Задержка психического развития у детей 4-5 лет: симптомы, признаки, лечение и прогноз
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Лосева Виктория Александровна

ЗПР нуждается в ранней диагностике и лечении, возможно, даже больше, чем другие заболевания. Только своевременное медицинское вмешательство сможет предотвратить трудности социализации, которые человек пронесет до взрослого возраста и дальше на протяжении всей жизни.

Однако в 4-5 лет, когда ребенок еще находится в садике, трудно уловить первые симптомы. Чтобы не упустить возможное проявление отклонений или подтвердить свои догадки, изучите признаки ЗПР у ребенка 5 лет, распространяющиеся на все сферы развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya_u_detey_4.docx525.75 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития у детей 4-5 лет: симптомы, признаки, лечение и прогноз

ЗПР нуждается в ранней диагностике и лечении, возможно, даже больше, чем другие заболевания. Только своевременное медицинское вмешательство сможет предотвратить трудности социализации, которые человек пронесет до взрослого возраста и дальше на протяжении всей жизни.

Однако в 4-5 лет, когда ребенок еще находится в садике, трудно уловить первые симптомы. Чтобы не упустить возможное проявление отклонений или подтвердить свои догадки, изучите признаки ЗПР у ребенка 5 лет, распространяющиеся на все сферы развития.

Что должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет

Чтобы своевременно понять, испытывает ли малыш проблемы с развитием или нет ли у него нарушений, ознакомьтесь с навыками, которые присутствуют у детей 4-5 лет. Рассматривать необходимо признаки в разных сферах.https://kroha-sadik.ru/wp-content/uploads/2023/04/6t.jpg

Мышление

Некоторые вещи из этого списка родителям могут показаться очевидными, но далеко не все малыши вовремя осваивают их. Среднестатистический ребенок этого возраста должен:

  • находить очевидные различия схожих картинок;
  • уметь собирать пазлы и конструкторы;
  • понимать и соблюдать правила поведения;
  • запоминать стихотворения небольшого размера;
  • сравнивать стороны;
  • складывать простейшие сложносочиненные предложения;
  • поддерживать диалог;
  • знать времена года, суток и различия между ними;
  • называть виды фруктов, овощей и животных;
  • связывать повседневные события между собой.

Самообслуживание

Часто в детском саду воспитанник ведет себя более самостоятельно, чем дома. Это элементарно объясняется тем, что педагог не в силах застегнуть 30 курток одновременно, поэтому часть детей одевается сама.

Дома же родители могут просто не давать такой возможности из-за спешки. Ведь быстрее самому завязать шнурки, чем ждать, пока малыш провозится минут по 10 над каждым ботинком. Поэтому при отслеживании самостоятельности маме и папе стоит интересоваться, как ребенок ведет себя вне дома.

Воспитанник средней и старшей групп ДОУ должен:

  • застегивать и расстегивать молнии и пуговицы, завязывать шнурки;
  • самостоятельно одеваться;
  • совершать элементарные гигиенические ритуалы;
  • есть с помощью столовых приборов.

Обучение

Не беда, если малыш не справляется со всем и сразу. Ошибаться – совершенно нормально, однако, в его действиях должна быть положительная динамика.

К старшему дошкольному возрасту дети должны:

  • знать счет до десяти;
  • сравнивать характеристики предметов и распределять их на разные группы;
  • ориентироваться на страницах тетради;
  • уметь решать легкие задачи;
  • различать формы и цвета предметов.

Речь

Есть моменты, на которые родители обращают внимание и без логопеда. Итак, ваш сын или дочь должны:

  • понимать и подбирать антонимы и синонимы;
  • изменять форму глагола по падежам и лицам;
  • осознавать основную мысль в услышанном предложении;
  • уметь разделять слова по слогам.

Кстати, в этом возрасте взрослым пора перестать умиляться оригинальным детским «афоризмам» и регулярно поправлять малыша для формирования красивой, правильной речи.

Память

Формирование этого навыка начинается практически с рождения. К 5 годам дошкольник должен:

  • запоминать как минимум несколько предметов на картинке;
  • пересказывать основной смысл услышанного короткого текста;
  • быть в состоянии выучить легкое четверостишье.

К слову, есть дети, которые не декламируют стихи, зато с удовольствием цитируют прозу или поют. Это тоже считается.https://www.i-igrushki.ru/upload/medialibrary/81c/maabg9wh9vcx8y6iuasad3p5kkmbfvwu.jpg

Моторика 

Эти навыки пригодятся ребенку в школе. Уже к 4 нужно уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку или кисточку;
  • закрашивать картинку, не выходя за контур;
  • аккуратно обводить рисунок.

Сравните возможности вашего малыша с этим списком, чтобы определить, имеются ли отклонения. Даже если он чего-то не умеет, не поддавайтесь поспешным выводам, а уделите больше внимания обучению.

Не перегружайте ребенка – длительность занятия не более 20 минут. Обязательна регулярная похвала.

Симптомы ЗПР у дошкольника

В детском саду сложно выявить ЗПР, ведь в этом возрасте тяжело дозировать умственную нагрузку. Однако если внимательно следить за поведением малыша, можно уже обозначить симптомы ЗПР у детей 4-5 лет.

Интеллект

Нарушение интеллекта затрагивает все формы мышления. Дошкольники с ЗПР испытывают трудности с анализом, сравнением информации, обобщением и решением логических задач.

Страдает восприятие. У малыша сложности с адаптацией, ориентацией в окружающем пространстве и обозначением знакомых предметов в новой обстановке. К счастью, симптом является частично или полностью обратимым при должной коррекции у нейропсихолога.

