своими конечностями, управлять мышцами. На этом уровне формируются двигательные штампы, автоматизмы — и если этот набор достаточно богат, человек становится весьма ловким, и не только в физическом смысле этого слова. В детстве эти штампы прекрасно формируются как раз в совместном бесцельном вроде бы движении — бегалках, прыгалках, щенячьей возне (вспомните, как собаки возятся со своими детьми)...

Только на уровне С мы начинаем овладевать пространством: можем, наконец, дотянуться рукой до яблока и взять его. Вспомните, как усердно и самозабвенно над этим навыком трудятся детишки первого года жизни. А канувшие в лету игры во дворе? Выбивалы, кондалы, в которых кроме построения движений решалось еще невероятное количество развивающих задач?

Кстати, в свете теории построения движений Бернштейна совершенно по-другому воспринимается роль хороводов. Настоящий сложный хоровод зарождается... на уровне А, поскольку хоровод — это прежде всего целостность, единство. Проводились специальные исследования: если хоровод водить со знанием дела, то в конце у всех его участников синхронизируется пульс, кровяное давление, ритм дыхания... Но хоровод — это еще и сложнейшая пространственная геометрия. Водите с детьми хороводы (только надо помнить, что есть структуры гораздо сложнее, чем «за ручки и по кругу») - и в старших классах они будут приносить вам пятерки по геометрии.

По сути дела, только на уровне D человек наконец перерастает животных, исключая, пожалуй высших млекопитающих. Уровень D — это уровень действий. Что такое действие? Это когда мы вместо того, чтобы тянуть ручки к яблоку, которое лежит на высокой полке, уходим в противоположную сторону от яблока — за табуреткой, приносим ее и достаем яблоко!

А собственно человеческая деятельность, к которой не способно ни одно высокоразвитое животное, начинается только на уровне Е: речь, письменность, музыка, театр, танец («танцы» животных носят рефлекторный характер).

Так в чем же проблема, спросите вы? В том, что при рождении эти уровни у человека не достроены, и нам нужно помочь их достроить, причем достроить последовательно, начиная с самых низших. Что вместо этого делаем мы? Мы в два года (!) ведем ребенка в развивающий клуб учиться читать, перетаскивая его сразу на интеллектуальный уровень Е! Но природа не терпит нарушения своих законов — и подобная спешка оборачивается неврозами и психологическими проблемами.

Как этого избежать? Вспоминайте, как тютюшкать ребенка, устраивайте с ним веселую возню — и не смотрите на подобные игры как на что-то бессмысленное и бесполезное: в это время в мозге ребенка (и в вашем, между прочим) происходят невероятно важные и сложные процессы, закладывается его психическое здоровье — и его будущее интеллектуальное преимущество перед обездвиженными сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы развития эмоционального интеллекта.

Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей. Автор приведенных ниже правил развития эмоционального интеллекта Д. Гоулман, психолог из США, автор книг об эмоциональном интеллек...

Сегодня дошкольник - завтра успешный взрослый. Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизн...

упражнение «Стульчик»_ для дошкольников и младших_школьников_ Способы развития эмоционального интеллекта

Упражнение «Стульчик»: для этого нужно собрать всех подопечных, одного усадить на стульчик в центре. Каждый из детей должен сказать ребёнку на стульчике комплимент. Что-то, что челове...

Адвент-календарь как способ развития эмоционального интеллекта и поддержки детской инициативы

ППроект ориентирован на детей, позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу, побуждая детей к творческим свершениям. Параллельно духовно-нравственному воспитанию в процессе реализации проекта а...

Педагогический проект: «Эмоциональный интеллект - как способ развития социализации у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

На сегодняшний день эмоциональное развитие является важным составляющим формирования целостности личности ребенка. С каждым днем возрастает информационное давление на сознание людей, что влечет за соб...