Дизайн-деятельность одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

 Еременко Валентина Евгеньевна

Каждый день в повседневной жизни мы сталкиваемся с дизайнерскими решениями, хотя часто и не замечаем этого. Нам не всегда понятно, почему мы покупаем те или иные вещи, предметы быта, отмечаем элементы в оформлении зданий и помещений.

Дизайнеры – это люди с необычным взглядом на обычное, которые обращают внимание на детали, обладают целостным мышлением, предлагают идеи, выходящие за рамки существующих решений. Они – экспериментаторы, оптимисты, полагающие, что у любой проблемы есть решение.

Именно этими чертами обладают в полной мере дети дошкольного возраста. Любой ребенок от природы – дизайнер.  Задача взрослых, педагогов, родителей – поддержать его инициативу и нестандарность мышления.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, возможностями родителей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов. Дизайн – своеобразный мостик, как и живопись, музыка, поэзия, наука. Но никакой прорицатель не может сказать, каким именно путём преодолеет пропасть ребёнок, поэтому не следует искусственно уменьшать число мостов. А ещё лучше – строить новые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ns_portal.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дизайн-деятельность одаренных детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Дизайн – вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды (как в целом, так и отдельных её компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации, гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.     Что такое детский дизайн? И может ли ребенок быть дизайнером в полном смысле этого слова? Для того, чтобы разобраться в этом, вспомним, что само слово «дизайн» подразумевает «замысел», «задумку», «композицию». А задумать, составить план, сконструировать можно все что угодно…Говоря о ребёнке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребёнка-художника. На самом деле дизайн – это необычный взгляд на обычные вещи. Дизайн – это красота плюс удобство. Главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Поэтому, для того, чтобы ребёнок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, зрительное восприятие, внимание, поощрять нестандартное видение окружающего мира.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделием), “творческое конструирование” и собственно деятельности “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детские поделки, рисунки после художественно-дидактических занятий складываемые в папки и коробки и далее не востребованные – это еще не детский дизайн. Так, оформленные аппликации или рисунки в рамки, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздникам развлечениям (к примеру, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности).

В настоящее время нет определённой классификации видов и направлений как в детском, так и во взрослом дизайне. Существуют уже известные виды: дизайн интерьера, фито-дизайн, компьютерный дизайн, ландшафтный и прочее, но появляются всё новые и новые, так как это направление творческой, преобразующей деятельности очень популярно и находится в постоянном развитии.

 Дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

В стратегии развития системы образования в России оказание поддержки талантливым и одаренным детям является одним из приоритетных направлений. С каждым годом все более актуальной в современном обществе становится проблема одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже сейчас, когда во всех образовательных учреждениях активно внедряется инклюзивное образование такой ребенок может оказаться незамеченным. 

Система работы с одаренными детьми, имеющими статус ОВЗ заключается во всестороннем развитии их личности, которое складывается не из коррекции отдельных взятых функций, а предполагает комплексный подход, который дает возможность повысить уровень развития всех потенциальных возможностей (психических, физических, интеллектуальных) конкретного ребенка, в использовании системного подхода, внедрение образовательных технологий в работе с одаренными детьми. В современной психологии используют два понятия, которые опираются на слово одаренность – это одаренные дети и детская одаренность. Одаренные дети – особая группа детей, которая опережает в развитии своих сверстников, детская одаренность – показывает, что у каждого ребенка есть определенный интеллектуальный и творческий потенциал для развития.

Случается, так, что одаренный ребенок может иметь ограниченные возможности здоровья. Каких же детей с ОВЗ называют одаренными? Прежде всего это те дети, которые признаны медицинской и образовательной системами, превосходящими уровень интеллектуального и творческого развития других детей своего уровня и диагноза. Ребенок с ограничениями здоровья, который проявляет не свойственные возрасту, а главное диагнозу способности в одной или нескольких областях – считается одаренным!

Выявление одаренных детей, у которых есть статус ОВЗ – процесс сложный и продолжительный, который требует полноценного анализа развития ребенка. Он должен начинаться на основе наблюдения за ребенком еще в раннем дошкольном возрасте, при этом изучаются его психологические особенности, речь, память, мышление, моторика, творческие способности. Выявление признаков одаренности зависит от многих факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Для выявления признаков одаренности применяются тесты экспертных оценок для одаренных детей – это только один из источников, необходимых сведений для принятия решения. Чем больше информации о ребенке будет получено, тем эти решения будут точнее и правильнее. Результаты тестирования должны соотносится с поведением ребенка и мнением родителей. Данные опроса родителей очень важны, так как в большинстве случаев они бывают наиболее полны и достоверны. Часто педагоги считают, что родители при оценке своего ребенка могут завысить его способности, но это далеко не так. В большинстве случаев они недооценивают способности своего одаренного ребенка, так как для них более заметна и очевидна ограниченность в здоровье, чем его способности в сравнении с другими детьми. Г.В. Яковлева и О.Н. Кондакова в своих исследованиях раскрывают условия развития одаренности у детей с ОВЗ: готовность образовательных организаций принять таких детей (материальная, ресурсная и т. д.); адекватная позиция родителей; личные особенности самого ребенка Говоря о системе воспитания и обучения «дважды особенных» детей, следует отметить применение в ней инклюзивного подхода. Для одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создавать особые условия обучения, воспитания и развития. Результативность инклюзивной работы с такими детьми будет высока, если педагоги и родители будут опираются на формирование соответствующих функций онтогенетического развития, учитывать уровень развития и потенциальные возможности каждого ребенка в отдельности.

