Особенности инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике

особенности инклюзивного образования, специфика организации процесса адаптации детей с ОВЗ в ДОУ, формирование социально-бытовой ориентировки в режимных моментах и действий самообслуживания в период адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: особенности инклюзивного образования, специфика организации процесса адаптации детей с ОВЗ в ДОУ, формирование социально-бытовой ориентировки в режимных моментах и действий самообслуживания в период адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образования.

МАОУ детский сад №210 «Ладушки» г.Тольятти

Подготовила: Дубровина Наталья Михайловна.

Попытка изменить человека с ОВЗ (адаптация к среде) – интеграция.

Попытка изменить среду – инклюзия  

Инклюзия - совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей.

Практика показывает, что чем чаще и больше дети с ОВЗ контактируют с нормально развивающимися детьми, тем быстрее особенные дети адаптируются к образовательной среде и показывают лучшие результаты. В какой форме будут обучаться дети с ОВЗ, должны решить их родители.

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ можно организовать двумя путями: открыть специальные группы для воспитанников с ОВЗ одной категории или комплектовать группы совместного воспитания детей с ОВЗ и нормально развивающихся воспитанников.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ОВЗ предусматривает дифференцированное построение образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации. В нашем саду для помощи таким детям составляется АОП, разрабатываются ИМППС, занимаются логопед и психолог.

Образовательную программу для обучающихся с ОВЗ определяет: психолого-медико-педагогическая комиссия. Она дает заключение указывает рекомендации:1) по определению формы получения образования; 2) по программе, которую ребенок может освоить; 3) по определению форм и методов психолого- медико- педагогической помощи; 4) создание спец.условий для получения образования.

После того как разработается и реализуется программа, нужно оценить ее эффективность при использовании. При оценке учитывать результат, анализ качества образования, достижения ребенка при освоении адаптированной программы. По результатам вносить изменения.  Желательно проводить оценку эффективности ежегодно, чтобы скорректировать ее под особые образовательные потребности детей 

Педагоги, которые работают с детьми ОВЗ, должны иметь удостоверения о повышении квалификации (в объеме не менее 72 ч.)

Для четкой и слаженной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ нужна преемственность в работе воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Иногда для детей со статусом ОВЗ требуется наличие рядом ассистента или тьютера (зависит от тяжести нарушения развития или нозологии), в их необходимости для ребенка саду надо ориентироваться на требования по профстандартам и рекомендациям ПМПк

Воспитатель проводит занятия по продуктивным видам деятельности в подгруппах и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей. Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику. Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов – педагога-психолога, учителя-логопеда. Обязательно консультирует родителей об индивидуальных особенностях ребенка, уровне развития мелкой моторики.

Для детей с разными статусами ОВЗ требуются создание разных специальных условий среды как в группе, так и в помещениях и на территории сада.

Коррекционно-развивающая среда в группе. С учетом разных нозологий ( в нашей группе ТНР, ЗПР) у детей в группе организован центр коррекции в котором мы помещаем особенные обучающие материалы для детей с ОВЗ: дидактические игры, пособия для развития мелкой моторики (пальчиковые гимнастики, межполушарные тренажеры), мышления и речи, для развития нейросенсорики, артикуляции, дыхания.

Также адаптация образовательной организации и созданные условия группы к нуждам детей с ОВЗ зависимости от вида заболевания отражается в паспорте доступности (паспорт группы).

В адаптационный период главное в работе педагогов – создать благоприятные условия для детей, чтобы их адаптация к детскому саду не затянулась, а также не нарушать основные режимные моменты.

Адаптация походит тем легче, чем ближе режим дня, режим питания и игр в доме к режиму и меню детского сада.

Работа по адаптации в группе включает четыре направления:

-создать доступную и безопасную развивающую среду в группе,

-планировать с воспитанниками разнообразную деятельность,

-использовать приемы работы с детьми раннего и младшего возраста,

-взаимодействовать с родителями по вопросам адаптации каждого ребенка.

Условия, которые нужно создать в детском саду для психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, можно разделить на три группы: организационные, бытовые и дидактические. В психолого-педагогическом сопровождении воспитанников участвует команда специалистов: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, тьюторы. Поэтому создавать специальные условия они должны совместно под руководством заведующего и старшего воспитателя в рамках работы психолого-педагогического консилиума (ППк).

Также в детском саду должен быть комплект примерных программ работы с детьми с разной нозологией и рекомендации для участников воспитательно-образовательного процесса

Организационные условия: работой ППк руководит заведующий детским садом, старший воспитатель.

Бытовые условия – это необходимые для ежедневного пребывания воспитанников с ОВЗ в детском саду условия, которые удовлетворяют их естественные потребности в пище, отдыхе, общении. Также бытовые условия необходимы для реализации образовательной деятельности. Задача педагогов создать безбарьерную среду для воспитанников, чтобы они могли легко ориентироваться в пространстве детского сада, группы, заниматься осмысленной деятельностью, приобретать опыт успеха, развиваться наравне с остальными детьми. В группе должны быть комфортные зоны отдыха для детей, место которых могут определить воспитатели.

Дидактические условия – это содержание, формы, методы и средства работы с детьми с ОВЗ, которые помогают специалистам и воспитателям выполнять рекомендации ППк.

Задача воспитателей– адаптировать воспитанников с ОВЗ в коллективе сверстников, развивать у них необходимые для успешной социализации навыки и умения, выявлять и развивать способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема коррекционной работы специалистов в детском саду в условиях ФГОС ДО очень актуальна в последнее время, и мы не остались в стороне. На очередном заседании творческой группы специалистов дошкольных...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие отклонений в развитии ребенка как трагедии всей ...

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ.«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО всоответствии с требованиями ФГОС ДО»ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...

Инклюзивное образование. Наша особенная Юля.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особы...

Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованием ФГОС ДО.

Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы                                      ...

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, Всеми...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...