Главные вкладки

    Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями
    статья на тему

    Оболдина Наталья Сергеевна

    В статье подобран материал,  характеризующий семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями. Данный материал будет полезен специалистам, работающим с детьми и семьями,  имеющими таких детей.  А также всем, кто хочет понять, как сложно быть родителем особого ребенка.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Характеристика  семей имеющими детей с особыми образовательными  потребностями

    Появление в семье ребенка – самая большая радость в жизни. С детьми родители связывают самые  светлые надежды, упования. Однако все складывается совсем иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители  бывают подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на поставленный диагноз – ощущение вины, затем мысль о не заслуженности случившегося.

    Термин «дети с особыми образовательными потребностями» призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

    Семья, имеющая ребёнка с особыми нуждами, намного реже является объектом исследования, и её проблемы исследованы в меньшей степени.

    Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, представлена в исследованиях Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, В. В. Ткачевой, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, Н.Г. Корельской и т др.

    Реабилитационная работа с семьей широко  представлена  на Западе, где разработаны модели взаимодействия и конкретные техники помощи. Практика педагогического образования представлена: Т. Гордон, М. Карнес, Р. Ли, Г.Л. Лэндрет, М. Фаин и др.

    В настоящее время  семья ребёнка с  психофизическими недостатками рассматривается, как  реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития ( С.Д. Забрамная, И. Ю.Левченко, Э. И. Леонгард, Е. М. Мастюкова и др).

    Е. А. Полоухина подчеркивает, что рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья структурно деформирует семью. Это происходит вследствие  постоянной  психологической нагрузки, которую несут члены семьи больного ребенка. Социально – психологический климат в  семьях  менее благополучный по сравнению с обычными семьями.  Взаимоотношения характеризуются более жесткой иерархичностью семейной организации;  отношения между членами семьи можно охарактеризовать, как  более напряженные и конфликтные [6 С. 143-148].

    Н. Г. Корельская характеризует  все семьи, воспитывающие детей с нарушениями  развития определенными признаками:

    1. Родители испытывают нервно – психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу  и неуверенность за будущее ребёнка (нарушение временной перспективы).

    2. Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них разочарование, неудовлетворенность, горечь.

    3. Семейные отношения нарушаются и  искажаются .

    4. Социальный статус семьи снижается -  возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные  взаимоотношения, но и приводят к  изменениям в её ближайшем окружении.  Родители стараются скрыть факт  задержки развития от друзей и знакомых, соответственно круг  вне семейного функционирования сужается  [ 3,с. 39].

    5. «особый психологический конфликт» (Ч. Шеффер, Л. Кэрри, 2000)  возникает в семье, как результат. Столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и  лечению такого ребенка.

    Специалисты социальных служб определяют следующие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие  ребенка инвалида (с особыми нуждами):

    • Неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации;
    • Незнание юридических и правовых норм;
    • Нарушение социального статуса семьи;
    • Жилищные и материальные проблемы;
    • Полная или частичная изоляция ребёнка инвалида;
    • Нарушение психологического климата в семье [7,С.34].

    По ситуации восприятия ребенка инвалида в семье Н. Г. Корельская описывает следующие типы семей, которые имеют некоторые особенности:

    • Фрустрация ряда потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение  рода и т. д.;
    • Длительное иногда хроническое состояние тревоги, отчаяния, вызванное отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;
    • Проблема в сохранении семьи: опасение, что муж оставит жену одну  с ребёнком;
    • Частые материальные трудности;
    • Проблемы в продолжение карьеры и самоактуализации;
    • Частые психотравмирующие ситуации, связанные со здоровьем ребенка, социальными проблемами и т.д.
    • Полная поглощенность  проблемами, связанными с ребенком;
    • Изоляция от общества в целом.

    Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения  ребенка с особыми нуждами, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.

    Семьи, где  растет ребенок с особыми потребностями, часто не выдерживают этого испытания. Отец из неё уходит, а жена полностью поглощена заботами о больном ребенке, у которого нет никакого будущего.

