План - конспект образовательной деятельности по дополнительному образованию с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Сочиняем сказку ».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Васильева Марина Анатольевна

Занятия с использованием технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinyaem_skazki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект образовательной деятельности по дополнительному образованию  с дошкольниками подготовительной к школе группе

Тема: «Сочиняем сказку ».

Интеграция  образовательных областей:  

Задачи:  

«Познавательное развитие. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку на заданную тему, по плану, составленному коллективно, используя прямую и волшебную аналогию (ТРИЗ). Самостоятельно строить сюжет: зачин, кульминация, концовка. Использовать выразительные средства – описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в         образе сказочного героя и реального человека самого главного – характера. Развивать интерес  детей, любознательность и познавательную  мотивацию.

«Речевое развитие». Активизация словаря: совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Обогащение словаря: Ввести в словарь детей синонимы: добрый, ласковый, нежный, веселый, радостный, шутливый, смеющихся. Антонимы: добрый – злой, веселый – грустный, здоровый – больной, сильный – слабый. Фразеологизмы: образность, выразительность, яркие, точные, краткие словосочетания, в которых заключается смысл всего произведения или его части. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

«Художественно-эстетическое развитие». Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

«Социально-коммуникативное развитие». Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности

Методы и приемы:

- практические: игра, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика,    сюрпризный момент, обследование, создание художественного  продукта;
-наглядные: рассматривание, игра–задание с осенними листочками, показ;

-словесные: рассказ воспитателя, ситуативный разговор,   вопросы воспитателя.

Материалы и оборудование: мольберт, фломастеры, иллюстрации сказок, листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа: чтение сказок, драматизация, рассматривание иллюстраций «Герои сказок», словесные игры: «В круге», «Портрет», дать детям сведения, что сказка имеет: зачин, содержание сказки и концовку.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Продуктивная

1.Рисование «Ваш портрет»

 Цель: развивать творчество детей

Познавательно-исследовательская

1.Игра «Нарисуй линией»

Цель:   использовать графическую аналогию

2.Игра «Слова антонимы»

Цель: использовать в речи яркие, точные, краткие словосочетания

Игровая

1.Игра  «Угадай, кто это?».

Цель: умеют по символам определять героя.

Коммуникативная

1.Беседа «Детский сад»

Цель: Вести беседу  непринуждённо.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Нас будут окружать сказочные герои.

Подойдите поближе к доске.

Подходят и встают вокруг доски.

Настраиваются на решение проблемы.

Игра «Угадай, кто это?». Я покажу вам рисунок, а вы отгадайте, кто это может быть из сказочных героев. Показывает  изображение символов

Кто это? Кто из сказочных героев это может быть?

А это кто?

А это кто из сказочных героев может быть? Молодцы! Как много героев разных сказок вы узнали, увидели и угадали, а я ведь показывала только символы.

Дети сравнивают символы и героев сказок.

Дают варианты ответов:

царь; принцесса; Петя – петушок, золотой гребешок; Золотая рыбка; Царевна – лебедь.

Внучка, а это у нее косичка. Мышка или кошка, а это у нее хвостик…

Девочка – Снегурочка. Она из снега. Бабка из сказок «Колобок» и         «Репка».

Умеют по символам определять героя.

Игровое упражнение «Нарисуй линией». Предлагает нарисовать  портреты сказочных героев. Но не символами, а линиями. Линия должна показывать, отображать  характер  сказочного героя.

Показывает иллюстрацию Крошечки – Хаврошечки. Кто это? Какая она по характеру?

 Как вы думаете, какая линия ей подходит? Какая линия, такая  же легкая и нежная?

А кому еще подходит этот портрет? А почему?

Дети дают описание характера сказочных героев (Крошечка – Хаврошечка- добрая, ласковая, нежная,                                                                                                                         заботливая).

Рисуют на интерактивной доске волнистые линии.

Золушке, Белоснежке, Красной шапочке. Они все добрые, ласковые, заботливые.

Дают описание характера сказочных героев

Игра «Слова антонимы» Ребята, мы говорим: добрая, добрый. Помогите найти слова противоположные по смыслу: добрый – злой, добрая – злая. А каких злых сказочных героев вы знаете?

Нарисуем портрет Кощея Бессмертного

А почему такие линии? (или рисунки?)

Показывает иллюстрацию богатыря). А это кто? Ему какая линия подходит? Почему прямая? А каким еще сказочным героям подходит этот портрет?

А какой портрет мы нарисуем Карлесону? Нарисуйте, пожалуйста.

Я попробую   отгадать, что это? Ребята, я поняла, это улыбки. Но не пойму, почему Карлесон и улыбки?

Веселый, а как сказать наоборот?

Молодцы! Помогли мне найти хорошие слова и описали героев точно и кратко.

Кощей Бессмертный, Змей – Горыныч, Баба – Яга.

Дети рисуют на интерактивной доске,  мольбертах, доске.

