ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья на тему

Васянкина Ирина Альбертовна

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие отклонений в развитии ребенка как трагедии всей жизни, стойкий конфликт между ожиданиями и реальной ситуацией, комплекс психоэмоциональных проблем, общая семейная неудовлетворенность, комплексы неполноценности, снижение самооценки и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_semyami.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ,

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Подготовила:  воспитатель

                                                                          1 кв. категории

Васянкина Ирина Альбертовна

2015г.

Если я чем-то на тебя не похож,

Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

А, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие отклонений в развитии ребенка как трагедии всей жизни, стойкий конфликт между ожиданиями и реальной ситуацией, комплекс психоэмоциональных проблем, общая семейная неудовлетворенность, комплексы неполноценности, снижение самооценки и т.д.

У родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе формируется определенный стиль родительского отношения – гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки).

Воспитателю в процессе сотрудничества с такими родителями необходимо обращать их внимание на наличие больших возможностей развития  ребенка, создавать у них соответствующие педагогические установки. Родители должны знать, что их ребенку в данный момент посильно, а что без посторонней помощи он сделать не сможет.

Еще один тип родительского отношения к детям с проблемами в развитии – неприятие ребенка (открытое или скрытое). Это приводит к невротическим реакциям  ребенка, отягощая тем самым имеющийся у него психофизический дефект. Таких родителей нужно убеждать в том, что необходимым условием эффективного продвижения ребенка в развитии является их любовь, ласка и внимание к нему.

Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть. Родители объективно его оценивают, не завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у ребенка  адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее.

Таким образом, взаимоотношения ребенка с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. В этой связи огромное значение приобретает целенаправленная работа педагога по оптимизации отношений родителей и детей.

Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных учреждений.

Одним из условий эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеразвивающей группе является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами д/сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами). Родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своём ребёнке (знакомиться с индивидуальной программой развития), посещать занятия и т.д. Необходимо обучить родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его коррекционного обучения и воспитания, а также оказание им психологической поддержки. Родители должны активно принимать участие в реализации индивидуальной программы развития ребёнка (закреплять изученный материал в домашних условиях, обеспечивать ребёнка с нарушениями в развитии необходимой коррекционной помощью (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, медикаментозное лечение).

Поэтому целью взаимодействия с родителями является осознание родителями особенностей своего ребёнка и их активное включение в процесс воспитательной и коррекционно-развивающей работы.

Работа с родителями воспитанников с ОВЗ включает несколько направлений:

  1. Изучение педагогами группы условий семейного воспитания детей  и отношения родителей к дефекту ребёнка. На практике нередко приходится сталкиваться с тем, что родители не видят проблем у своего ребёнка, необъективно относятся к состоянию его психического развития.
  2. Предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, содержание индивидуально-образовательного маршрута и динамики развития их ребёнка.
  3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Работа в рамках первого направления начинается с момента попадания ребёнка в группу. Наиболее продуктивной формой работы здесь является индивидуальное общение с родителями – индивидуальные встречи, беседы с целью установления доверительных отношений с родителями, что служит залогом продуктивных взаимоотношений в будущем. Налаживанию доверительных контактов с родителями способствуют посещения семей педагогами группы, поскольку именно в домашней атмосфере родители чувствуют себя более уверенно, защищено и расположены к общению с педагогами. Одним из главных условий налаживания таких контактов является позитивное отношение педагогов к ребёнку: видя доброе, заинтересованное отношение воспитателя к своему малышу, у родителей в свою очередь возникнет желание поделиться с педагогами своими проблемами, обратиться с просьбой и т.д. Безусловно, ребёнок с ОВЗ является проблемным в группе, и зачастую общение с его родителями со стороны воспитателя сводится к жалобам и разного рода претензиям, что естественно не располагает родителей к общению с педагогами. Более уместным в данный период будет общение, направленное на выделение положительных сторон ребёнка, фиксации его даже самых незначительных успехов, что, конечно, благоприятно скажется на дальнейших взаимоотношениях с родителями.

На следующем этапе необходимо показать родителям особенности их ребёнка, убедить в том, что для успешного развития их малыша необходимо создание специальных условий. С этой целью наиболее эффективны следующие формы: индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики (входной, промежуточной, итоговой), совместный просмотр разных видов деятельности ребёнка (в процессе НОД, в совместной с взрослыми и свободной деятельности). Педагоги в доступной форме знакомят родителей об особенностях их ребёнка, указывают его положительные качества, объясняют, какие ему необходимы специальные занятия, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях. На индивидуальных консультациях также проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Родителей детей с ОВЗ необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, психолога, логопеда. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Главное – родители должны оценить возможности ребенка с ОВЗ и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Успешная реабилитация детей с ограниченными возможностями зависит от тесного взаимодействия с семьёй. Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.

