Развитие познавательной активности у детей с ОНР посредством применения мозаичных макетов-маркеров.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мордовина Евгения Олеговна

В статье рассказывается об опыте применения мозаичных макетов-маркеров в развитии познавательного инетреса у детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мордовина Евгения Олеговна, воспитатель

Гуляева Лилия Александровна, воспитатель

МБДОУ д/с №39, г. Арзамас, Нижегородская область.

 

Развитие познавательной активности у детей с ОНР посредством применения мозаичных макетов-маркеров.

В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности. Вопрос активизации познавательной деятельности и развития познавательного интереса представляется не только как сложный педагогический вопрос, но и как ключевая социальная задача. ФАОП ДО указывает, что для успешного развития детей с ОНР педагоги должны поддерживать инициативу и самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности; давать возможность выбора детьми материалов, видов активности, осуществлять организацию видов деятельности, стимулирующие развитие мышления, воображения и детского творчества, познавательных способностей. Для успешного развития познавательных способностей у детей необходимо развивать познавательную активность.  

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Но у детей с ОНР по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее состав структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, медленная переключаемость, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь.  Дети с трудом концентрируют интерес в анализе условий, поиске разных способов и средств решения задач. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с ОНР, как правила, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации.

Таким образом, источником познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи становится преодоление противоречия между усвоенным опытом достижения результата и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что требует от ребенка с ОНР проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задачи.

Поэтому взаимодействия детей с окружающим миром осуществляется посредством посредника, взрослого. И задача педагога привить и развить в детях желание узнавать новое об окружающей действительности, показать детям существующие в окружающем мире простые закономерности, указать на необходимость замечать целесообразность и целенаправленность некоторых действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий, развить умение объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждение, оказывание помощи в решении поисковых задач, проявление инициативы).

Одним из перспективных способов развития познавательной активности является макетирование. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок из природного материала, экспериментирования - большую помощь может оказать макетирующая деятельность. Чаще всего прослеживание за изменениями развивающихся организмов, природными поясами земли, зависимостью природных сообществ рождает объективные трудности для детей. Это и вызывает необходимость макетирования объектов природы, предметного мира.

В своей работе помимо привычных всем методов работы по формированию познавательной активности я использую не только обычные для всех макеты окружающего мира, но и мозаичные макеты маркеры. Разработаны они были Сергеем Дороновым и Надеждой Коротковой. И разрабатывались они для сюжетной игры детей.  Если посмотреть игровое пространство, предметно-пространственную среду большинства групп, то мы увидим, что многие игровые маркеры представляют собой разнообразные прилавки, парикмахерские, магазины, мастерские, бензоколонки, имеющие фиксированное тематическое наполнение.

Макеты маркеры представляют собой набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения порта, города, реки и острова. Два макета с городским ландшафтом и два с природным. Особенностью мозаичных макетов-карт является их многофункциональность. Эти макеты не имеют такой детальной проработки и развернуть на них можно любой сюжет по желанию ребенка, создать любую наполняемость. Они полифункциональны, трансформируемы и вариативны. Изображение на них лишь условно, и лишь «намекает» на возможное направление в развитие сюжета, с другой – оно понятно всем детям, вне зависимости от уровня развития символической функции, кругозора, культурной среды воспитания и т.д. На их основе можно построить и изучить любую природно-климатическую зону, ландшафт, животный и растительный мир, особенности времен года и т.д. При работе с макетом-картой дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас знаний. Моя работа основывалась на поэтапной организации познавательной деятельности детей (мотивационный, деятельностно-обучающий, и этап организации познавательной активности в самостоятельной деятельности). На первом этапе работы используются проблемные ситуации и проблемно-игровые. Их цель обеспечить рост интереса детей к играм с мозаичными макетами, эмоциональный отклик у детей. На втором этапе использовались проблемные ситуации, которые активизировали стремление детей с ОНР к самостоятельному воспроизведению способов действия с мозаичными макетами-маркерами в роли «разведчиков», «путешественников», «гостей», «испытателей». При этом обеспечивалось развитие умения принять проблему, требующую нахождения новых способов решения поставленных проблем. На третьем этапе использовались проблемные ситуации, побуждающие детей с ОНР к дальнейшему исследованию возможностей взаимодействия с макетами, не только с воспитателем, но и со сверстниками. Дети развивали умение общаться, строить речь так, чтобы окружающие поняли его замысел, развивали умение использовать полученные знания в играх.

Такие макеты как ни что другое подходит для ознакомления детей с окружающим миром. Ведь на них можно выстроить город, засеять поля и поплыть в увлекательное путешествие по всему земному шару.

Литература:

Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 3-е изд. – М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2015.

Краузе Е.Н. Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим ( с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с 5 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020

Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.

Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М: Центр педагогического образования, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптиро...

"Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности. "

Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром....

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования компьютерных дидактических игр"

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.   Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни челове...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Описание опыта педагогической деятельности «Развитие познавательной активности у детей старшей группы посредствам использования Лэпбуков»

Современному педагогу необходимо строить образовательный процесс  так, чтобы ребенок  был активным, любознательным, интересовался новым, неизвестным об окружающем мире, задавал  вопросы...