Консультация для родителей "Играем дома с детьми аутистами"
консультация по коррекционной педагогике

Кочеткова Татьяна Викторовна

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Играем дома с детьми аутистами". Этот материал содержит рекомендации к подбору игр и описание некоторых игр, в которые вы можете поиграть дома с ребенком с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sent._23_igraem_doma_s_detmi_autistami.docx512.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играем дома с детьми аутистами»

Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий в контакт с людьми, предпочитающий однообразные собственные занятия или с трудом понимающий правила обычных игр, родители нередко оказываются в замешательстве. Они хотят играть с ребенком и понимают, что игры и занятия ему нужны так же или еще больше, чем другим детям — но не знают, как их организовать. Порой попытки вовлечь ребенка в игру заканчиваются неудачей, и родители предпочитают не играть вовсе, чтобы не огорчаться самим и не расстраивать малыша.

 Все дело в том, что особые дети тоже хотят играть не только с педагогами в ДОУ, которые они посещают, но и дома, в отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием. Именно навыки, которые так нужны детям с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации (РАС), мамы и папы могут развивать через игру дома. Эти игры мы и хотим рекомендовать родителям. Они разработаны Тарой Делани – американским специалистом по работе с особыми детьми. Знакомясь и опробируя игры, надо помнить, что они разработаны для того, чтобы достичь сразу трех целей:

  1. Активизировать и развивать сенсорные системы;
  2. Показать подходы к обучению;
  3. Внедрить речь во все аспекты жизни вашего ребенка.

Множество детей с неврологическими проблемами (РАС), не могут воспринимать поступающую извне информацию так, чтоб с энтузиазмом исследовать себя и окружающий мир. Поэтому педагогам и родителям нужно таким образом выстроить для детей контакты с физическим миром, чтобы у них возникло стремление приобрести опыт, который пополнит копилку навыков и обеспечит их будущий успех.

Дети с неврологическими проблемами зачастую не соответствуют общепринятым параметрам возрастного развития. Выбирая максимально эффективное развивающее занятие – игру для своего ребенка, вы должны помнить, что уровень его умений может отличаться от «паспортного» возраста. Усвойте также очень важную вещь – терпение здесь не просто добродетель — это необходимость. Повысить вовлеченность ребенка в мир вокруг него – главная задача игр и занятий.

«ВЕСЕЛЫЕ ПУЗЫРИ»

Играем дома или на улице.

Оборудование: бутылочка мыльных пузырей.

Как играть:

  • По очереди выдувайте пузыри: пока один выдувает, другой лопает. Ловите пузыри палочкой для выдувания и лопайте их на разных частях тела.
  • Вариация: поймайте пузырь на палочку для выдувания и удерживайте на расстоянии от ребенка, чтобы он попытался сдуть пузырь с палочки.
  • Если вашему ребенку сложно научиться дуть, пусть надувает перед зеркалом – так он сможет видеть, как двигать ртом, чтобы пузыри надувались.

ЦЕЛЬ:

  • Зрительные навыки. В процессе занятия ребенок следит взглядом за пузырями, а значит, при выполнении упражнения разрабатывается плавное отслеживание взглядом предметов и происходят быстрые скачкообразные движения глаз, что помогает развитию глазодвигательных мышц.
  • Зрительно-перцептивное развитие. Чтобы находить пузыри в пространстве и удерживать на них взгляд, отслеживая их движение, ваш ребенок должен отличать информацию переднего плана (пузыри) от различной информации заднего плана.
  • Зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука». Ваш ребенок должен сначала отследить пузырь взглядом, а затем совершить движение рукой, поймав его на палочку или проткнув в воздухе.
  • Очередность. Для развития навыков общения используйте в игре простые слова и речевые формулы «моя очередь»«твоя очередь», заодно проработаете притяжательные местоимения.
  • Осознание своего тела. Вы просите ребенка лопнуть пузырь на колене, на носу, локте, голове, проговаривая эти части тела.
  • Речевое развитие. Поработайте над описаниями предметов и их количеством: «большой пузырь»«маленькие пузыри».
  • Тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания. Образование губами формы буквы «О» при выдувании пузырей требует контроля мышц рта. Контролируемое, продолжительное выдувание улучшает технику дыхания, что важно для развития речевого канала.
  • Планирование движений (праксис). Преследование и лопанье пузырей требует планирования движений.
  • Социальные навыки. Эта игра включает в себя социальное взаимодействие и разделенное на двоих удовольствие от лопанья пузырей по очереди.