Крайне важно, чтобы родители понимали, что выбор родителей в пользу обучения детей с ОВЗ не в специализированной, а в общеразвивающей группе предполагает принятие ими на себя дополнительных обязательств по созданию и обеспечению определенных условий воспитания и развития детей в семье. На родителей ложится ответственность за постоянный, активный и плодотворный контакт с педагогами и специалистами, выполнение всех заданий и рекомендаций по созданию развивающей микросоциальной бытовой среды, среды постоянного и полноценного общения с ребенком, за обеспечение ребёнка необходимой коррекционной помощью (занятия с логопедом, дефектологом, медикаментозное лечение). Низкая степень родительской включенности в реализацию индивидуального маршрута сопровождения ребенка с проблемами может иметь весьма негативные последствия: ребенок может не справляться с освоением общеобразовательной программы, трудно интегрироваться и адаптироваться в социуме. Иными словами пассивная родительская позиция «потребителя образовательных услуг» может свести на нет саму идею инклюзивного образования.

В рамках третьего направления с целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми наиболее эффективной формой являются обучающие мероприятия: консультации специалистов д/сада (с целью ознакомления с особенностями развития детей с ОВЗ), практикумы (с целью ознакомления родителей с конкретными приёмами развития ВПФ), рекомендации по закреплению полученных знаний и умений в домашних условиях, подбор методической литературы в родительские библиотечки в индивидуальном порядке.

Работа с родителями ребёнка с проблемами в развитии – процесс очень тонкий, деликатный, так как он затрагивает самое интимное в ребёнке, его семье, поэтому строить его необходимо в индивидуальной форме, не допуская, чтобы это стало достоянием всех. Необходимо создать очень доверительную атмосферу в ходе работы с родителями, которая будет позволять разрешать многие трудные вопросы до того, как они перерастут в неразрешимые проблемы и конфликты.

Помимо работы с родителями ребёнка с нарушениями в развитии не менее важно организовать работу с родителями обычных детей, направленную на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям, безусловного принятия человека с особыми образовательными потребностями, уважение к различиям между людьми, изменение стереотипного взгляда на детей с нарушениями в развитии. К сожалению, в нашем обществе эта категория людей воспринимается как нечто необычное и инородное. Такое положение вещей складывалось годами, и изменить его за короткий срок очень трудно, но начинать все же следует.

Большинство родителей (54%) допускает, что проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может быть решена путём их включения в совместное воспитание со здоровыми детьми. 25% родителями являются категорическими противниками идеи совместного воспитания. Анализируя отношение родителей к детям с ОВЗ, можно сделать вывод, что большинство ответов показали положительное отношение к данной категории детей: «доброжелательно, с состраданием – 40%, как к обычному ребёнку – 22%, с жалостью – 18%. Опрошенные родители в основном считают приемлемым совместные игры во дворе, общение в кружках и секциях. Однако проявилась особенность социального восприятия детей с умственными ограничениями. Родители высказывались чаще против общения здорового ребёнка именно с этой группой проблемных детей. В качестве совместных видов деятельности с такими детьми родители называли случайное общение, воспитание в одном учреждении, но в разных группах. Тогда как с детьми с нарушениями речи, зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата они допускали не только воспитание в одной группе, но даже близкая дружба. При этом почти треть родителей (29%) считают, что совместное обучение здоровых детей с детьми с ОВЗ приведёт к уменьшению внимания к нормально развивающимся детям, а 20% считают, что это снизит темп развития здоровых детей.

Поэтому наряду с выстраиванием системы инклюзивного образования необходимо менять отношение родителей к возможности совместного обучения детей с нарушениями в развитии в условиях общеразвивающего ДОУ. Эффективными в этом плане могут быть формы, направленные на преодоление негативного восприятия ребенка с ОВЗ, презентацию его положительных сторон. Наряду с общими приёмами формирования толерантного отношения к детям с проблемами в развитии (социальная реклама, проведение совместных мероприятий для детей с нормой развития и ОВЗ) эффективны такие формы как: оформление персональных выставок, включение номеров в исполнении детей с ОВЗ в утренники.

Организованное  таким образом взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ и общеобразовательных групп позволяет достичь поставленных целей эффективного обучения и воспитания  «особых» детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ

Рождение ребенка с нарушениями в  развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, огранич...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

Нормализация условий воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 21.01.2021 г.

Когда в обычную группу детского сада приходит слабослышащий ребенок, перед воспитателями встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этог...

Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях ДОУ

В статье рассматриваются основные направления работы в психологическом консультировании семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поднимается вопрос о значимости образа отца...

«Особенности организации обучения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования»

Особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям инклюзивной группы доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, вкл...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые...