Из опыта работиы коррекционного психолога "Современные методы социализации дошкольников"
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ольга Владимировна Каширова

Одной из основных потребностей человека, является потребность в общении. Научить ребенка взаимодействию с окружающим миром, сформировать умение развернуться в коллективе, гармонично взаимодействовать с окружающими людьми-это процесс социализации. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих функционировать в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_metody_sotsializatsii_doshkolnika.docx10.43 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы  психолога  детского сада

«Современные методы социализации дошкольников»

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Одна из главных потребностей человека -  взаимодействие с окружающим миром, умение развернуть жизнедеятельность в коллективе, то есть это потребность в социализации.  Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Можно определить эти процессы как самоотождествление, то есть «идентичность». Потребность в идентичности обусловлена необходимостью упорядочить свою жизнедеятельность, которую он может получить только при взаимодействии с другими людьми. Каким бы не был менталитет общества, основой основ выступают духовно-нравственные внутренние помыслы, добрые намерения и чувства человека, о чем ни раз говорил В.А. Сухомлинский «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь», «Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви», «Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла».

В современном обществе предлагается множество средств, методов, приемов, обеспечивающих формирование социокультурной идентичности ребенка, развитие ценностной ориентации для правильного вектора между добром и злом. Одним из новых средств социализации детей в современном мире является направление STEM-образования - модуль «Мульстудия «Я творю мир». Основатель направления Н.С. Муродхаджаева рассматривает мультстудию как средство интеграции всех выделяемых ФГОС ДО образовательных областей, где главным выступает индивидуальная личность каждого ребенка, со своими внутренними противоречиями, страхами, конфликтами, вопросами. По мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются и, все без исключения шалят. Основатель гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили говорит «"Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Многие взрослые навязывают детям игры по своему усмотрению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка», «Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их». "Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше, и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание. Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизненным опытом взрослых!".

По мнению педагогического коллектива, именно мульстудия позволяет синтезировать освоение новых компьютерных технологий и всестороннее, гармоничное развитие личности, что является главным аспектом социализации ребенка. Мультстудия  открывает нам художественный прием- соединения фантастического и реального, развитие воображения детей. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности. А.А. Немирович утверждает «Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания». Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способов освоить разные социальные роли. Копирование героев мультфильмов  помогают выработать стереотипы  поведения в обществе. В процессе создания мультфильма совместно с детьми обнаруживаются ценностные ориентиры ребенка, его способность видеть и понимать окружающий мир,  осознаются жизненные установки.  Придуманные ребенком истории и рисунки отражают его внутреннюю картину мира. Ее проецирование   позволяет трансформировать негативный опыт, создать желаемый образ. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает  ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные  качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия,  точно выражать мысли и чувства.

Процесс создания мультфильма проходит через такие деятельности, как: музыкальную, двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная. Изображая что-либо на бумаге или с помощью пластичных материалов, ребенок получает представления о формах, нахождении предметов в пространстве. Особенностью создания мультфильма является то, что собственный рисунок, который может показаться ребенку «некрасивым», неудачным на экране и в контексте коллективного творческого продукта приобретает особую ценность и значимость. А уж, когда созданный персонаж начинает оживать, это создает особое волшебство и чувство собственной значимости. Даже отрицательные герои мультфильма сохраняют детские черты и потому не вызывают отрицательных чувств. Иногда даже наоборот - этим героям сочувствуют и тем самым снимается агрессия. В процессе создания мультфильма ребенок учится принятым позитивным формам общения. У ребенка бурно развивается речь, которая несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную. Так же здесь раскрывается волшебный мир сказки, который неотделим от красоты и дает возможность ребенку познать мир не только умом, но и сердцем. У детей совсем иная система ценностей. Многие недоразумения и проблемы с детьми родятся как раз из нашего непонимания этого детского мира: странного, непрактичного и сказочного.Так ведь и детям нас трудно понять. К счастью, есть волшебный мост, по которому мы идем навстречу друг другу с детьми. Этот мост-сказки!Сказки соединяют мир взрослый и детский. Сказки обладают бесценным свойством- однажды войдя в наше сердце, они не исчезают никогда. Оживление сказки через сюжетно –ролевую игру дает ребенку возможность примерять различные социальные, сказочные роли и обыгрывать всевозможные ситуации, что является важнейшими  навыками социализации. Ведь качество общения гораздо важнее, чем его количество. У детей бывают разные темпераменты, и, соответственно, совершенно разные потребности в общении. В этом вопросе важно исходить исключительно из интересов ребенка, наблюдая за его поведением и реакцией.

Влиянии работы мульстудии на формирование навыков социализации у дошкольников явно позитивно. У детей развивается монологическая и диалогическая речь, повышается мотивационная активность, личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития. Активно развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие). Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной). Дети приобретают правильные навыки использования компьютерных технологий.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Выступление из опыта работы: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Экологические проблемы— это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созна...

Педагогическая статья из опыта работы "Зверобатика, как средство социализации и оздоровления детей дошкольного возраста"

Современные дети испытывают «двигательный дефицит». Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастно...

Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

      Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

План-конспект семинара-практикума "Экскурсия как метод социализации дошкольников"

Методическая разработка для педагогических работников дошколных учреждений....

Сообщение на педсовете из опыта работы "Формы и методы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения".

Проблема защиты от опасностей возникла с самого начала появления человека на земле. Человечество всегда должно быть на чеку, оценить и предотвратить опасность для жизни и здоровья своего и своих близк...