Применение технологии "Бусоград" в работе с детьми с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике

Макарова Юлия Анатольевна

На современном этапе развития дошкольного образования, определенного ФГОС ДО, происходят изменения в образовательных процессах на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, творческого, духовно-нравственного развития ребенка. Одним из таких методов является технология "Бусоград".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx734.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»

Мастер - класс

«Применение  технологии «Бусоград» в  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовили и провели:

Педагог-психолог, воспитатель

Макарова Юлия Анатольевна

Тюльган, 2024


«Применение  технологии «Бусоград» в  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: Подолжать знакомить  педагогов с процессом применения технологии «Бусоград» при работе с детьми с ОВЗ.  

Задачи:

  • Дать теоретические и практические знания педагогам-участникам по применению игровой технологии;
  • Способствовать  сближению воспитателей в творческом процессе;
  • Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
  • Создать благоприятную, дружескую атмосферу.

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный материал: бусы разных цветов, разной фактуры, дидактическое пособие «Лабиринт», «желобок», ложки, тарелочки, карточки – задания, нитки.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Вид деятельности: Познавательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-информационная.

Размещение: участники мастер-класса рассажены за столы, на которых расположены материалы для проведения мастер-класса.

 

Ход мастер-класса:

Сл.1 Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаем  вашему вниманию мастер – класс по применению технологии «Бусоград» в  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Вводная часть

Сл.2 На современном этапе развития дошкольного образования, определенного ФГОС ДО, происходят изменения в образовательных процессах на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, творческого, духовно-нравственного развития ребенка.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы стали замечать, что у большенства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются  неточностью и несогласованностью: с трудом правильно берут кисточку, карандаш и ложку, сложно надевают предметы на основу, не всегда могут застегнуть пуговицы и замки. Неточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится всё более обычным явлением.

Многие родители наблюдают, чем проще игрушка, тем дольше она занимает ребенка. К категории таких полезных и любимых вещицможно отнести бусы.

С технологией Майи Ивановны Родиной «Бусоград» или волшебные игры Феи Бусинки», мы вас знакомили на прошлом мастер – классе. На нем мы подробно рассказывали о этапах работы по данной технологии и её применении. Сегодня мы поговорим о сенсорных эталонов технологии «Бусоград».

Сл.3 Как мы уже знаем, бусы могут быть не только элементом украшения, но и неиссякаемым источником развития сенсорных ощущений. Это доступный и эстетически приятный материал для ребенка. Прекрасный материал для развития мелкой моторики, поскольку выполняя игровые действия с бусинами, ребенок выполняет мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в резутьтате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Используя элементы, различные по фактуре, можно обогащать сенсорный опыт ребенка, пополнять его представления о материалах. В это же время, активно развивается восприятие цвета и формы предметов, ребята учатся сопоставлять бусины по одной или нескольким характеристикам.  

Сл.4 У детей с ОВЗ, резко снижена цветовая чувствительность, поэтому они с трудом соотносят цвета, а иногда не знают их название. Главный принцип работы с детьми с ОВЗ, от простого к сложному.

Практическая часть

Давайте поиграем.

Игровое упражнение «Каждой бусине свой домик».

Сл.5 ЦельРазвивать умение различать цвет, внимание, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.

Оборудование: 8 пластиковых  тарелочек  красного, синего, зеленого  и желтого цвета; бусины красного, синего и желтого цвета; 8  ложечек.

1этап работы.

Педагог предлагает  разложить бусины по тарелкам соответствующего цвета при помощи ложки. 

Педагог предлагает  при помощи   ложки   распределить бусинки по цветам в чашу.
Затем все вместе проверяют.

- Какого цвета чаша? (зеленого)
- А какого цвета бусинки? (тоже зеленого)
- Молодцы. Значит, задание выполнено правильно.

2 этап работы:

Педагог предлагает   разложить бусины по тарелкам соответствующего цвета при помощи пинцета.

F:\ОВЗ семинар\1712307191295.jpg

Дидактическая игра «Столько-сколько»

   Сл.6  Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания; закрепление знаний цвета.
    Оборудование:  бусины красного, зеленого,  синего и желтого цвета; карточки-схемы, полотно

    Педагог   предлагает  рассмотреть карточку-схему  и определить – какого цвета и сколько картинок на схеме. После этого участники  выбирают нужные бусины и выкладывают такое же количество.

F:\ОВЗ семинар\1712306109757.jpg    F:\ОВЗ семинар\1712306109780.jpg

Дидактическая игра « Собери бусы»

Сл.7 Цель: формирование умения сочетать по цвету; обучение приемам работы по образцу.

