Сравнение содержания образовательной деятельности детей среднего возраста в ФОП ДО и ФАОП ДО.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лорей Мария Александровна

Сравнение содержания образовательной деятельности детей среднего возраста в ФОП ДО и ФАОП ДО в различных категориях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fop_i_faop.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнение содержания образовательной деятельности детей среднего возраста в ФОП ДО и ФАОП ДО.

ФОП

ФАОП ТНР

Социально-коммуникативное развитие

В сфере социальных отношений.

Педагог предоставляет детям возможность рассказать о себе, выразить собственные потребности и желания, воспитывает самоуважение и уверенность в себе, подчеркивает достижения ребёнка.

Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами, их выражением в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. Учит детей понимать свои и чужие эмоциональные состояния.

Обогащает представления о семье, семейных и родственных отношениях.

Педагог поддерживает стремление ребёнка быть членом детского коллектива. Способствует овладению детьми умений совместной деятельности.

Обогащает словарь детей вежливыми словами.

В области формирования основ гражданственности и патриотизма.

Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине. Расширяет представления о государственных символах России.

Педагог обогащает представления детей о малой родине. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности.

В сфере трудового воспитания.

Педагог обогащает представления детей о труде взрослых.

Педагог продолжает поощрять инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания в группе, создает проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять отдельные трудовые действия.

В области формирования безопасного поведения.

Педагог создает условия для закрепления представлений детей о правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с людьми.

Направлено на совершенствование и обогащение навыков игровой деятельности обучающихся с ТНР, дальнейшее приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с другими детьми и педагогическим работником, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о тендерной и семейной принадлежности.

Объектом особого внимания педагога становится уточнение и совершенствование использования детьми коммуникативных средств, проявляющихся в игре: положительных взаимоотношений, организованности, выдержки, настойчивости, умения контролировать свои эмоции и подчинять их правилам группового взаимодействия в соответствии с общим игровым замыслом.

Педагогические работники создают образовательные ситуации, направленные на стимулирование у обучающихся потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях с другими детьми во всех видах деятельности.

В игре возникают партнерские отношения, поэтому социальная сфера "ребенок среди сверстников" становится предметом особого внимания педагогических работников.

Познавательное развитие

Сенсорные эталоны и познавательные действия:

педагог закрепляет умения детей различать и называть все цвета спектра, оттенки цвета; развивает способность различать и называть геометрические фигуры, осваивать способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; выделять структуру плоских геометрических фигур. Посредством игровой и познавательной мотивации педагог организует освоение детьми умений выделять сходство и отличие между группами предметов, сравнивать предметы по 3-5 признакам, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; совершенствует приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений.

Математические представления:

в процессе обучения количественному и порядковому счету в пределах десяти педагог совершенствует счетные умения детей, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков, знакомит с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов, с составом чисел из единиц в пределах пяти; подводит к пониманию отношений между рядом стоящими числами;

Окружающий мир:

педагог расширяет первичные представления о малой родине и Отечестве, о населенном пункте, его истории, его особенностях.  Природа:

педагог формирует представления о многообразии объектов животного и растительного мира.

Содержание образовательной области обеспечивает повышение познавательной активности обучающихся с ТНР, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и формирование элементарных математических представлений.

В процессе разнообразных видов деятельности обучающихся узнают о функциональных свойствах и назначении объектов, учатся анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними пространственными свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.

Обучающийся знакомится с функциональными качествами и назначением объектов окружающего природного, животного мира, овладевает умением анализировать их и связывать с внешними, пространственными свойствами. Для этого широко используются методы наблюдения, по возможности практические действия с объектами, обыгрывание, рассматривание иллюстративного материала.

Речевое развитие

Формирование словаря:

педагог осуществляет обогащение словаря за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. Педагог закрепляет у детей умение обобщать предметы.

Звуковая культура речи:

педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л′], [р], [р′]); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов.

Грамматический строй речи:

педагог формирует у детей умение грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные, слова, имеющие только множественное или только единственное число, существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками.

Связная речь:

педагог способствует развитию у детей монологической речи,

использовать невербальные средства общения; участвовать в коллективных разговорах,

Подготовка детей к обучению грамоте:

педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины "слово", "звук", "буква", "предложение", "гласный звук" и "согласный звук", проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.

Основной акцент делается на формирование связной речи.

В этот период основное значение придается стимулированию речевой активности обучающихся с ТНР, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности.

Педагогические работники стимулируют желание обучающихся свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряют даже минимальную речевую активность обучающихся в различных ситуациях.

Художественно-эстетическое развитие.

Изобразительная деятельность.

Педагог обогащает сенсорный опыт детей; закрепляет знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивает у детей чувство формы, цвета, пропорций, учит передавать в изображении основные свойства предметов, характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Лепка: педагог продолжает знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы. Продолжает формировать у детей технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки

Аппликация: педагог закрепляет умение детей создавать изображения, создавать из фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Музыкальная деятельность.

Слушание: педагог учит детей различать жанры музыкальных произведений. Развивает у детей навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов.

Пение: педагог формирует у детей певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от "ре" первой октавы до "до" второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

Музыкально-ритмические движения: педагог развивает у детей чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание. Учит детей свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Обучающийся в возрасте 4-5-ти лет, в том числе и с ТНР, активно проявляет интерес к миру искусства (музыки, живописи).

Содержание образовательной области представлено разделами "Изобразительное творчество" и "Музыка".

Основной формой работы являются занятия, в ходе которых у обучающихся формируются образы-представления о реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений.

У обучающихся формируются устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности, усиливается ее социальная направленность, развивается анализирующее восприятие, закрепляются представления обучающихся о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения.

В данный период обучения изобразительная деятельность должна стать основой, интегрирующей перцептивное и эстетико-образное видение обучающихся, максимально стимулирующей развитие их тонкой моторики и речи.

При реализации направления "Музыка" обучающиеся учатся эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и сосредоточение, музыкальный слух, привлекают их к участию в различных видах музыкальной деятельности. Обучающиеся учатся распознавать настроение музыки, характер.

Физическое развитие

Педагог совершенствует двигательные умения и навыки, развивает психофизические качества, обогащает двигательный опыт детей разнообразными физическими упражнениями, поддерживает детскую инициативу.

Педагог уточняет, расширяет и закрепляет представления о здоровье и здоровом образ жизни.

Педагог продолжает обучать разнообразным физическим упражнениям, которые дети самостоятельно и творчески используют в игровой и повседневной деятельности.

Педагог обучает взаимодействию детей в команде, поощряет оказание помощи и взаимовыручки, инициативы при организации игр с небольшой группой сверстников, младшими детьми.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области по следующим разделам:

физическая культура;

представления о здоровом образе жизни и гигиене.

Реализация содержания образовательной области помимо непосредственно образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, предполагает решение развивающих, коррекционных и оздоровительных задач, воспитание у обучающихся представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре.

В этот период реализация задач образовательной области "Физическое развитие" должна стать прочной основой, интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-двигательное развитие обучающихся с нарушением речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."

Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ -  в  словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....

Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."

Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ -  в  словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....

Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности детей среднего возраста "Путешествие в страну игр".

Вашему вниманию была предоставлена  коррекционно-образовательная деятельность с детьми среднего возраста «Путешествие в страну игр».  При выборе темы я опиралась на федеральные государ...

Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности детей среднего возраста с ЗПР «Елка для Хрюши»

Составила: учитель-логопед Белова М.А. Задачи:Коррекционно-образовательные:Способствовать расширению и активизация словарного запаса (закрепление знаний о Новогоднем празднике, обогащение словаря...

Организация проектной образовательной деятельности детей среднего возраста, как средство поддержки детской творческой и познавательной инициативы.

Русские народные игры и игрушки в развитии  художественно-эстетического развития и познавательной инициативы  детей среднего дошкольного возраста....

Комплексно-тематическое планирование содержания образовательной деятельности в средней группе на 2017-2018 учебный год

Комплексно-тематическое планирование содержания образовательной деятельности в средней группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего возраста по теме «Звуковая культура речи. Звук Ц.»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего возраста по теме «Звуковая культура речи. Звук Ц.»Цель: развитие фонематического слуха и восприятие звука (Ц), формиро...