Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»
статья на тему

Желяк Кристина Викторовна

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Умственное и психическое развитие ребёнка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Всё, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка, формирует интеллектуальные и личностные качества, закладывает основы нравственности. Воображение, знание об окружающем мире расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Познавательные развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребёнка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Именно игровой характер обучения, позволяет целенаправленно формировать познавательные процессы в интересной и доступной форме.

Проанализировав результаты диагностики, и наблюдая за детьми, поставила перед собой цель: формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни через игровые технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt35.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз

возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский.)

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Умственное и психическое развитие ребёнка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Всё, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка, формирует интеллектуальные и личностные качества, закладывает основы нравственности. Воображение, знание об окружающем мире расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Познавательные развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребёнка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Именно игровой характер обучения, позволяет целенаправленно формировать познавательные процессы в интересной и доступной форме.

Проанализировав результаты диагностики, и наблюдая за детьми, поставила перед собой цель: формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни через игровые технологий.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Как узнать, есть ли у детей в группе познавательные интересы?

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозор.

Познавательное развитие – это процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

  • Создать развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует активизации познавательного интереса детей.
  • Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Развивать наблюдательность умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе игры, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.
  • Формировать связную речь
  • Воспитывать волевые качества личности ребёнка: целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития детей. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра поможет взрослому сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. 

Предлагаю ряд игр-упражнений для применения родителям в форме «Игры на дом» и педагогам в форме развлечения «В гостях у Игровичка» по теме:

«Использование игровых технологий для развития познавательных процессов для детей 5-7 лет в рамках реализации ФГОС дошкольного образования ДОУ»

  1. Упражнение «Очень я тебя люблю».

Цель: Создание положительного эмоционального настроения.

Дети взявшись за руки становятся в круг и по очереди смотря друг другу в глаза говорят «Очень я тебя люблю, тебе дарю я…» (улыбку, добро, радость, хорошее настроение, любовь и т.д.)

Воспитатель: «Почувствовал, как сразу стало теплее от улыбок, от нашего хорошего отношения друг к другу».

  1. Упражнение «Поле из пуговиц».

Цель: Развитие внимания, логического мышления и ориентация в пространстве.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (все пуговицы абсолютно уникальны и не повторяются). У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц.

  1. Упражнение «Волшебные рассказы в кляксах».

Цель: Развитие воображения, речи.

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.

Детям предлагается начало, какого-либо рассказа. Например, «Жила была девочка Катя и как-то раз она вышла на прогулку со своей кошечкой Марусей. Был тёплый, солнечный день и вдруг откуда ни возьмись…» Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

  1. Упражнение «Добавь слово».

Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребёнок называет какой-нибудь предмет (например, «стол»), второй повторяет названное слово и добавляет своё (например, «Стол, дерево». Третий ребёнок повторяет уже названные слова и добавляет своё слово (например, «стол, дерево, дом). Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не повторит все сказанные слова и не добавит своё.

  1. Психологическая разминка.

Цель: формирование позитивного эмоционального настроя, снятие психического напряжения.

Тучка с солнышком опять

В прятки начало играть:

Только солнце спрячется - (закрываем лицо ладошкой)

Тучка вся расплачется - (делаем грустное лицо)

А как солнышко найдется - (закрываем лицо ладошкой)

В небе радуга смеется - (делаем веселое лицо)

  1. Упражнение «Чем похожи и чем отличаются».

Цель: развитие мышления, способности сравнивать, выделять существенные признаки предмета, развитие речи.

Воспитатель предлагает детям сравнить два предмета (например, «самолет и птица»), чем они похожи и чем отличаются.

  1. Игра «Собери движения по кругу».

Цель: развивать двигательную и зрительную память.

Воспитатель с детьми становятся в круг, взявшись за руки начинают двигаться и говорят такие слова: «Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!» Все останавливаются, и первый ребёнок показывает движение, а затем показывает пальцем на любого из детей и тот, на кого он показал, придумывает и показывает движение, которое повторяют все дети, стоящее в кругу. Затем игра повторяется, и каждый ребенок, должен показать все движения, которые выполнялись предыдущими игроками. Игра проводиться до тех пор, пока каждый из участников не покажет всю серию движений и свое движение в завершении.

  1. Упражнение «Путешествие в будущее».

Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.