Оборудование:  бусины красного, зеленого, синего и желтого цвета; карточки-схемы, полотно

    Педагог   предлагает  рассмотреть карточку, и определить – какого цвета бусина будет первой, второй, третьей и т.д. После этого участники  выбирают нужные бусины и собирает их.

Оборудование: бусины разного цвета, карточки – схемы, полотно

1 этап работы.

Педагог предлагает  собрать бусы в том порядке, в каком они желают.

2 этап работы.

Педагог предлагает  собрать бусы определенного цвета. Например: «Собери красные бусы, собери зеленые бусы и т. д.»

3 этап работы.

Педагог предлагает  карточки – схемы. Ребенок должен сделать такие точно бусы как на образце.

4 этап работы.

Дети работают в паре, придумывают друг другу задания, а потом проверяют правильность выполнения

Дидактическая  игра лабиринт

 Сл.8   Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

Оборудование:  бусины красного, зеленого, синего и желтого цвета; лабиринт

 Участнику  дается карточка с лабиринтом и набор бусинок. Далее предлагается выполнить игровое задание (Помоги герою найти дорогу, Выбери правильный путь и тд)

F:\ОВЗ семинар\1712306109637.jpg    F:\ОВЗ семинар\1712306109705.jpg

Физ. минутка.

Сл.9 Уважаемые коллеги, давайте немного отдохнем и превратимся в бусинки, которые рассыпались по паласу.

Я буду бусы собирать. До кого дотронусь, тот цепляется за талию, впереди стоящего.

Я за ниточку взялась,

Ну а нитка порвалась.

F:\ОВЗ семинар\1712306109682.jpg

Присаживайтесь на свои места.

А сейчас мы с вами сами соберём «Волшебные бусы». Почему «Волшебные»? на этот вопрос мы с вами ответим позже.

 

Сл.10         Собираем дидактическое пособие «Волшебные бусы».

  1. Возьмите ниточку и завежите узелок на стекляной бусинке с петелькой.
  2. Большая бордовая бусинка
  3. Голубая трубочка
  4. Овал сиреневый
  5. Маленькая
  6. Деревянная
  7. Фиолетовая
  8. 2 маленькие
  9. Стеклянная
  10. Маленькая
  11. Синяя
  12. Маленькая
  13. Берюзовая
  14. Персиковая

F:\ОВЗ семинар\1712306109660.jpg

Наши бусы готовы. Давайте с ними поиграем.  Приглашая вас выйти в круг. Берем бусы в правую руку.

Бусы мы перебираем.

Всё на свете мы считаем.

              (взять нитку за кончик, ритмично покачивать вправо-влево)

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

             (подтянуть пальцами одну бусину)

И гордится голова: у неё же уха два!

            (подтянуть поочерёдно две бусины)

Мы пускаем пузыри:

Раз пузырь, и два, и три.

          (подтянуть поочерёдно три бусины)

Мы считаем дырки в сыре:

Раз, и два, и три, четыре!

                   (подтянуть поочерёдно четыре бусины)

Будем пальчики считать:

Раз-два-три-четыре-пять!

                   (подтянуть поочерёдно пять бусин)

Эта ручка посчитала

                  (горсточка с бусами)

А другая – всё сначала.

И заходит только раз
Целый вечер солнца глаз.
И гордится голова —
У неё и уха два.
И на ветках — снегири:
Раз снегирь, и два, и три.
И изюминки в пломбире:
Раз и два, и три, четыре.
И утят считает мать:
Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь я вам открою секрет, почему эти бусы «Волшебные». Это дидактическое пособие, его  можно использовать в развитии речи, закрепление цветов, формы, развитии мелкой моторики, развитие межполушарных связей, счет, соседи бусинки

Сл.11 Использование технологии «Бусоград»  направлено на:

- Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными собенностями и склонностями.

- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм совместной деятельности

- Формирование развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям ребенка.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, если наш мастер – класс был для вас полезен и интересен, выберите бусинку желтого цвета, а если нет – синего.

F:\ОВЗ семинар\1712307191282.jpg

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Применение в работе с детьми методов, способствующих развитию универсальных учебных действий"

В связи с введением ФГОС дошкольного образования итогом освоения образовательной программы являются интегративные качества ребенка:·        инициативность·...

Комплексы занятий круговой тренировки (для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста)

Комплексы занятий круговой тренировки Используются как тренировочные занятия с детьми от 3 лет....

Релаксационные техники и их применение в работе с детьми

Умение расслабиться поможет  детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Данный материал с...

Мастер класс «Технология лэпбук и ее применение в работе с детьми раннего возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования технологии лэпбук. Задачи: 1. Познакомить с технологией лэпбук. 2. Повысить у...