Социально – педагогическая характеристика семей, имеющих детей с нарушениями в развитии
статья по коррекционной педагогике

Калашникова Ольга Юрьевна

Социально – педагогическая характеристика семей, имеющих детей с нарушениями в развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально – педагогическая характеристика семей, имеющих детей с нарушениями в развитии

В последние годы ученые большое внимание уделяют исследованию не только психологических особенностей детей с отклонениями в развитии, но и их родителей. Что касается семей с детьми, имеющими задержку психического развития, то их исследованию  уделяется меньше внимания, чем семьям, имеющих детей  с  умственной  отсталостью. Однако, на наш взгляд, многие из тех выводов и наблюдений, которые психологи сделали для семей с детьми с глубокими психическими нарушениями, в принципе, имеют силу и для семей с детьми с задержкой психического развития. Ведь сам по себе вывод о том, что у ребенка имеются какие – либо нарушения умственного развития (независимо от их глубины и обратимости), чаще всего, вызывают у родителей шок. Причиной этого, как считают Флигенхарт и ван дер Дунк, является то, что интеллект обычно рассматривается как способность, которая придает человеку высшее достоинство (Шпек О., 2003). По данным исследования Р.Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65, 7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения, аффективно – шоковые и истерические расстройства (Майрамян Р.Ф., 1976)

Психологи считают, что родители, как правило, не подготовлены к принятию факта, что их ребенок отстает в развитии, и, как следствие, ощущают свою беспомощность и исключительность. С другой стороны – беспокойство родителей вполне обоснованно – в случае воспитания в семье ребенка с любыми умственными нарушениями, так или иначе оказываются затронутыми все основные сферы жизни семьи (Мастюкова Е. М., Московкина А. Г., 2004).

Итак, разберем, как может повлиять наличие ребенка с задержкой психического  развития на жизнедеятельность семьи, а следовательно, и на детско – родительские отношения в семье. Конечно,  логично предположить, что стресс родителей при постановке диагноза “задержка психического развития” не будет таким сильным, как при получении известия о том, что у ребенка имеют место тяжелые необратимые психические нарушения, но, так или иначе, психологи сходятся во мнении, что воспитание ребенка с  любыми отклонениями в психическом развитии является обстоятельством, затрудняющим функционирование семьи и ставящим ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Родители такого ребенка испытывают множество трудностей различного характера. Помимо, так называемых, «нормативных стрессоров» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В., 2000), которые испытывают все семьи, здесь имеет место ряд специфических проблем, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье.

Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания, невозможность самореализации в нем — все это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Горе, боль и отчаяние, которые испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и психическое здоровье семьи.

Искажается и функция первичного социального контроля, растягиваясь на неопределенное время. В результате, вырастая, дети не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение (Шипицина Л.М., 2002).

Д. Н. Исаев (1987) отмечает, что реакцию семьи на указанную проблему можно классифицировать по определенным проявлениям. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к «состоянию паники, трагической обреченности». Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без отсутствия которой оказываются не способными рационально помогать ребенку.

Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком». Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с задержкой психического развития. Многие родители маленьких детей с отклонениями в развитии в первую очередь обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса. С другой стороны, непризнание родителями фактов отсталости ребенка в развитии можно объяснить действиями психологической защиты – люди не замечают того, что угрожает их спокойствию. Однако попытки бороться с проблемой с помощью психологической защиты, чревато и тем, что родители противятся контактами со специалистами, и тем, что увеличивается внутреннее напряжение родителей, так как приходится не замечать очевидных фактов. Если же один из родителей в такой ситуации хочет с помощью специалистов разобраться в своих противоречивых чувствах, домочадцы устраивают ему настоящий бойкот (Краузе М.П., 2006).

Особенно большая нагрузка в семье, имеющей ребенка с нарушениями развития, падает на мать. Ученые отмечают ряд психологических особенностей у женщин, воспитывающих детей с интеллектуальными проблемами. Ситуация «особого» материнства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение — эти, не соответствующие ожиданиям окружающих проявления, могут восприниматься ими, как результат неспособности женщины справиться со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с задержкой психического развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Несоответствие сегодняшнего материнского статуса прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери и, как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит и повышение их уровня.

В случае «особого» материнства взаимосвязь «мать — ребенок» часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне (Пайнз Д., 1997). Любая несправедливость по отношению к ребенку — объективно, либо субъективно воспринимаемая матерью, переносится ею на собственное «я» снижает самооценку, формирует протестные реакции и повышает уровень психологических защит.

Мать ребенка с задержкой в развитии бессознательно сопротивляется растущей самостоятельности ребенка, видя в нем смысл своей жизни и боясь стать ненужной. Часто такую позицию поддерживают и остальные члены семьи, считая единственно правильной, привыкнув за долгие годы к определенным ролям женщины. С другой стороны, мать испытывает при этом неудовлетворенность и раздражение, вызванные неестественно долгой ролью матери «маленького» мальчика или девочки. Амбивалентность чувств ведет к внутреннему конфликту и невротизации.