В естественных жизненных условиях окружающая среда стимулирует зрительную систему ребёнка с нормальным зрением. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствие чего ребёнок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий.  При нарушении зрения обеднение и искажение сенсорных данных обуславливают изменение образа, остаётся некоторая неопределённость. У детей с функциональным расстройством зрения (ФРЗ) старшего дошкольного возраста, существуют трудности в восприятии признаков и свойств предметов окружающего мира, наблюдаются бессистемные неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов как зрением, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность. Они испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов.  У детей часто не сформированы необходимые действия, опознание изображений бывает ошибочным и схематичным. Эти особенности уменьшают полноту зрительных представлений. Поэтому детям требуется последовательное, развёрнутое во времени и пространстве, изучение воспринимаемых объектов и ситуаций.

Искажённые зрительные представления не обеспечивают правильную и оперативную ориентировку в зрительно воспринимаемой ситуации. Поэтому и возникает необходимость применения специальной системы методов, направленных на компенсацию нарушений зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Известно, что при нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления). Однако, чтобы дети с ФРЗ могли овладеть процессами игровой, трудовой, учебной, конструктивно – технической деятельности, требуется довести у них развитие наглядно – образных представлений и пространственного мышления до высокого уровня. Важным условием полноценного овладения знаниями и умениями является активная предметно – практическая деятельность, связанная с процессами анализа, сравнения, мысленными обобщениями и словесными обозначениями физических качеств, пространственных свойств объектов. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы в процессе различных видов детской деятельности. На занятиях, в играх, труде дети учатся зрительно обследовать предметы, овладевают компенсаторными навыками познания мира за счёт активации сохранных анализаторов, речи, мышления.

Задача коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому работа должна быть направлена на: формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершать то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладения способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; обучение методам релаксации и визуализации; формирование адекватной самооценки.

Актуальность рассматриваемой темы для развития детей с нарушениями зрения заключается в том, что дизайн-деятельность, как ничто другое, является примером активной предметно – практической деятельности ребёнка, способствующей развитию познавательных и творческих возможностей. Учитывая все вышесказанное, детям с нарушением зрения необходимо развивать познавательный интерес к различным областям знаний и видам деятельности. Актуализация процессов восприятия, прохождение информации через сенсорные каналы восприятия и ощущений делает возможным взаимодействие между отдельными модальностями восприятия (визуальной, слуховой, кинестетической), которые и лежат в основе создания художественного образа посредством творческой, преобразующей деятельности. В основе этого явления лежит синестезия – чувственное отражение окружающей действительности; именно оно работает в различных видах искусства. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.

Организация эстетически грамотной средысоздание обстановки, опережающей развитие детей – очень важное условие развития дизайнерских, творческих способностей детей. Культурно-познавательная среда представляет собой пространство, заполненное произведениями искусств, позволяющее ребёнку соприкасаться с красотой, знакомиться со средствами выразительности. Ребёнок, действуя в данной среде, изменяет, трансформирует её.

Творчество – деятельность, порождающая качественно новые продукты, отличающиеся оригинальностью и имеющие общественно-историческое значение. К. Платонов определил творчество как мышление в его высшей форме. Это мышление способно выходить на высокий уровень с целью решения той или иной задачи ранее неизвестными способами. Процесс творчества связан с активной работой воображения.

Творчество – деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Ранние эмоциональные переживания связаны с восприятием красоты, оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами, при благоприятном влиянии, это первое, не всегда вполне осознанное тяготение к прекрасному, перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить искусство. Произведения художников учат ребят фантазировать, дети начинают видеть и слышать в произведении что-то своё, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.

Занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности, педагог старается сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайн-культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.

В результате занятий по детскому дизайну дети эмоциональнее откликаются на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повышается их творческая активность и художественная самостоятельность.

Кроме того, занятия дизайном способствуют формированию у детей устойчивости замысла, оказывают помощь в умении планировать свой результат. В высказываниях детей появляется местоимение “Я”: “Я нарисую так…, я сделаю это по-своему…, я думаю…, я видел…, я чувствую…, я могу…”. Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

Библиография

В помощь тифлопедагогу ДОУ: Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов / Авторы-сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. Челябинск: Цецеро, 2010. – 255 с.

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей, 2004.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2002. – 128с.

Компанцева Л.В., Подашуль Н.В., Комолова Е.И. Развитие художественно-творческих способностей у детей: Методическое пособие для воспитателей. Шахты. Изд-во АО ф. «Принтер», 1996. – 76  с.

Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов: «Феникс», 2003. М, – 288 с.

Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с. 

Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2005. – 48 с.

Терещук М.Н. Занятия по изобразительному искусству с детьми старшего дошкольного возраста. Методическое пособие / - Я.: ИПК работников образования, 1998. – 98 с.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.

Ярыгина А. «Графический дизайн. Что это такое?» // Дошкольное воспитание, №2, 2005, – С. 35

Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. - М.: Арманов-центр, 2010.

13. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных             учреждениях компенсирующего вида. – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2006. – 112 с.  

     14.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для     детей с нарушением зрения. – М.: Город, 1998. – 262 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».

В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревоч...