План-конспект семинара-практикума "Экскурсия как метод социализации дошкольников"
методическая разработка

Методическая разработка для педагогических работников дошколных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект семинара-практикума «Экскурсия как метод социализации дошкольников»

Социальный педагог: В.А. Буторина

План

I. Теоретическая часть

1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

1.2. Понятие и классификация экскурсий.

1.3.Теоретические основы организации и проведения экскурсий.

1.4. Актуальность проблемы социализации детей, воспитывающихся в учреждениях.

1.5. Социализация дошкольников в условиях экскурсии.

II. Практическая часть

2.1. Обсуждение.

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов

Слушатели: воспитатели дошкольного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Форма работы: групповая.

Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Обеспечение: раздаточный материал, презентация 

Цель: Объединить усилия коллектива для повышения уровня

организации экскурсий, использования в практике достижений передового

опыта и педагогической науки.
3адачи:

1.Оказание методической помощи педагогам.

2.Повышение интереса к профессиональной деятельности.

3.Способствовать творческому поиску

4. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей

Предварительная работа:

1.Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства экскурсии.

2.Разработка сценария семинара

  1. Теоретическая часть.
  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. 

Цель:

- позитивная социализация детей дошкольного возраста;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 Задачи:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Основные направления социально-коммуникативного развития:

- развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

- трудовое воспитание

- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

1.2. Понятие и классификация экскурсий.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском учреждении. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Цель: создание условий для творческого развития личности, самовыражения и самоопределения ребенка.

Задачи:

- воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.

- образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);

- развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей

- коррекционные – развитие психических процессов.

Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

- по содержанию;

- по составу участников;

- по месту проведения;

- по способу передвижения;

- по форме проведения.

Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

- исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

- военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

- производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

- природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

- искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

- литературные;

- архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. По месту проведения экскурсии подразделяются на:

- городские (обзорные и тематические);

- заочные (видеосюжеты);

- загородные (автобусные и пешеходные);

- музейные.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- Обычные экскурсии (обзорные и тематические);

- Учебные;

- Экскурсии – прогулки

Структура экскурсии:

- вводная беседа;

- коллективное наблюдение;

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

- сбор материала;

- игры детей с собранным материалом;        

 - заключительная часть, во время которой педагог подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

1.3. Теоретические основы организации и проведения экскурсий.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии: заранее найти место (Куда? Зачем?); что рассказать, с чем познакомить; продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие); экскурсия с помощниками.

Подготовка педагога заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, педагог выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

1. Соответствие содержания интересам детей;

2. Определить количество детей;

3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения.

5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

7.После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями

Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом:

- научная достоверность; б) Систематичность; в) Доступность; г) Конкретность

1.4. Актуальность проблемы социализации детей, воспитывающихся в учреждениях.

Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с детьми, находящимися в учреждениях государственной защиты – их социализация. Ребенок с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми.

Поэтому актуальным становится поиск путей развития социальных способностей и коммуникативных умений детей, воспитывающихся в учреждениях.

Ранний возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, в нашем случае в условиях учреждения, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

В большинстве практических разработок и программ работа по развитию социального интеллекта сводится к подготовке детей, лишенных попечения родителей, к самостоятельной жизни вне стен учреждения, и ограничена правовой подготовкой и выработкой жизненных навыков, связанных с самообслуживанием и профессиональным самоопределением.

1.5. Социализация дошкольников в условиях экскурсии.

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях экскурсии. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Как было сказано ранее в современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

В раннем возрасте формированию у детей знаний о труде людей, пониманию роли труда в жизни человека придается огромное значение.

Эта задача решается двумя путями:

- ознакомление детей с трудом взрослых (профессии);

- участие детей в посильной трудовой деятельности.

Одной из самых эффективных форм работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых является экскурсия.

В ходе проведения экскурсий педагогическая работа направлена на реализацию трех функций: образовательной, развивающей, воспитательной.

Задачи, которые реализуются во время проведения экскурсий:

- удовлетворение познавательных потребностей детей;

- развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;

- развитие пространственной ориентации;

- совершенствуются двигательные навыки;

- развиваются навыки коммуникативного общения;

- осваиваются основы безопасности;

- развивается связная речь;

- воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;

- воспитывается уважительное отношение к природе.

Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания. 

В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Педагогу важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.

На экскурсиях дети учатся действовать в группе, в команде; учатся подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других; приобретают опыт общения с большим количеством людей разного возраста; учатся ориентироваться в ближайшем окружении; совершать мелкие покупки; осуществлять заказы; получать нужную информацию; соблюдать правила поведения в салоне транспорта; ориентироваться в объектах живой природы и наблюдать за ними.

Особое значение экскурсий в воспитании и обучении детей отмечали Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский. Они полагали, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения. Актуально до сих пор изречение Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и вспоминаю».

По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсии идет восприятие информации сразу по трем каналам: визуальный («смотри»), аудиальный («слушай», кинетический (тактильный).

Таким образом, дети социализируются за счет экскурсий и выездных мероприятий с индивидуальным сопровождением; досуговых мероприятий, как в Учреждении, так и за его пределами, развивают у детей наблюдательность, обеспечивают уточнение и закрепление представлений. Экскурсия является одной из эффективных организационных форм воспитательной работы с дошкольниками.


II. Практическая часть

2.1. Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация экскурсий?

Какой этап организации экскурсии является для Вас самым трудным?

Какую тематику экскурсии Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место и содержание?

Литература

1. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта // Среднее профессиональное образование. - №8. - 2007. – С. 10- 12.

2. Дети, лишившиеся попечения родителей: формы воспитания Кувшинова Н.В., Разумова Д.Н. V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2013/22/5089

3. Филипиди Т.И. Особенности социально-коммуникативной компетентности личности с компенсированной затрудненностью 81 психического развития (на материале подросткового возраста): Аавтореф. дис. ... канд./д-ра психол. наук. – 2014. - С. 96-112.

4. Карнаух И.С. Психологические особенности подростков воспитанников детского дома.: Автореферат дисс. … канд. психол. наук.- Москва, - 2006.

5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.

6. Е.С. Дёмина, Н.В. Козюк «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». «Сфера» Москва 2005г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-конспекты зантий по развитию речи для старших дошкольников с ОНР.

Занятия разработаны с использованием книг Н. Нищевой, Л.Смирновой, В.Коноваленко. Замечательные книги, но адресованы они в основном логопедам, для воспитателей в чистом виде не годятся. Пришлось адапт...

План – конспект круглого стола «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....

План-конспект открытого занятия по английскому языку для дошкольников

План-конспект открытого занятия по английскому языку для дошкольников...

План-конспект открытого занятия по английскому языку для дошкольников

План-конспект открытого занятия по английскому языку для дошкольников...

План-конспект проведения занятия с использованием метода интеллект-карт «Все о воде»

План-конспект проведения занятия с использованием метода интеллект-карт «Все о воде»...

Из опыта работиы коррекционного психолога "Современные методы социализации дошкольников"

Одной из основных потребностей человека, является потребность в общении. Научить ребенка взаимодействию с окружающим миром, сформировать умение развернуться в коллективе, гармонично взаимодействовать ...