"Использование инновационной технологии "Мнемотехника" для развития речи дошкольников"
консультация

Рожкова Елена Васильевна

консультация для воспитателей о инновационной технологии "Мнемотехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mnemotehnika.docx270.84 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Перемышльский детский сад «Радуга»

Консультация для воспитателей

«Использование инновационной технологии

«Мнемотехника»

для развития речи дошкольников».

Подготовила и провела

воспитатель Рожкова Е.В.

Перемышль 2020г.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

                                                                    К.Д. Ушинский 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска эффективных технологий развития речи детей дошкольного возраста.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

·          Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.   Неспособность грамматически правильно построить предложение.

·          Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

·          Употребление нелитературных слов и выражений.

·          Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

·         Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

·         Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

·         Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

·          Плохая дикция.

Инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

        Одной из инновационных технологий является мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения, что очень актуально, поскольку память многих людей не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа - буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

·         кодирование в образы;

·         запоминание (соединение двух образов);

·         запоминание последовательности;

·         закрепление в памяти.

           Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Цель технологии: развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Особенность методики состоит в применении символов, а не изображений. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких - ёлка.

Суть мнемотехники: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом текст зарисовывается схематично и, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Дидактическим материалом мнемотехники служат: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка- это несколько схематических рисунков, расположенных линейно.

Мнемотаблицы- схемы, в которых заложена определенная информация.

Проблема использования различных знаково-символических средств как фактора комплексного личностного развития, находит отражение в работах таких ученых, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. Своими исследованиями ученые доказывают, что именно знаково-символическая деятельность оптимально обеспечивает человеку процесс осознания сущности, особенностей тех предметов и объектов, с которыми взаимодействует человек, что, в свою очередь, обусловливает разумность этого взаимодействия. 

 В пользу использования мнемотехники в ДОУ говорит то, что она помогает: запомнить последовательность действий (например, как правильно мыть руки); привыкнуть к распорядку дня (если обозначить на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами; повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Мнемотехника способствует развитию речи, поскольку  наглядность является одним из приемов, способствующих формированию связной речи, которая представляет  собой  связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в своей речи.

        Мнемотехника в ДОУ удобна также тем, что требует минимальных вложений. Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ребенок ходит в детском саду в группу «Василек». На его шкафчике изображён этот цветок, над умывальником его полотенце висит под изображением василька и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «кофта» – последовательность, по которой детки собираются на улицу.

        Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков.

        

Этапы работы (младший, средний возраст):

·         Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

·         Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

·         Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

·         Этап 4. Делается графическая зарисовка - мнемотаблица.

·         Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

          Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются образы: лиса - рыжая плутовка, цыплята - желтого цвета, мышка - серая. Чаще используются мнемодорожки. Предлагаются готовые схемы.

Средний возраст постепенный переход к мнемотаблицам   увеличение мнемосхем до 7 - 9    предлагаются готовые мнемосхемы.

Этапы работы (старший возраст):

·         Этап 1. Зачитывается текст сказки и выделяются её основные части.

·         Этап 2. Каждая часть кодируется.

·          Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

·          Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Старший возраст   схематичное изображение, не цветное. Цветом выделяются только сложные или важные моменты.

Таким образом, с помощью мнемотехники удаётся достичь следующих результатов:

·         у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

·         появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

·         появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

·         словарный запас выходит на более высокий уровень;

·         дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи дошкольников

     Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это бог...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Мастер – класс для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»

Конспект Мастер – класса для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»...

«СТОРИТЕЛЛИНГ» - одна из инновационных технологий развития речи дошкольников

Понятие «сторителлинг» в дословном переводе означает «рассказывание истории».  В русском языке синоним – «сказительство». Методику сторителлинга разработ...