Музыкотерапия в коррекционной педагогике
статья по коррекционной педагогике

Тупицына Елена Магомедовна

Музыкотерапия в коррекционной педагогике

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района

г. Санкт- Петербурга

                        Музыкотерапия в коррекционной педагогике

                                              Музыкальный руководитель: Тупицына Е. М.

                 

2024 г

Музыкотерапия в коррекционной педагогике

Музыкотерапия – это леарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, оптимизируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется.

 Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Наиболее важными для детей-логопатов, являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма  и времени, мыслительных способностей и фантизии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

 Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном , или активном восприятии.

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

 Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществляется в форме  подгрупповых занятий   с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением  заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедленном темпе.

Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким, и в то же время, чрезмерно тихим.

 Использование музыкотерапии при речевых паталогиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека.

Из ряда работ ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение птиц, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изобразительной деятельности.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое  направление  работы способствует улучшению общего эмоционального  состояния детей, улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность,  ритмичность, координация, плавность, серийная  организация движений, коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность  интонации).

Выводы из опыта работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию:

  1. Использовать для прослушивания можно только те музыкальные  произведения, которые нравятся всем детям.
  2. Лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям.

Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного.

  1. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 5-8

 минут в течении всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека.

 Современные исследования доказали, что высокие корреляции языковой, музыкальной и художественной способностей могут быть связаны с тем, что в их основе лежит чувство ритма.

Действительно, связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных, ( относящихся к восприятию)  и когнитивных ,(относящихся к познанию) процессов, эмоциональных реакций, речевой активности.

 Ритм оказывает логпнизующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную  организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных.

В педагогическом аспекте ритмика-это слияние физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Ритмику в лечебных целях используют в психотерапии. Здесь она выступает как часть кинезотерапии –«терапия движением», изменяя общую реактивность организма, повышает нго сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезни.

Ритмика позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию, способствует поддержанию положительного фонга построения и установки на выздороыление.

Уже  доказана эффективность  логопедической и ортопедической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную паталогии, нарушение слуха. Статистика свидетельствует о том, что практически в каждой группе около 60-65 процентов детей нуждаются в стстематической и последовательной, (в соответствии с генезисом сенсорных способностей) работе по формированию чувства ритма.

Не всегда этой работе уделяется должное внимание, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма. Например, многие не знают , что проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга, благодаря  импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.

  1. Работа по развитию мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики пальцев рук является неотъемлемой частью каждого занятия ритмикой и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эта работа проводится по трем разделам : развитие  статической координации, динамической координации и двигательной памяти. Для этого можно предложить детям манипуляции с собственной рукой и различными предметами.

 Статическая координация-придание кисти рук ребенка определенной позы.

Игры : «Птички клюют», «Волшебные превращения», «Замри!», «Кто пришел в гости»

Динамическая координация пальцев  рук совершенствуется в играх с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики

(«Сорока-белобока», «Семья», «Дождик»)

 Развитие двигательной памяти осуществляется на основе отдельных движений, уже отработанных статических упражнениях. При этом основным речевым материалом могут быть русские народные сказки «Лиса и Журавль», «Репка», «Теремок»-рассказ которых должен сопровождаться построением фигур из кисти и пальцев рук, изображающих  главных  персонажей.

  1. Развитие лицевой и артикуляционной моторики

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений.

«Плакса»-зажмуривание глаз.

«Надуем шарик»-надувание щек без сопротивления и с надавливанием.

«Мы удивились» -приподнимание и опускание надбровных  дуг.

«Тигренок»- оскаливание зубов

«Упрямые бараны» -нахмуривание мышц лба.

«Солнышко дразнится» -высовывание языка

 Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они обюъединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование , и т. д. На всех этапах работы можно использовать наглядный материал, картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства, карточки с условным изображением эмоций, фотографии. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение, следует проводить инсценировки песен, игры-драматизации, использовать игры, типа «Лото». В центре стола лежат карточки с изображением эмоций картинкой вниз. Играющие по очереди берут карточки, не показывая их друг другу. Затем один ребенок мимически передает изображенную на карточке эмоцию, а остальные ее угадывают. После этого устанавливается соответствие ответа изображению.

 Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой, проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например,

«Прятки» -чередованиеплавного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов.

 «Вкусное варенье» -круговые скорльзящие движения язычка по губам.

 «Футбол» -движение языка вправо-влево в полости рта с выпячиванием щеки.

 «яЯзычок сердится»-упор кончика языка в альвеолы верхних зубов.

Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

 Позднее можно детям предложить задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела.

-открыть широко рот и развести руки в стороны;

-округлить губы и руками показать обруч.;

-вытянуть губы вперед «трубочкой» и поиянуться за руками вперед;

-растянуть губы в улыбке и поднять руки в стороны вверх, встав на носки.

Ориентировку на ритм движений и переключение с одного ритма на другой учитель-логопед , музыкальный руководитель  и воспитатель формируют в процессе занятий по слуховому, зрительному и тактильному восприятию (с опорой на графическую модель: «Сделай, как я», «Постучи, как я», «Похлопай», «Потопай, как я.

 При этом сопряжено-отраженно отрабатываются  ритм повтора : / / /, / / /

Ритм чередования : /     ///   / ///, /  /  /

 Ритм противопоставления : /  ///  / //; //  / //  /,  //   //

 Так, занимясь постановкой и автоматизацией правильного произношения у детей, взрослый упражняет его в ориентировке на ритм повтора и чередования :

  1.  чередовать произнесение пар гласных звуков «а-у», «в-и» (использовать звуки противоположные по артикуляции)
  2. Слогов : «ла-ла-ла» ; « ла-па-ла-па» -язычок то наверху, то внизу «Делай, как я»

«Со-со-со» -вниз язык, «Ша-ша-ша» -вверх язык.

 При этом формируется умение осуществлять безошибочную перенключаемость с одного артикуляционного движения на другое.

  1. Проговаривание слова предложений можно сопровождать дирижированием (движение рук относится  с произнесением одного или нескольких слов на выдохе)
  2.  Предложение произносится на выдохе, совместно с педпгогом. Движения плавные, переходящие  одно в другое. Может использоваться прием наращивания слов.

https://studopedia.net/8_19805_sistema-raboti-po-formirovaniyu.html

https://studopedia.info/10-31874.html

https://infourok.ru/muzikoterapiya-v-korreckionnoyi-lechebnoy-pedagogike-2653336.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей Музыкотерапия в лечебной педагогике для детей с ОНР

В данной статье рассматривается проблема использования музыкотерапии в работе с детьми, имеющими речевую патологию....

презентация "Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста"

Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм.Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в про...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

Доклад на конференцию»Основы коррекционной педагогике и психологии. Общее представление о коррекционной педагогике и психологии»

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенности такого развития &mdash...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Значение музыки в коррекции детей с особенностями развития....