Доклад на тему: кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ в рамках региональной конференции «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ» (2021 г.) .
методическая разработка по коррекционной педагогике

Вяткина Светлана Петровна

Как хорошо вы знаете свой мозг? На что он способен?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zastavit_nash_mozg_rabotat_luchshe.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49"

        г. Сатка

        

Доклад на тему:

«Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в рамках региональной конференции

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ».

Выполнил: воспитатель

Вяткина С.П.

Как хорошо вы знаете свой мозг? На что он способен?

 Всем известно, что мозг делиться на два полушария – левое и правое. Каждое полушарие, отвечает за определённый тип мышления.

Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой.

Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.

Как заставить наш мозг работать лучше?

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг.

Образовательная Кинезиология, направленна на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. Все наши умения- это часть работы мышц, играющих важную роль в развитии навыков человека. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме ребёнка происходят положительные структурные изменения. Всё это даёт основание считать, что применение кинезиологических упражнений позволяет создать здоровьесберегающую среду и оптимизировать процесс обучения на занятиях.

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Что служит залогом гармоничной работы полушарий головного мозга, и в дальнейшем поможет подготовить мозг ребёнка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.

У большинства детей с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительный процесс, внимание, речевое развитие. Таким образом, кинезиологические упражнения являются эффективным методом преодоления трудностей интеллектуального развития у детей с ОВЗ.

Цель кинезиологических упражнений – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.

Задачи:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
  • Профилактика дислексии и дистрофии.

Кинезиологические упражнения делятся на виды:

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата

«Снеговик» 

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 

Дыхательные упражнения – нормализуют ритмы организма, развивают самоконтроль и произвольность. Рекомендуется для коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания

«Задуть свечу»

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

    «Надуй шарик»

Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают уровень энергии организма, активируют процесс обучения.

«Восьмерка»

Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и левой рукой. После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу.

 

«Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

 

Движения тела (основные движения) – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата.

«Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Паровозик».

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

 Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

«Колечко»

Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок.   Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.

«Бабочка»

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.  

Речевое сопровождение:

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

Результаты работы будут эффективны, если соблюдать определённые условия.

Для получения эффективных результатов при использовании кинезиологических упражнений, необходимо учитывать и соблюдать определенные условия:

1) упражнения необходимо проводить ежедневно;

2) детям с раннего возраста следует выполнять пальчиковые игры от простого к сложному;

3) упражнения проводятся утром (в крайнем случае в первой половине дня);

4) продолжительность упражнений 10 – 15 минут;

5) упражнения проводятся в доброжелательной обстановке;

6) от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

7) упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

8) упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

9) длительность упражнений по одному комплексу составляет две недели;

10) упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии;

11)упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

12)длительность упражнений составляет две недели.

В своей работе с детьми, я использую методическую разработку комплексов упражнений  автора Аллы Леонидовны Сиратюк. В соответствии с уже имеющейся литературой и на основании психофизического развития детей в нашей группе я разработала свою картотеку кинезиологических упражнений.

Кроме того на основе кинезиологических упражнений как часть индивидуальных занятий в первую половину дня включается нейродинамическая гимнастика, которая соответствует тематическому планированию.

Это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребёнка к интегрированной работе, а так же позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивость. Использую нейрокарточки на автоматизацию звуков в словах, артикуляционные упражнения с элементами пальчиковой гимнастики, нейропрописи.

Синхронное рисование (зеркальное рисование). Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Упражнения с предметами (массажный мяч, эспандер, счётные палочки, носовой платок, прищепки, звоночки, массажный коврик)

«Комканье платка». Здесь работает зрительно- моторная координация, пробуждение и закрепление элементарного чувства ритма.

«Собери палочки». Упражнение позваляет повысить способность мозга к интегрированной работе.

Для успешной реализации гармоничного развития детей с особенностями в развитии в группе созданы условия. Это специальное современное оборудование: балансировочная доска- лабиринт. Тренажёр увеличивает концентрацию внимания. тренирует вестибулярный аппарат, уменьшается гиперактивность, улучшается память.

Лабиринт для опорно- двигательного аппарата предназначен для развития двигательного навыка, а также развития межполушарного взаимодействия.

Развивающие деревянные трафареты. Вырабатывается мышечная память. Такие навыки помогут при обучении письма в начальной школе.

Подведя итог, можно отметить, что благодаря данной методике у детей с ОВЗ удаётся сбалансировать взаимодействие в связке «тело-мозг». У детей улучшилась динамика крупной и мелкой моторики (например стоя на балансировочной подушке, ребёнок может одновременно читать небольшое стихотворение и выполнять элементы пальчиковой гимнастики). Увеличился объём зрительной и слуховой памяти, улучшились графические навыки.  всё это удалось усовершенствовать благодаря кинезиологическим упражнениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...

Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»

13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...

Доклад «Новые подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста»

Доклад«Новые подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста» с презентацией...