ДЕТИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ)
статья

Баркова Екатерина Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doklad_obrazovanie_deti_ovz_invalidy.docx11.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ)

Баркова Е.С.,

воспитатель муниципального дошкольного

образовательного учреждения детский сад

 комбинированного вида  № 2 «Ромашка»

г. Губкина,

На сегодняшний день достаточно сложно отрицать перемены происходящие в обществе и в стране в целом. Изменения коснулись всех сфер и социальной сферы в частности. Проблема включения детей с ограниченными возможностями в социум всегда была острой. Сегодняшняя реальность не демонстрирует положительной динамики в этом вопросе.

Так как дети с ОВЗ являются такими же гражданами страны как и все остальные граждане, активно участвуя в жизни социума  они имеют возможность способствовать дальнейшему развитию страны и стабильному функционированию.

К детям с ОВЗ относят детей имеющих различные физические или психические отклонения и нарушения мешающие ведению нормальной жизни [2,с.22].

Проблемы, с которыми приходится столкнуться ребенку с ограниченными возможностями весьма обширны. Очень часто сложность заключается в вопросах адаптации и социализации, поэтому современные образовательные учреждения могут предоставить таким детям средства и возможности самовыражаться, а это значит приобретать социальный опыт.

Основной проблемой таких детей является отсутствие понимания со стороны взрослых, потому что независимо от специфики их особенностей, такие дети имеют возможности личностного развития. Поэтому здесь имеет смысл упомянуть  психологические резервы процесса социализации детей с ограниченными возможностями, а так же то,  что вся суть развития социального потенциала таких детей  имеет прямую зависимость от того какую педагогическую поддержку они получают и от того насколько раскрыт их  потенциал в разных формах жизнедеятельности [3,с.83].

Основная классификация  подразделяет на следующие категории детей с  ОВЗ, имеющих:

1) слуховые нарушение;

2) зрительные нарушение;

3)  речевые нарушения;

4) интеллектуальные нарушения (умственно отсталые дети);

5)смешанные неспецифические расстройства психомоторного развития (ранее задержка психомоторного развития);

6) нарушения опорно-двигательных функций (ДЦП);

7) нарушения эмоционально-волевой сферы;

8) сочетанные, множественные нарушения (сочетание 2х, 3х и более нарушений).

М.С. Гончаренко указывает, что главной проблемой для ребенка с ОВЗ - это проблема ограничения. У такого ребенка ограничен круг общения, а значит нарушается его связь с миром, с природой, с социумом. Такие дети сильно ограниченны по доступу к ряду культурных ценностей, а часто и к полноценному образованию. Поэтому образовательный вопрос и вопрос социализации таких детей не теряет актуальности ни вчера ни сегодня [1,с.14].

Говоря о социализации таких детей мы имеем ввиду в первую очередь интеграцию таких детей в общественную жизнь, для привития им общепринятых норм, определенных ценностей и норм поведения в социуме.

Для того, чтобы такие дети вступили во «взрослую жизнь» и смогли быть самостоятельными в ней крайне важны определенные педагогические условия как в семье так и в образовательной организации.

Социализировать таких детей возможно посредством проведения педагогической и социальной реабилитации, а так же подготовке детей, родителей и педагогов к факту принятия таких детей  с особенностями развития в свой социальный круг.

Мы согласны с Т.В. Егоровой, что дети с ОВЗ - это такие дети  у которых состояние здоровья является препятствием по усвоению образовательных программ если не использовать специальные условия воспитания и обучения[2,с.34].

Таким запросам отвечает инклюзивное образование, которое является сегодня неким инновационным процессом, при помощи которого  осуществляется развитие, воспитание и обучение  большинства детей  независимо от  того какие у них имеются учебные достижения,  индивидуальные особенности; каков их  родной язык и культура, а так же физико-психологические возможности [4].

Важно понимать, что развитие, воспитание и обучение детей с ОВЗ является весьма сложной педагогической и социальной проблемой и основная цель специальной педагогики -  выявить как можно раньше  и преодолеть недостатки в развитии личности ребенка, помочь ему успешно освоить картину мира и адекватно интегрировать в социум.

Согласно принципу инклюзивного образования, дети с ОВЗ должны получить соответствующую образовательную среду отвечающую их различным потребностям, которая является наиболее включающей и наименее ограничивающей. Такой вид образования позволяет учесть все природные  особенности ребенка с ОВЗ, особенности его формирования и развития в естественной среде.

Задачей учебного учреждения инклюзивного типа является создание   системы  удовлетворяющей потребности всех обучающихся.  Термин  «инклюзивное образование» означает способность развить и сформировать  такую общеобразовательную систему, которая предоставляет доступ к ней  всех детей и имеет  возможность удовлетворять  особые нужды детей с ОВЗ.

Данная система  подразумевает использование методологии рассматривающей как индивида каждого субъекта который обладает собственными особенными потребностями, особенным понятийным аппаратом, языковыми средствами которые обеспечивают взаимопонимание в процессе обучения. Отсюда вывод, что данная система должна быть достаточно гибкой, с целью обеспечения  удовлетворения и соответствия  всем условиям обучения  детей различных  категорий [5,с.125].

Инклюзия погружает  ребенка глубоко в адаптированную среду, в которой педагоги и социальные работники помогают ему и членам его семьи. Данное взаимодействие помогает добиться  глубоких изменений  в педагогической и социальной среде, фундаментом которых  является  полномасштабная перестройка воспитательного процесса, учебной работы, а так же  создание необходимой образовательной и социальной среды и готовности всех кто участвует в социальном окружении к глубоким профессиональным и личным изменениям, соответствующим детским интересам.

Таким образом, данные учреждения реализуют главную цель не столько образование, сколько обеспечение полнейшего социального комфорта и благополучия, реализация личной активности   в вопросах общения со сверстниками, осуществление и получение взаимопомощи.

Однако, именно острая необходимость внедрения инклюзивного образования  на базе общеобразовательной школьной российской системы обозначило определенную проблемную ситуацию в рамках осуществления тех программ, разработанных и реализованных в конце первого десятилетия нынешнего столетия.

2009 год был стартом для создания  Института по проблемам инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете.

2010 год дал продолжение заявленной концепции инклюзивного образования в виде программы в Национальной  образовательной инициативе «Наша новая школа».

2012 год продолжил концепцию  в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

И наконец, основная проблема, сложившаяся в России заключается в том, что уровень реализации задач инклюзивного образования оставляет желать лучшего, несмотря на  хорошую гуманистическую идею не имеющую  глубокого профессионального и  общественного обсуждения, обученных специалистов,  сопровождающих детей с ОВЗ и  без возможности  уменьшения в классах количества и детей до 6–8 обучающихся.

Существующая практика, так же обозначила проблему в виде трудностей самого процесса направленного на  включение  детей  с ОВЗ в общеобразовательную программу обучения средней школы. Нельзя не отметить так же имеющиеся предрассудки и стереотипы  и среди педагогов и среди родителей, что очень усложняет процесс социализации детей с ОВЗ. Непринятие и агрессия со стороны обычных детей  по отношению к детям с ОВЗ так же являются следствием  низкой культуры педагогов и  неготовностью преподавателей  принять ребенка-инвалида. Существует и ряд проблем связанных с организацией, управлением и аттестацией образовательного процесса.

Однако на сегодня в Российской Федерации имеются определенные методики коррекционной педагогики. Осуществляется подготовка узких специалистов таких как врач-дефектолог, учитель-логопед, сурдологи, олигофренопедагоги. Существующая сеть образовательных заведений позволяет детям-инвалидам получить образование, соответствующее их возможностям и способностям, а так же приобрести навыки  самостоятельной жизни в социуме, а главное – специальность.

Уникальные методики, имеющиеся в нашей стране, оборудование и программы  позволяют работать со слепыми, слабовидящими, глухими и слабослышащими детьми, а так же с детьми у которым имеются проблемы с опорнодвигательным  аппаратом и с умственным развитием.

Очень важным моментом является тот аспект, что необходимо сохранить не и разрушить имеющуюся  уникальную педагогическую коррекционную систему в процессе продвижения идеи о защите прав детей с ограниченными возможностями  через инклюзивное образование.

Разумеется концепция инклюзивного образования не исключает и экономическую составляющую. Инклюзивное образование значительно дешевле против дорогого обучения в специализированном коррекционном образовательном учреждении. Однако, система образования в России, согласно политики Минобрнауки, перенимает опыт Запада, а не  пытается направить свое внимание на развитие сильных сторон имеющейся  педагогической коррекционной системы. Поэтому необходимость образовательной инклюзии, вызывает опасения, потому как получение качественной коррекции  и образования без адекватного взаимопонимания со стороны родителей, чиновников, педагогов, детей с ОВЗ и здоровых должно строиться на инклюзии социальной, иными словами  на включении детей с ограниченными возможностями в социальные отношения и  процессы посредством тесной взаимосвязи между общеобразовательной и коррекционной школами.

Список литературы

  • Гончаренко М. С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы/М.С. Гончаренок// Инклюзивное образование: методология, практика, технологии [Электронный документ] /М. С. Гончаренко, 2018.- 23 с.
  • Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями/Т.В.Егорова.-М.: Академия, 2017.- 80с.
  • Пузанова Ж.В. Компетентностный подход в образовательной и управленческой практике: модели компетенций /Ж.В.Пузанова// Вестник Российского университета дружбы народов.- 2020. -№ 1. -С. 83–90.
  • Самохвалова Л.Н. Инклюзивное образование/ Л.Н.Самохвалова: [Электронный ресурс]//Родительское Всероссийское Сопротивление. 2014. URL: http://r-v-s.su/news/2013/inklyuzivnoe-obrazovanie-blagie-namereniya-vedushchie-kuda (дата обращения: 26.02.2021).
  • Смакова С.К. Этические проблемы социологической работы в условиях рынка/С.К. Смакова//Вестник Российского университета дружбы народов.- 2018.- № 2. -С. 124–13

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Семинар «Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам»

Представляю материалы семинара, проходившего в октябре 2014 г. на базе нашего дошкольного отделения, организованного для педагогов и специалистов дошкольных и школьных отделений комплекса с целью повы...

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида

В статье раскрывается:понятие психилого-медико-педагогического консилиума;нормативно-правова база;цели;задачи;основные направления деятельности;этапы;документация;виды....

Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»

Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....

Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов

Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором  успешной социализации и адаптац...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...