    Такие семьи сталкиваются с рядом других трудностей. Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за малышом, и возникают проблемы материального порядка. Происходит разрыв социальных и общественных связей, и семья, которой часто не к кому обратиться за поддержкой,  чувствует себя отрезанной от окружающего мира.

    Сложности в контакте с ребёнком, проблемы ухода и воспитания, невозможность самореализации  - всё это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребёнка может  восприниматься родителями  как препятствие, искажающее удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве. Ситуация «особенного» материнства  удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности.  Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных  потребностей членов семьи  ложится на плечи отца. Стрессогенная ситуация   ведет к нарушению сексуально – эротической функции. В связи с чем из–за  боязни повторения ситуации родители отказываются от рождения второго ребёнка.

    В состоянии родителей вызванном  рождением ребенка с тяжелыми психофизическими нарушениями, может быть выделено  4 основных периода:

    Первый период – состояние стресса, растерянности, полной подавленности. У родителей падает  самооценка возникает чувство вины.

    Второй период -  переход стрессового состояния в негативизм, перенос вины на других (чаще на медицинский персонал). Представления о состоянии ребенка  далеки от реальности, тяжесть заболевания в полной мере не осознается.

    Третий период -  депрессия, связанная с пониманием истиной картины заболевания. В наибольшей степени этому подвержены матери т. к  практически постоянно находятся с ребенком. Клинические исследования показывают,  наряду с депрессией у матерей отмечались  астенические явления:  головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебание артериального давления, со временем увеличивающееся. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, у них отмечалась постоянная вялость, раздражительность, обидчивость, слезливость и т. п.

    Четвертый период  характеризуются  таким состоянием семьи, когда оба родителя  постепенно примеряются с психофизическими особенностями ребенка и начинают целенаправленно следовать советам специалистов, стараясь придерживаться определенной программы воспитания ребенка  [4, С. 162].

    Таким образом,  специалистам,  работающим с семьями, имеющими детей с особенностями в развитии, необходимо  быть  не только компетентными в педагогических, психологических вопросах развития, таких воспитанников, но  и уделять особое внимание психологическому  состоянию семьи. Зная характерные  особенности и  проблемы таких семей, специалист сможет грамотно построить диалог в общении с семьёй, и в   дальнейшем оказать квалифицированную  помощь ребенку и его  семье.

     

    Литература:

    1. Если в семье ребенок – инвалид: Сб. ст., очерков, Сост. С. А. Горбунова. – Калининград: ОГУП «Калининград кн. изд – во», 2003. – 248 с.
    2. Е. В. Бурмистрова Семья с «особым ребеноком»: психологическая и социальная помощь. //Вестник практической психологии образования №4 (17) октябрь – декабрь 2008.
    3. Корельская Н. Г. «Особая» семья – «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии.  – М.: Советский спорт, 2003. – 232с.
    4. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003. – 208 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

    Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

    Дети с особыми образовательными потребностями. Дети Индиго.

    Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые...

    Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

    Здоровая семья - здоровые дети. Обучение детей с особыми образовательными возможностями

    С семьи начинается жизнь любого человека. Семья-это святое, ради неё мы идём на любые подвиги. В семье мы находим радость, спокойствие и гармонию, семья даёт нам силы жить и творить, радоваться каждом...

    Конспект совместного открытого занятия по физической культуре для здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР) в подготовительной группе. Улыбка - как форма общения. «Засмейся, и весь мир засмеётся вместе с тобой»

    Детский сад комбинированного вида № 81"Гульчачак города Набережные Челны посещают здоровые дошкольники и дети с особыми образовательными потребностями — это 2 группы с ЗПР (задержка психического разви...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

    Данный материал  будет полезен  специалистам работающим с семьями  детей с особыми образовательными. потребностями.   В работе    раскрыты такие  воп...

    Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

    В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...