Зачем играть:

Сложности, возникающие у многих детей при освоении таких учебных навыков, как чтение и письмо, кроются в проблемах со зрительными и зрительно-моторными навыками. Детям сложно отслеживать движущийся объект обоими глазами, а также отвечать на входящую зрительную информацию соответствующими движениями. Подобные визуальные проблемы могут выражаться в том, что детям сложно ловить мяч или копировать в тетрадь написанное на доске.

«СПРЯТАННЫЕ СОКРОВИЩА»

Играете дома или на улице.

Оборудование:

Песок в большом пластмассовом контейнере или песочница на улице. (Вариант: рис, фасоль или макаронные изделия – к примеру, рожки).

Предметы, которые ваш ребенок очень любит: машинки, пластмассовые фигурки любимых героев т.д. (Ключевой момент этой игры — ребенок должен быть очень заинтересован в том, чтобы искать эти предметы).

Как играть:

  • Спрячьте предметы в песок и отправьтесь на раскопки спрятанных «сокровищ».
  • Скажите (если надо – покажите на пальцах), сколько предметов спрятано в песке.
  • Покажите ребенку, что он должен погрузить руки глубоко в песок в поисках нужных предметов, а не отгребать песок в сторону.
  • Говорите о каждом предмете, который находит ребенок.
  • Пусть он положит каждый найденный предмет в контейнер, чтобы посчитать находки.

ЦЕЛЬ:

  • Тактильное развитие. Взаимодействие с различными материалами помогает вашему ребенку отслеживать тактильную информацию, что является основой для установления различий.
  • Тактильное воздействие. Поиск предметов в песке обеспечивает интенсивное тактильное воздействие на кожу – ребенок должен использовать свое осознание, чтобы отличить песок (или другое вещество) от предметов, которые он ищет.
  • Снижение тактильной гиперчувствительности. Поиски предметов в тактильно насыщенных материалах помогает снизить тактильную гиперчувствительность ребенка, подготавливая его к бытовым и учебным действиям, таким как застегивание пуговиц и письмо.
  • Первоначальные учебные навыки. Это занятие побуждает ребенка искать определенное количество предметов, которое вы можете постоянно варьировать, таким образом поощряя запоминание им счета.

Обратите внимание!

Это занятие – прорыв, в том смысле, что дети могут совершить серьезное преодоление своих тактильных проблем, погружая руки целиком в песок, рис и т.д.

Зачем играть:

Использование желанных для ребенка предметов, таких как персонажи любимого мультфильма, шоу или книги, либо маленькие пластмассовые животные, к которым ваш ребенок сильно привязан, — ключ к тому, что он захочет взаимодействовать с тактильно насыщенными материалами, такими как песок, рис, фасоль и т.д. Работа с различными материалами повышает терпимость к тактильному воздействию, что приводит к тактильному отслеживанию, равно как и к снижению тактильной гиперчувствительности – в зависимости от нужд нервной системы вашего ребенка.

«ТРИКОТАЖНЫЕ КАЧЕЛИ»

Можно играть дома и на улице

Оборудование:

Купите в магазине отрез трикотажного полотна примерно метр шириной и три метра длиной. Сшейте концы ткани по ширине так, чтобы получилось большое трикотажное кольцо. Лучше всего подойдет трикотажное полотно с большим содержанием лайкры – оно дорогое, но очень прочное.

Как играть:

  • Если ребенок совсем маленький, его может качать один взрослый, держа сложенное вдвое трикотажное полотно за концы, чтобы создать эффект гамака.
  • Для детей постарше понадобятся двое взрослых. Ухватитесь за концы сложенного вдвое трикотажного полотна, чтобы создать гамак.
  • Убедитесь, что ребенок хорошо держится в гамаке, и нежно покачайте взад-вперед. Если ребенок получает удовольствие от движения, можете добавить элемент вращения (но не больше пары раз, чтобы у вас не закружилась голова: вы должны прочно стоять на ногах, когда качаете ребенка).
  • Если ребенок боится качелей, положите полотно на пол – пусть он на него сядет. Затем вместе с другим взрослым слегка приподнимите концы ткани, чтобы ребенок чуть-чуть оторвался от земли. Многие дети привыкали к таким движениям и даже получали от них удовольствие, если те предлагались в сочетании с проприоцептивным воздействием эластичной трикотажной ткани.

ЦЕЛЬ:

  • Вестибулярное воздействие. Оборудование вроде качелей, обеспечивающее движение в воздухе, оказывает сильнейшее воздействие на вестибулярную систему.
  • Проприоцептивное воздействие. Эластичное полотно создает эффект глубокого давления на тело ребенка, что в свою очередь, оказывает успокаивающий эффект на нервную систему.
  • Успокаивающий эффект. Другой успокаивающий эффект создается за счет ритмичных движений качелей взад-вперед — это упражнение может использоваться как ежедневная процедура для детей, постоянно чувствующих себя перевозбужденными.
  • Возбуждающее действие. Вращательные движения – вращение ребенка или движение по кругу – оказывает возбуждающий эффект на нервную систему.

Зачем играть:

Вестибулярное воздействие — самое мощное из всех воздействий на нервную систему вашего ребенка. Однако именно поэтому оно может вызвать у ребенка страх. Эластичное трикотажное полотно оказывает проприоцептивное воздействие, которое обладает успокаивающим эффектом. Сочетание вестибулярного и проприоцептивного воздействия позволяет ребенку чувствовать себя в большей безопасности во время раскачивания.

«КТО ДАЛЬШЕ ДУНЕТ»

Можно играть дома и на улице.

Оборудование:

любой стол, ватные шарики, шарики для настольного тенниса, подойдут даже рисовые зернышки, трубочки разной длины и диаметра.

Как играть:

  • Превратите стол в гоночную трассу.
  • Выставите в ряд ватные шарики (или другие предметы) — это будут участники гонки – и покажите ребенку, как ими управлять. Сдувая через стол.
  • Пробуйте дуть в трубочки разной длины и диаметра.

ЦЕЛЬ:

  • Зрительно-моторный контроль. Чтобы знать, где находится ватный шарик, вашему ребенку нужно свести глаза в точку на близком расстоянии.
  • Тренировка дыхания. Это занятие требует усиленного дыхания, чтобы сдуть шарик через стол.
  • Контроль и тренировка артикуляции. Вашему ребенку нужно вытянуть губы и обхватить ими трубочку, чтобы дуть через нее.

«ПОДУШКА НА ГОЛОВЕ»

Можно играть дома и на улице.

Оборудование: мягкий мячик с наполнителем, маленькая диванная подушечка, что-то небьющееся (книга, папка, полотенце)

Как играть: (первый уровень)

  • Пусть ребенок удерживает на голове мячик, двигаясь по прямой линии.

Как играть: (второй уровень)

  • Увеличьте сложность, предложив ребенку удерживать в равновесии на голове подушку, двигаясь по прямой линии.

Как играть: (третий уровень)

  • Пусть ребенок идет по прямой линии, переступая с пятки на носок, при этом удерживает в равновесии на голове подушку.

Как играть (четвертый уровень)

  • Пусть ребенок несет в руках что-то небьющееся, удерживая в равновесии на голове подушку и двигаясь по прямой линии.

