Взаимодействие логопеда и воспитателя с использованием инновационной технологии «Мнемотехники» для развития речи у дошкольников.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Корнева Любовь Владимировна

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский :

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд.  

   Взаимодействие логопеда и воспитателя    с использованием инновационной технологии «Мнемотехники»
для развития речи у дошкольников.

В нашей практике все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта. При формирование основных компонентов речевой системы и высших психических функций.  Дети с речевыми нарушениями не любят  учить стихи, пересказывать тексты, не владеют методами и приёмами запоминания. Заучивание стихотворений вызывают у них трудности, быстрое  утомление  и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес к занятиям, заинтересовать детей и превратить непосильный труд  в любимый и самый доступный вид деятельности –  т.е.  в ИГРУ.

Изучив различные инновационные  коррекционно-развивающие технологии, используемые в инклюзивном образовании, я хочу поделиться эффективными приемами работы, которые мы используем  в развитии связной речи на основе мнемотехники, т. к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту.

Цель мнемотехники:

Развитие всех психических процессов: памяти, внимания, образного мышления, которые тесно связаны с речью и её полноценным развитием.

2 слайд.  

Константин Дмитриевич Ушинский говорил:

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

3 слайд.  

Использовать  мнемотаблицы можно:

  • Обучение пересказу
  • Составление рассказов
  • Разучивание стихотворений,  скороговорок, чистоговорок
  • Отгадывание загадок

Примеры использования мнемотехники:

  • 1. Использование мнемодорожек и мнемотаблиц при изучении, постановке и автоматизации звуков.

На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»:выучить двустишие или четверостишие, в котором присутствует автоматизируемый звук и повторять его многократно в течении нескольких дней. Использование данного метода показывает, что для точного повторения скороговорок необходимо схематичное изображение отдельных частей. Вот здесь на помощь приходит и мнемотехника которая помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

  • 2. При заучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

  • 3. При составлении описательного рассказа

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета, а затем описывают его.

Как вариант описания предмета игра «Назови признак». Для описания выбирается предмет. Дети передают мяч по очереди и называют значение мнемокарточки. (форма. цвет. назначение. материал. и. т. д. Следить, что бы ребенок старался говорить полным предложением.

4.Самостоятельный подбор признаков к предмету с последующим его описанием.

1. Цвет (выбрать из предложенных мнемоквадратов)

2. Твердый или мягкий. (выбрать мнемоквадрат)

3. Какой формы (выбрать)

Затем ребенок произносит все признаки: «Капуста зеленая…твердая…круглая) …и т. д.

4 слайд.  

«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Опора на визуальный образ очень важна для деток с нарушениями речи, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Так можно «зарисовать» рассказ, сказку, пословицу, стихотворение, можно «записать» используя картинки или символьные знаки. Глядя  на  эти рисунки – схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Взяв в основу мнение великих педагогов такие как Коноваленко Вилена Васильевна и  Коноваленко Светлана Владимировна, увидев эффективность наглядного материала, мы используем готовыми схемы  педагогов, но изменяя и совершенствуя их по своему, я  использую в коррекционной работе приёмы мнемотехники.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

–  должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

5 слайд.  

Мнемотехника делиться на :

  • Мнемоквадраты
  • Мнемодорожки
  • Мнемотаблицы

Мнемотаблицы- это схема, в которую заложена определенная  информация используются :

6 слайд.  

Последовательность работы  с   мнемотаблицами делится на 3 этапа:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов, затем мнемодорож

Результаты использования мнемотехники в логопедической работе:

-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

-у детей автоматизация звуков речи происходит быстрее и интереснее;

-дети учатся проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

-дети учатся формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

-совершенствуются психические процессы: внимание, память, мышление.

7 слайд.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание                           придумывается картинка.

«В огороде много гряд.

Тут и репа и салат.

Тут и свекла и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит круглый год.»      (Фото)

8 слайд.  

Отгадывание и загадывание загадок.

« Под соснами, под елками лежит мешок с иголками».

(Ёжик)                           (Фото)

На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

9 слайд.

Мнемотаблица  скороговорок со звуком «С»

Санин папа купит сыну снегокат,

А когда весна настанет- самокат.

10 слайд.  

Развитие связной речи

Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т.д.

11 слайд.  

(Фото)  Мнемотаблиц

12 слайд.  

ЗАУЧИВАНИЕ   СТИХОТВОРЕНИЙ

В руки овощи берём,

Овощи на стол кладём,

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.                 

13 , 14, 15, 16  слайд.

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ  РАССКАЗЫ   ПО  ЛЕКСИЧЕСКИМ  ТЕМАМ  (Фото) Коноваленко

17 слайд.  

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются психические процессы (как память, внимание, мышление), что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Чем раньше учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет их уровень подготовке к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.                                   

18 слайд.      Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие логопеда и воспитателя с использованием инновационной технологии «Мнемотехники» для развития речи у дошкольников Подготовила: учитель-логопед Корнева Л. В . «МБДОУ Детский сад № 28 комбинированного вида »

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К.Д.Ушинский

Слайд 3

Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок Отгадывание загадок Использование мнемотаблиц :

Слайд 4

Мнемотаблица Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание дети придумывают картинки (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. – это схема, в которую заложена определенная информация .

Слайд 6

Последовательность работы с мнемотаблицами : 2 этап : осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Слайд 7

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. «В огороде много гряд. Тут и репа и салат. Тут и свекла и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит круглый год.»

Слайд 8

Отгадывание и загадывание загадок « Под соснами, под елками лежит мешок с иголками».

Слайд 9

Мнемотаблица скороговорок со звуком «С» Санин папа купит сыну снегокат , А когда весна настанет- самокат.

Слайд 10

Мнемотаблица для автоматизации звука «Ш»

Слайд 11

Развитие связной речи Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т.д.

Слайд 12

Развитие связной речи

Слайд 14

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В руки овощи берем, Овощи на стол кладем, Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

Слайд 15

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Слайд 16

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

Слайд 17

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Слайд 18

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Слайд 19

Взаимодействие с музыкальным работником и воспитателем.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

Использование технологии «Мнемотехника» для развития речи у дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Почему использую данную технологию:§Расширяется словарный запа...

Презентация для воспитателей "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников....

Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа...

"Использование инновационной технологии "Мнемотехника" для развития речи дошкольников"

консультация для воспитателей о инновационной технологии "Мнемотехника"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»...

Использование инновационной технологии моделирования в развитии связной речи "Мнемотехника"

В статье  рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метод наглядного моделирования.Овладение приемами работы с мнемотехникой значительно сокращает время об...