«Игры для развития мышления у детей с ЗПР»
картотека по коррекционной педагогике

Образное мышление — основной вид мышления детей 5—7 летнего возраста. В этом возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_myshlenia_u_detey_s_zpr.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры для развития мышления у детей с ЗПР»

ЧТО ИМЕННО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?

Образное мышление — основной вид мышления детей 5—7 летнего возраста. В этом возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:

1. Осуществлять мысленное преобразование образа.

С этой целью предлагаем игру «Разрезные картинки»

Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.

Еще одна игра, помогающая развивать образное мышление игра «Геометрическая мозаика»

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета.

Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти.

2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.

Одной из важных функций образного мышления, а точнее его разновидности — пространственного мышления — является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. Способность ориентироваться в пространстве имеет с самого раннего возраста огромное жизненное значение для ребенка, пронизывая все виды его деятельности. В своем развитии она проходит два основных этапа: первый — это непосредственная ориентировка в пространстве, осуществляемая на уровне восприятия, второй — опосредованная, опирающаяся на пространственные представления. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает, прежде всего, развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации, В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.

3.  «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным отображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий. Так, например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.

4.  Планировать свои действия в уме.

С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — это способность планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, эта способность даст возможность планировать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к правильному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены.

Для развития этих способностей вашему вниманию игра «Головоломки со спичками»

Возьмите несколько палочек или спичек и сложите из них схематическое изображение какого-нибудь предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить.

Также предлагаю вашему вниманию игры-головоломки «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Волшебный круг».

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. В 5—7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Предлагаемые ниже игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов

Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Тут вам поможет игра «Подбери узор»

На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку.

Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответствуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках.

Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.

Игра «Подбери нужный фрагмент»

Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и  «отремонтировать» картинку.

Развивающее лото «Цветное, фигурное» учит детей сравнивать, закрепляет понятия «форма» и «цвет».

Ребенок раскладывает карты на столе, достает фигурки из коробочки и укладывает их на карточку в соответствии с цветом и формой.

Игра «Сравни и подбери» учит детей сравнивать предметы по величине, закрепляет знания об основных цветах и геометрических фигурах. 

Ребенку предлагается несколько карт. Взрослый показывает маленькую карточку, а ребенок ищет ее место на своей карте, ориентируясь на размер фигуры. Добивайтесь того, чтобы ребенок оречевлял свои ответы: «Это самый высокий гном, этот пониже, а этот – самый низкий».

ПРИЕМ «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ»

Классификация — это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове — названии группы — общих признаков. Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Играя с ребенком в игру «Четвертый лишний» вы научите ребенка обобщать и классифицировать. 

Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы.

Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.  

Лото «Цвет и форма»

Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах.

Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где ребенок подбирает предметы соответствующего цвета.

ПРИЕМ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Систематизировать — значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность, Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения

Игра «Заполни квадрат»

Ребенку предлагаются матрицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенной закономерности. Одного предмета не хватает, на его месте стоит вопросительный знак. Предложите ребенку найти закономерность расположения предметов в матрице и выбрать недостающий из тех, которые находятся вне квадрата.

 «Последовательные картинки»

Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу (смысловая сериация). Ребенку предлагаются картинки, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов.

Предложите малышу внимательно рассмотреть эти картинки и определить, какая из них должна быть первой, какая второй и т.д. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.

ПРИЕМ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию — соотнесению предметов по смыслу.

Соотнести предметы по смыслу — значит найти какие-то связи между ними. Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки. Обучение «смысловому соотнесению» — это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.

Игра «Логический поезд»

Детям раздаются маленькие карточки. В центр ставится паровоз. Дети начинают собирать длинный поезд, но он не простой, а «логический», поэтому вагончики цепляются друг за другом не просто так, а их соединяет какая-то связь: например первый вагончик – сапоги, значит за ним можно поставить тучку, потому что сапоги носят в дождливую погоду; или мячик, потому что он резиновый как и сапоги; или кита, потому что он тоже синего цвета, как и сапоги. Главное, чтобы ребенок мог объяснить, почему он поставил именно эту картинку, если ребенок не сможет найти логическую связь, помогите ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мышления у детей 4-5 лет.

«Ожившие предметы»Задача игры – научить ребенка наделять разные предметы поступками, мыслями, действиями, то есть «оживлять» их. Взрослый предлагает какую-либо ситуацию. Например, дождливый осенний де...

Консультация для родителей Тема: «Влияние игры на развитие мышления у детей» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: «Влияние игры на развитие мышления у  детей»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин...

Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Это цикл игр для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста. Можно использовать на занятии, прогулки и других видах деятельности....

Игры на развитие мышления для детей 4-5 лет.

Информация предназначена в уголок для родителей...

Игры для развития мышления у детей

Игры для развития мышления у детей...

Игры на развитие мышления у детей

Игры на развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста. Игра «Да-нет-ка».Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать ум...

Игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью

В данной презентации представлены игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью....