Кинезио мячи в работе учителя дефектолога
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сыч Анастасия
Кинезио мяч – резиновый мяч с бархатистой поверхностью, почти бесшумно отскакивает от пола, стены или мишени прямо в руки. Яркие кинезио мешки с песком, или другим наполнителем, заполнены на 2⁄3. Приятная бархатистая поверхность мяча и шуршащий кинезио мешочек – тактильно-кинестетическая стимуляция для ладоней и пальцев с расслабляющим эффектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кинезио мячи17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кинезиомяча для стимуляции кожно - кинестетической чувствительности детей дошкольного возраста, имеющих смешанное специфическое расстройство психологического (психического) типа (ЗПР).

Учитель - дефектолог

Сыч Анастасия Сергеевна

МДОУ 78

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности кожно - кинестетического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития кожно - кинестетического восприятия, использующиеся в коррекционно-развивающей работе. Предлагаются игры для развития данного анализатора.

Ключевые слова: ЗПР, кинезиомяч, кожно – кинестетический анализатор, восприятие

Кожно-кинестетическая, или общая, чувствительность занимает особое место среди разных видов чувствительности. Она, по-видимому, биологически более значима, чем специальные виды чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус. Отсутствие специальных видов чувствительности совместимо с жизнью, отсутствие же общей, кожно-кинестетической чувствительности — нет.

Кожно-кинестетическая чувствительность филогенетически является самой древней — это комплексное понятие, объединяющее несколько видов чувствительности.
В целом эти виды чувствительности можно разделить на две категории:
а) связанные с рецепторами, содержащимися в коже;
б) связанные с рецепторами, находящимися в мышцах, суставах и сухожилиях.
Известно, что и в коже, и в мышцах, и в сухожилиях, и в суставах человека сосредоточено огромное количество рецепторов.

Многие из детей с ОВЗ имеющих ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки информации; в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.

Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентирования в свойствах предметов.

Дети с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный карандаш»), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина ширина, высота, толщина).

Недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Кинезиомячи позволяют сделать занятие увлекательным и энергичным, развить не только моторные функции, но и зрительные, зрительно-пространственные и даже слуховые, улучшить координацию движений, внимание. Опыт применения подобных методик показал, что у разных контингентов детей (с трудностями обучения, СДВГ и СДВ, поведенческими расстройствами и т.д.) происходили значительные изменения в виде улучшения познавательных способностей, нормализации поведения, уменьшения проявлений импульсивности и увеличения возможностей сосредоточения, улучшения координации движений тела, ослабление головных болей напряжения и, наконец, улучшение академических успехов.

Все упражнения с использованием мячиков варьируются по:

- возрасту;

- сложности;

- трудностям .

Упражнения могут выполняться:

- индивидуально;

- в паре;

- в группе.

Основные виды захвата мяча:

1. «Чашечка» - рука ладонью вверх, расположена в виде чашечки (пальцы рук слегка согнуть).

2. «Стакан» - рука располагается, как будто держит стакан с водой (большой палец с одной стороны, сложенные вместе 4 оставшиеся – с другой).

3. «Крабик» - захват ладонью вниз (мяч обхвачен рукой сверху).

Упражнения на кинезио чувствительность:

1. Броски вниз разными захватами, разными руками по одной и двумя одновременно, с хлопком и без.

2. Броски «в форме буквы П». Удары мяча и движение рук напоминают букву П: отбиваем мяч о пол левой рукой, перекладываем мяч в правую руку в горизонтальной плоскости и отбиваем мяч о пол правой рукой. Аналогично можно бросать мяч по треугольной траектории или по форме ромба.

Программно-методические ресурсы

1. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. - М., 2012

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.

3. Семенова О. А. Методика двигательной коррекции детей с трудностями в обучении. - М.: Издательство «Династия», 2008

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда

В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....

Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.

Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....