Он злой, никого не любит, страшный, как гром, гроза, молнии. Как огонь не жалеет ничего и никакого.

 Линия прямая, как столб (рисуют). Он сильный, могучий, стальной, как столб. Иванушке, победившему Кощея, Змея – Горыныча, Чудо – Юдо.

Карлесон веселый, озорной, смешной и добрый.

Веселый – грустный. Смелый – трусливый. Озорной – послушный. Работящий – ленивый. Могучий – слабый.

Быстро и точно называют синонимы и антлнимы.

Мы много читали сказок и обращали внимание на интересные, точные, краткие словосочетания. Давайте вспомним их. Я сейчас назову несколько: «как гром с ясного неба», «морочить голову». Вспомните и вы интересные словосочетания.

А как это можно объяснить: «Несется как угорелый»?

А как объяснить «губы надул»?

Какие еще вы знаете интересные, краткие словосочетания?

«Красная девица», «губы надул», «белая ворона».

 

 «Как угорелый» значит очень быстро.

Значит, рассердился, обиделся.

Красная девица; губы надул; несётся, как угорелый; растёт не по дням, а по часам; одна нога здесь, другая там; морочить голову; как снег на голову; ахнуть не успел; заруби на носу; на воре шапка горит; утро вечера мудренее; работает спустя рукава; а воз и ныне там.

Знают и называют афоризмы.

Ребята, мы сегодня все занятие говорим о героях сказок. А давайте представим: вот случилось чудо. Вы пришли утром в детский сад, а там нет знакомых вам людей: воспитателей, помощников воспитателей, музыкального руководителя, поваров, никого! Все ушли в отпуск и вместо себя оставили сказочных героев, которые были очень похожи по характеру на сотрудников детского сада.

Как вы думаете, кто из сказочных героев будет вместо воспитателей?

воспитатели такие же, как и Василиса Премудрая и Марья Искусница. Всё умеют, всё знают, обо всем расскажут. Они мудрые.

 Вошли в спортивный зал, а там не инструктор по физической культуре, а…

Почему?

Вошли в группу, а там вытирает пыль не помощник воспитателя, а

Почему?

Василиса Премудрая, Марья Искусница.

Почему?

Веселый Карлесон, веселый клоун

Она очень веселая, с нами играет в спортивные игры, даже иногда разрешает пошалить. С ней никогда не скучно, как Малышу с Карлесоном.

Золушка, Белоснежка, Машенька из сказки «Три медведя».

Потому, что помощники воспитателя всё делают: и полы моют, и пыль вытирают, как это делала Золушка, Машенька, Белоснежка.

Точно передают характерные черты героев сказок.

Замечательно! Раз мы попали в волшебный детский сад, давайте придумаем сказку о том, что могло случиться в этот день, можно рассказать о волшебном занятии, о волшебной прогулке, о волшебном обеде, вообще обо всем волшебном. Но рассказывать надо по плану. В каждой сказке есть зачин, содержание сказки, интересный случай и концовка. О чем мы расскажем в начале?

Каким может быть зачин в волшебной сказке?

В середине, о чем расскажите?

А в концовке?

А какой должна быть концовка в волшебной сказке?

Ребята, ваши друзья будут рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. По плану ли он рассказывает:

Сказал ли он название сказки, и какой был зачин?

Что интересного в его сказке, какие интересные, точные, краткие словосочетания были?

И чем закончилась сказка?

В начале нужно дать название сказки и должен быть зачин.

давно это было; жили, были; в тридесятом царстве; как-то раз…

О том, что интересного произошло в сказке.     Чем все закончилось. Поучительной и всегда добро побеждает зло.

Знают и называют части сказки: зачин, содержание сказки, интересный случай и концовка

Сочиняют волшебную сказку на заданную тему, по плану

Внимательно слушать товарищей.

Вы сочиняли сказки, рисовали. Загадайте загадки нашим гостям. Нарисуйте  линиями портреты героев из ваших сказок, а гости угадают, какого вы нарисовали.

Дети берут листы, карандаши, фломастеры и рисуют портреты линиями.

Точно передают характер сказочных героев линиями.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по православной культуре в подготовительной к школе группе. Тема: «Праздники в нашем доме.День рождения, Именины.»

Цель: познакомить детей с традициями празднования Дня Ангела. Развивать речь, мышление.Воспитывать любовь к православной культуре....

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Пересказ сказки «Хвосты»

Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.Задачи:1. Учить детей связно и последовательно пересказывать текст с опорой на схему, точно воспроизводить реплики главных героев,...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Сочиняем сказку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе) Тема: «Звук и буква Ж»

В плане-конспекте подробно отражается работа по закреплению буквы Ж в разных видах работы. Занятие ориентировано для работы с старшими доольниками с ОВЗ....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Сочиняем сказку»

Конспект  образовательной деятельностипо развитию речидля детей старшего дошкольного возраста«Сочиняем сказку»...