Формирование слоговой структуры слова.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пономарёва Валентина Борисовна

Формирование слоговой структуры слова.

 

Нарушение   слоговой структуры слов -  это дефект речевого развития, который характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового
состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски  либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой  на наглядность.

   Данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры  слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте  и появление первых слов в усеченной форме.

      Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается  с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова  (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной  речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

    Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников  больших проблем  при письме и чтении.

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка-логопата.

       Для обследования слоговой структуры и  звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Предлагается отраженное  и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Методика обследования

Детей 3 лет

Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2,
3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: простые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4—5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следую-
щим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

  •  назвать предметные картинки;
  •  повторить слова за логопедом;
  •  ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом
предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае.

Методика коррекционной работы по преодолению

нарушений слоговой структуры

     

     Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

 В коррекционной работе можно выделить два этапа:

—         подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале;

цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

—         собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале;

цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

Работа на невербальном материале

   На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.         Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2.         Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма:  отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

3.         Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4.         Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.

5.         Графические упражнения на переключение (продолжи  строчку): 0-0-0...; +=+=...

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

                                Работа на вербальном материале

   Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности

звуко-слогового ряда,  звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную  работу  рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному  членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.
 

Коррекционный этап

     Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом  уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков: пропевание гласных- АО, АИУ, АОИУЭ и др..

Уровень слогов: повторение слогов -  са-со-су-сы и др.

Уровень слова: договаривание слов, прохлопывание слов и т.д..

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

     Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения.

   Со стороны взрослого требуется  от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений.

           Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова.

Нарушение   слоговой структуры слов -  это дефект речевого развития, который характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового
состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски  либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой  на наглядность.

   Данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры  слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте  и появление первых слов в усеченной форме.

      Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается  с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова  (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной  речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

    Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников  больших проблем  при письме и чтении.

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка-логопата.

       Для обследования слоговой структуры и  звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Предлагается отраженное  и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Методика обследования

Детей 3 лет

Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2,
3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: простые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4—5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следую-
щим: 
дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

  •  назвать предметные картинки;
  •  повторить слова за логопедом;
  •  ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом
предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае.

Методика коррекционной работы по преодолению

нарушений слоговой структуры

     

     Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

 В коррекционной работе можно выделить два этапа:

—         подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале;

цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

—         собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале;

цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

Работа на невербальном материале

   На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.         Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2.         Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма:  отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

3.         Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4.         Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.

5.         Графические упражнения на переключение (продолжи  строчку): 0-0-0...; +=+=...

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

                                Работа на вербальном материале

   Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности

звуко-слогового ряда,  звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную  работу  рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному  членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.

Коррекционный этап

     Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом  уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков: пропевание гласных- АО, АИУ, АОИУЭ и др..

Уровень слогов: повторение слогов -  са-со-су-сы и др.

Уровень слова: договаривание слов, прохлопывание слов и т.д..

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

     Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения.

   Со стороны взрослого требуется  от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений.

           Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова» Односложные слова»

конспект занятия по формирвоанию слоговой структуры слова...

Формирование слоговой структуры слова. Работа над словом.

Статья ориентирована на воспитателей, логопедов. Упражнения, приведенные в статье, могут использоваться воспитателем в образовательной деятельности, как отдельный элемент работы со словом, в форме игр...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...