Невротические проявления становятся практически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее заметны при наблюдении следующие:

  • снижение регулирующего самоконтроля;
  • затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях;
  • избирательность контактов — женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми;
  • при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.

Эгоцентризм переходит границы нормы, противопоставляя себя всем, мать непроизвольно фиксирована на одной теме — своем «особом» ребенке. Часто ее речь безудержна, хотя она сама может осознавать утомительность этого для окружающих. Эмоциональный тон такого эгоцентризма — «почти хронический дискомфорт» (Жутикова Н.В., 1990).

С годами ситуация осложняется из-за отчаянья, усталости и тяжести ответственности, лежащей на родителях. Внутреннее и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение — все эти факторы изменяют взгляд матери «на мир, отношение к самой себе и другим людям» (Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А., 2000). Возможны два варианта неконструктивного решения проблемы. Экстрапунитивные реакции ведут к поиску виноватых. Сопоставление действительности с идеальной моделью семьи и ролью в ней матери выливается в субъективное ощущение личной неадекватности. И здесь велика опасность в формировании негативного мироощущения, которое становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать и принять как должное весь спектр наличествующих негативных ощущений.

Не менее разрушительным для личности является самообвинение. Женщина видит себя источником всех бед, при этом усиливается самокритика, растет чувство неудовлетворенности собой.

Эмоциональный стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние (Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2004).

Недостаточная психологическая поддержка со стороны родственников и знакомых, при особой чувствительности женщины и свойственной ей базальной тревоге, ведет к эмоциональной неустойчивости и росту уровня тревожности. Утрата произвольности эмоций проявляется в невозможности справиться со своим состоянием, в навязчивом характере переживаний. Причем невозможность сознательного управления эмоциями актуализируется не только в особых, трудных ситуациях. Любое, даже малозначимое событие, может привести к утрате контроля. При этом масштаб переживания несоразмерен событию.

 К особенностям социальной адаптации женщины в ситуации «особого» материнства относятся недостаточная социальная активность и эгоцентрические цели. Поведение ее характеризуется отсутствием гибкости, стереотипностью проявлений. Социальное несоответствие ребенка ведет к изоляции семьи, росту тревоги у матери, что, в свою очередь, усложняет взаимодействие ее с социумом и ограничивает возможности продуктивного функционирования. Нарушение социальных взаимоотношений искажает способность матери адекватно прогнозировать события, что ведет к дезориентации и усиливает неудовлетворенность.

Усилия, направленные на улучшение состояния ребенка, терпение и настойчивость, проявляемые при этом женщиной, являются образцом самоотверженности. Вместе с тем собственные возможности часто оцениваются как минимальные, и помощь ожидается извне.

Реакция отрицания реальности формирует ожидание «чуда», возможна и такая «парадоксальная адаптация», как обращение к нетрадиционным методам лечения ребенка и уход в различные религиозные системы (Шипицина Л.М. 2002).

Итак, семьи, воспитывающие детей с задержкой психического развития, характеризуются определенными социально – психологическими признаками:

  • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);
  • личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
  • семейные взаимоотношения между супругами нарушаются и искажаются;
  • социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
  • возникает «особый психологический конфликт» (Шефер Ч.,, Кери Л., 2000) возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию такого ребенка.

Таким образом, искажение детско – родительских отношений в такой семье практически неизбежно. Рассмотренный нами материал позволяет согласиться с мнением О. Шпека, что отношение родителей к ребенку зависит от того, как они справились с потрясением и внутренним конфликтом (Шпек О. 2003)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии

Рождение ребёнка – одно из главных событий в каждой семье. В детях мы видим свое продолжение, связываем с ними свои надежды и чаяния, свои желания и несбыточные мечты. Трудности психического и м...

Социореабилитация семей, имеющих детей с нарушениями речи

Родители детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения, такие как заикание, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи, как правило, глубоко встревожены и озабочены их дальнейшим развитием и обучением. И д...

Родительское собрание для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии.

Разработка родительского собрания для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии содержит материал, который направит родителей при организации игры и обучения; сориентирует родителя в подходах ...

Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями

В статье подобран материал,  характеризующий семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями. Данный материал будет полезен специалистам, работающим с детьми и семьями,  имеющи...

«Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии, средствами театрализованной деятельности»

Дошкольное учреждение (д/с №494 г. Новосибирска) посещают дети, имеющие нарушения развития речи и нарушения опорно-двигательного аппарата.  На основе существующих органических дисфункций фо...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями зрения.

Статья о целях и задачах психолого-педагогического сопровождения семей, о проблемах, возникающих в семьях, имеющих детей с нарушениями зрения. о формах психолого-педагогического сопровождения семей....

Проект социально-психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Цель: содействие родителям детей с ограниченными возможностями в актуализации самопознания, самовоспитания, повышения уровня жизненной компетентности, выработке активной социальной позиции.Задачи...