ЦЕЛЬ:

  • Планирование движений (праксис). Удерживание мягкого мячика или подушки на голове требует от ребенка координации движений разных частей тела.
  • Динамический контроль над положением тела. Это занятие требует контроля над телом по срединной линии. Этому способствует скелетно-мышечная система, которая удерживает тело ребенка в равновесии, когда он изменяет движения. Срединная линия – это невидимая черта, разделяющая наши левую и правую сторону, и проходит она примерно по линии носа.
  • Вестибулярное воздействие. При проприоцептивном воздействии на голову (с помощью мягкого мячика или подушки) вестибулярная, проприоцептивная и зрительная системы должны интегрироваться, чтобы ребенок мог удерживать равновесие.

Зачем играть:

Иногда дети перемещаются в окружающем мире, не задумываясь о положении своих тел. Это занятие увеличивает сенсорное воздействие на голову и область шеи, что фокусирует внимание на ровности осанки и плавности движений.

«ЛЕПИМ И РЕЖЕМ»

Играем дома или на улице

Оборудование: пластилин или тесто, детские ножницы (со скругленными концами)

Как играть:

  • Пусть ребенок обеими руками скатает из пластилина «колбаску».
  • Затем, удерживая одной рукой «колбаску», нарежет ее другой рукой на кусочки.
  • Пусть ребенок сделает из пластилина плоский круг – «пиццу», далее вы (взрослый) с помощью карандаша или стеки наметьте линии, чтобы пиццу можно было нарезать кусками.
  • Пусть ребенок нарежет пиццу кусками по линии, которые вы наметили.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если у ребенка возникнут сложности с нарезанием «колбаски» на весу, можно положить ее на плоскую поверхность, просунуть под «колбаску» ножницы и нарезать таким образом.

ЦЕЛЬ:

  • Билатеральная (двусторонняя) координация. Это занятие требует удерживания пластилина в равновесии, поэтому для нарезания требуется участие обеих рук.
  • Действие одной рукой. Это занятие учит держать рукой ножницы и манипулировать ими.
  • Проприоцептивное воздействие. При нарезании пластилина приходиться преодолевать сопротивление материала, что тренирует мышцы рук.

Зачем играть:

Обучение навыкам вырезания веселым способом и в трехмерном пространстве подготавливает ребенка к вырезанию по контуру в учебной ситуации.

«МЫЛЬНЫЕ НАХОДКИ»

Играем дома

Оборудование: ванная комната с ванной, пена для ванны, маленькие резиновые игрушки для купания.

Как играть:

  • Наполните ванну водой с пеной.
  • Спрячьте игрушки в пене и попросите ребенка найти их.
  • Как только ребенок находит игрушку, он должен сказать, что это, а также какой формы и цвета.

ЦЕЛЬ:

  • Общение и речевое развитие. Используя ритуал мытья в ванне (большинство детей любят мыться в ванне с пеной), вы можете превратить его в сеанс речевой терапии. Вы можете развивать речь ребенка, прося его назвать игрушку, издать соответствующий звук («Как говорит уточка?» – «Кря-кря») и т.д.
  • Узнавание формы и цвета. Когда ребенок узнает форму и цвет игрушки и называет ее, он развивает описательные речевые навыки.
  • Сенсорное воздействие. Игра с водой – хороший способ задействовать различные компоненты осязания.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по физическому развитию с детьми - аутистами.

Особенности проведения занятий с детьми-аутистами....

Совместное рисование с детьми - аутистами.

Все обучение детей проводится в совместных действиях с педагогом. Прививая аутичному ребенку интерес к совместным действиям, положительно подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенапра...

Рекомендации по работе с детьми- аутистами дома

Развивающие занятия с ребенком аутистом дома...

Учебное пособие для родителей и специалистов работающих с детьми аутистами.

Актуальные ркомендации для родителей и специалистов работающих с детьми с РАС....

Игры с детьми-аутистами

Статья для родителей и педагогов, работающих с детьми-аутистами....

роль музыки на занятиях с детьми - аутистами

как  следует  проводить  занятия  с  детьми- аутистами....

План работы по самообразованию, по теме: "Инновационные технологии работы с детьми аутистами"

Краткий план работы, о том, что и как необходимо работать учителю-логопеду с детьми аутистами.Цель, задачи сроки выполнения реализации....