Внимание

Главный симптом ЗПР – отсутствие возможности концентрироваться даже непродолжительный период. Дошкольники с этим расстройством не могут одновременно фокусироваться на нескольких задачах, их интерес неустойчив и кратковременен. При повышенной тревожности и напряжении проявляются симптомы гиперактивности и дефицита внимания.

Память

Дети с ЗПР плохо воспринимают и запоминают услышанную или увиденную информацию, хотя обучение у нейропсихолога с наглядным материалом показывает большую эффективность. Память отличается мозаичностью и слабой избирательностью, а набор тем для общения меньше, чем у сверстников.https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673597952_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-rebenka-4.png

Особенности речи

Уровень нарушения зависит от формы и тяжести расстройства. При легкой степени ЗПР задержка психоречевого статуса незначительна и не мешает общению, однако, в тяжелых случаях фиксируется сильное отставание от сверстников.

При ЗРР поражается как грамматическая, так и лексическая составляющая, искажается артикуляция, нарушается слуховая дифференциация. Словарный запас крайне мал.

Поведенческие симптомы

Дети с ЗПР, как правило, плохо адаптируются в обществе. Часто их можно узнать по таким признакам:

  • замкнутость;
  • повышенная тревожность;
  • агрессия;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • инфантильное поведение.

Ребенок с расстройством будет выглядеть на более младший возраст – не проявлять самостоятельность, избегать умственной деятельности и предпочитать в одни и те же игры. Во время занятий в детском саду можно отметить следующие признаки:

  • трудности концентрации;
  • нарушение дисциплины;
  • отвлечение на игры;
  • сложности с восприятием услышанной информации.

Ребенок может бурно реагировать на попытки вовлечь его в учебный процесс.

Эмоциональные признаки

Дети с ЗПР психологически нестабильны. Их настроение часто меняется, а сами они внушаемы и безынициативны или, напротив, агрессивны. Такому ребенку можно что-либо навязать, но сложно побудить его сделать это самостоятельно. Отмечается непредсказуемость, тревожность, повышенная конфликтность, стремление нарушать установленные правила. Общение со сверстниками обычно отсутствует. 

Как проводится лечение детей с ЗПР в 4-5 лет

Перед началом корректировки развития ребенка необходимо определить степень отставания. Диагностика ЗПР в клинике осуществляется такими врачами:https://static.tildacdn.com/tild6563-3238-4733-a539-383062363333/3342png_1200_5ef9692.png

  • невролог – обследует ЦНС, рефлексы;
  • психиатр – выявляет травмы и ментальные патологии;
  • психолог – анализирует психические возможности;
  • лор – проверяет слух, поскольку часто причина, по которой ребенок не идет на контакт и не разговаривает, кроется в полной или частичной глухоте;
  • логопед – занимается речевым аппаратом и степенью его развития.

В зависимости от тяжести расстройства лечение может состоять из:

  1. Приема медикаментов. Например, ноотропов, положительно влияющих на работу мозга.
  2. Проведения коррекционных занятий. Это главная часть терапии. Работой над состоянием ребенка занимаются нейропсихолог, логопед и дефектолог. Развивается речь, внимание, память и мышление, а также закрепляются необходимые бытовые навыки.
  3. Массажа и физиотерапии. Эти техники благотворно влияют на ЦНС, моторику и речевой аппарат ребенка.

Результат лечения ЗПР зависит от вашей заинтересованности и вовлеченности, а также от выбора специалистов.

Прогноз для детей с задержкой психического развития

Прогноз ЗПРР у ребенка 5 лет неоднозначен. Рекомендуется начинать коррекционные занятия до достижения 6 лет, то есть до момента, когда ребенок начнет заметно отставать от своих сверстников по развитию. А это чаще всего происходит в школе.

Если обнаружить признаки ЗПР и обратиться к врачу, когда ребенку будет более 7 лет, то начинать коррекцию может быть поздно. Задержка развития будет иметь неблагоприятные последствия и повлечет проблемы в дальнейшей жизни человека.

На эффект терапии влияют такие факторы, как:

  • степень расстройства;
  • состояние ребенка;
  • подход родителей.

Если у малыша органическое поражение головного мозга, то лечение явно не будет легким и одноплановым. А если основная причина отставания – родители или окружение: детский дом, неблагоприятная маргинальная семья, то нужно сделать упор на занятия с психологом, в идеале – семейным, чтобы проработать все проблемы.

Родители могут решить, что отставание их ребенка временное, и лучше подождать, пока он сам нагонит сверстников. При ЗПР большинство симптомов не исчезнут сами по себе. Состояние не восстановится до полноценного, человек будет отставать в обучении и самообслуживании не только в школьные годы, но и во взрослой жизни. https://media.insider.in/image/upload/c_crop%2Cg_custom/v1557234340/mg8qjnwfdmf3mgn2tzwa.jpg

Если на пятом году ваш ребенок имеет такой диагноз или подозрения на него – не паникуйте.

До 10 лет ЗПР обратимо, но каждый упущенный год влияет на эффективность терапии.

Как распознать ЗПР в 4-5 лет, что делать родителям

Следите за поведением и особенностями вашего ребенка. С 3 до 10 лет малыши наиболее уязвимы для эмоциональных травм и расстройств. Задержка психического развития у детей в 5 лет встречается довольно часто. Если вы заметили, что ребенок плохо концентрирует внимание на определенных вещах, во время обучения отвлекается на игры и проявляет повышенную агрессию – не затягивайте с походом к врачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".

В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....

Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет

Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет ...

Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет

В соответствии с ФГОС ДО программа направлена в первую очередь на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициат...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста.

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологического развития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организации педагогического процес...

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.

Разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений педа...