Ребята, никто из нас не может знать, что нас ждет в будущем. Я имею в виду то далекое будущее, которое наступит лет через 100 или 200. Давайте мы сейчас с вами превратимся в волшебников и попробуем пофантазировать, мы можем с вами придумать описание и рисунок. Вы можете нарисовать автомобиль будущего или людей из будущего или всё что пожелаете. По окончании работы дети рассказывают о своих работах.

  1. Упражнение «Веселый человечек».

Цель: Развитие воображения, творческую способность.

Возьмите среднего размера картофелину, обрежьте так, чтобы она могла стоять  на блюдце. В верхней ее части сделайте углубление, положите в него немного семян кресс-салата и слегка увлажните. На самой картофелине сделайте веселую мордашку. Для этого вырежьте из цветной бумаги глаза, нос, рот и приклейте клеем. Когда семена начнут прорастать, получится веселый человечек с зеленым ежиком вместо волос.

  1. Упражнение «Хорошие дела».

Цель: Развитие уверенности в себе, уважительного отношения к окружающим.

Возьмите красивую коробку (ее можно обклеить красивой бумагой или раскрасить). Объясните ребенку, что это его личная копилка  хороших поступков. Сложить туда хорошие поступки можно, если ребенок откроет крышку и расскажет о них.  Хорошо, если это станет ритуалом, например, он каждый вечер открывает крышку и рассказывает, что  он сегодня сам оделся, помог бабушке подмести пол, или поделился конфетами с сестрой. Когда коробка наполнится, а это определите вы, малыш найдет в коробке сюрприз.

  1. Упражнение «Путешествие мышки».

Цель: Развитие внимания, переключаемости, скорости реакции.

Возьмите лист бумаги и расчертите его на 12 одинаковых по размеру клеток. Пусть ребенок раскрасит эти клетки в разные цвета. Теперь отправим в путешествие воображаемую  мышку. Вы говорите ребенку: «сейчас мышка находится в красном квадрате». Теперь мы командуем: «Мышка, вверх!» В каком квадрате она оказалась? Правильно в зеленом. «Мышка, вправо!» - где она теперь?  В желтом». И т.д.  Дальше ребенок следит за передвижением мышки сам, а вы только подаете команды. Вдруг вы говорите «Мышка, стоп!». Ребенку нужно назвать, в каком квадрате она остановилась. Теперь поменяйтесь с малышом ролями, пусть он руководит мышкой, а вы следите за ее передвижением.

После многократного повторения можно закрыть лист бумаги и под команду выполнять движения в разные направления. При этом тот, кто даёт команду, должен угадать, в каком квадратике находится мышка.

Рефлексия. Подведение итогов о том, что же мы сегодня научились делать и что нового узнали.

Ритуал прощания: «Мы сегодня трудились, не ленились. Наши славные дела, будем помнить мы всегда».

Получаемый результат: в процессе игровых технологий у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие, творческие и умственные способности.

Представленные выше игры-упражнения на развитие внимания и воображения очень просты, их можно использовать во время семейного досуга, свободного от занятий время в детском саду, на прогулке, групповой комнате и занять ребёнка (группу детей) не только с пользой для, но и с огромным интересом к дальнейшим совместным играм. Играя с детьми в эти игры педагогу легче закрепить пройденный материал, упражнять детей в различных навыках и умениях. Для нас педагогов огромный простор для развития творческих, умственных и познавательных способностей. Придумывание новых игр и новые идеи приходят сами собой, главное только начать, и каждая игра может стать по-настоящему авторской, очень легко их преобразовать в соответствии с творческими способностями педагога. Считаю, что игры, предложенные мной, в более полной мере позволят сформировать такие важнейшие познавательные способности как внимание и воображение. А главное, помогут детям быть успешными в школе и хорошо учиться. Желаю Вам успехов в развитии у ваших детей внимания и воображения! Не сомневаюсь, что представленные игры будут интересны и детям, и вам взрослым! Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию "Развитие познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий"

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии...

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования компьютерных дидактических игр"

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.   Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни челове...

Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством образовательной технологии «геокешинг»». на 2020-2021 уч.год

Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста поср...

Перспективный план работы в старшей группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (5-6 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством образовательной технологии «геокешинг»». на 2020-2021 уч.год

Перспективный план работы в старшей группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (5-6 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста поср...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством интерактивных технологий

Развитие функциональной граммотности у детей старшего дошкольного возраста через применения социоигровых технологий....