Краткосрочный проект с детьми с ОВЗ группы компенсирующей направленности на тему: "День победы: мы помним, мы гордимся!"
проект по коррекционной педагогике

Антюхова Анастасия Ивановна

Краткосрочный проект с детьми с ОВЗ группы компенсирующей направленности

на тему:

«День Победы: мы помним, мы гордимся!»

 

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

         Слова: В. Харитонов

Музыка: Д. Тухманов

 

Патриотическое воспитание в России в последние годы приобрело большое общественное значение, стало задачей государственной важности.

         Федеральный проект «Патриотическое воспитание», разработанный в рамках реализации национального проекта «Образование», ориентирован на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В его концепции патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

         Дошкольный возраст – период формирования и становления духовно-нравственных ценностей, в том числе высших нравственных чувств: любви к Родине, к дому, к семье. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Система средств патриотического воспитания дошкольников широка и многообразна: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыкально-инструментальное творчество, художественная литература, предметно-развивающая среда образовательного учреждения и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Российская Федерация

комитет по образованию администрации  городского округа «Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ГОРОДА  КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД №125

Краткосрочный проект с детьми с ОВЗ группы компенсирующей направленности

на тему:

«День Победы: мы помним, мы гордимся!»

               Срок реализации: 1 месяц

               Возраст детей: 4 – 8 лет

               Авторы проекта:

Воспитатели:  Голомидова Н. С.,

Антюхова А. И.,

 Педагог-психолог:  Рундау А. И.,  

Учитель-дефектолог:  Литвиненко Т. В.

г. Калининград, 2024 г.                                 

Оглавление

1.Актуальность        3

2.Постановка проблемы        5

2.1 Практическая значимость        5

2.2 Цель проета        10

2.3 Цель проета        10

3.Методы реализации проекта        15

3.1 Подготовительный этап        15

3.2 Основной этап        22

3.3 Заключительный  этап        22

4. Ожидаемые результаты        28

5. Оценка качества реализации проекта        30

6.Используемые ресурсы        30

Приложения        33

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

        Слова: В. Харитонов

Музыка: Д. Тухманов

Патриотическое воспитание в России в последние годы приобрело большое общественное значение, стало задачей государственной важности.

        Федеральный проект «Патриотическое воспитание», разработанный в рамках реализации национального проекта «Образование», ориентирован на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В его концепции патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

        Дошкольный возраст – период формирования и становления духовно-нравственных ценностей, в том числе высших нравственных чувств: любви к Родине, к дому, к семье. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Система средств патриотического воспитания дошкольников широка и многообразна: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыкально-инструментальное творчество, художественная литература, предметно-развивающая среда образовательного учреждения и др.

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется, в том числе, через уважение к памяти защитников Отечества времен Великой Отечественной Войны, знакомство с памятными датами и традициями, их символами. Одной из таких дат, отмечаемых повсеместно на протяжении многих лет, является День Победы.

К этому дню в нашем дошкольном учреждении проводятся творческие выставки, к которым дети готовят рисунки, творческие поделки, аппликации. Организуется большой концерт, посвященный памятным событиям и датам. Помещения детского сада украшаются символами, связанными с Днем Победы. Не остаются в стороне и воспитанники группы компенсирующей направленности.

Участники проекта:

Воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Совята», педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Воспитанники группы «Совята», родители воспитанников.

        Актуальность темы:

        Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ различных нозологических групп также предусматривает гражданско-патриотическое воспитание детей групп компенсирующей направленности. Но воспитание патриотизма у детей с ОВЗ (задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра) носит совершенно особый характер. У этих детей ослаблено здоровье, отмечается сниженный уровень психофизических возможностей, не сформирована или имеет качественное своеобразие эмоционально-волевая, мотивационная сферы. Высшие психические функции на уровне дошкольного возраста у детей указанных нозологических групп носят, преимущественно, непроизвольный характер и качественное своеобразие: высокая истощаемость внимания, низкий темп, объем и точность восприятия, затруднено формирование всех основных мыслительных операций, низкая мыслительная активность, стереотипность и шаблонность, речь, как правило, отсутствует, либо находится в зачаточном развитии. Осознание себя и окружающего мира у этих детей искажено, фрагментарно, для их развития необходимо создание особых педагогических условий.

        Понятие «патриотизм» является многоаспектным и абстрактным, т.е. недоступным для понимания дошкольниками с интеллектуальными нарушениями. Поэтому работа по их гражданско-патриотическому воспитанию имеет ряд особенностей:

1. Весь учебный материал предъявляется от частного к общему (в случае Дня Победы, ребенок знакомится с окружающими его символами и традициями, доступными для его восприятия).

2. Ребенку с ОВЗ важно иметь осязаемый (видимый, ощущаемый) результат своего труда (поделка, рисунок, аппликация, памятная фотография и т.д.).

3. Работа по ознакомлению ребенка с ОВЗ с символами и традициями памятного Дня Победы ведется в тесном сотрудничестве и взаимодействии с родителями воспитанников (традиции в семье, возложение цветов, рассматривание семейных альбомов с фотографиями дедушек и бабушек (прадедушек, прабабушек), рассматривание наградных знаков, медалей, хранящихся в семье, посещение памятников – танк, орудия, вечный огонь и др.)

Цель проекта: познакомить дошкольников с задержкой психического развития (умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра) с символами и традициями празднования памятной даты 9 мая «День Победы» в доступных видах деятельности в детском саду и в кругу семьи.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Формировать элементарные представления детей об основных символах, посвященных Дню Победы.

2. Формировать представления о военной технике, солдатах.

3. Формировать начальные представления о традициях празднования Дня Победы в детском саду, в семье, в городе.

Развивающие:

1. Развивать внимание, восприятие, память, речь, общую и мелкую моторику.

2. Формировать и развивать графомоторные навыки, умение владеть кистью и другими инструментами для рисования.

3. Развивать продуктивную деятельность детей, умение работать по показу, по образцу.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к памятникам, символам и традициям празднования «Дня Победы».

2. Расширять сотрудничество с родителями воспитанников.

         Формы работы: индивидуальные, подгрупповые, групповые – с воспитанниками. Консультативные со взрослыми участниками проекта.

        Методы: 1. информационные – беседы, экскурсии, примеры из жизни, произведения искусства и др.

                       2. практические – игра, ручной труд, рисование, поделки и др.

        Вид проекта: Непосредственный интегрированный информационно-познавательный монопроект с воспитанниками группы «Совята».

Продолжительность проекта: 

Средней продолжительности (1 месяц)

Сроки реализации:   май  - 2024 учебный год

Системная паутинка

Образовательная область

       Задачи

  Ценностные категории

Методы, формы

Социально-коммуникативное развитие

* развивать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми;

•развивать     социальные чувства, эмоциональную

отзывчивость,

доброжелательность;

Семья

Благодарность

Великодушие

 

*Взаимодействие с родителями: выполнение домашнего задания

 

Познавательное развитие

*способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора

*развивать умение включаться в коллективную работу  

Взаимодействие

Наблюдательность

Активность

 

Взаимодействие с родителями:

*Консультации и

беседы по поводу выбора мультфильма для показа детям.

Речевое развитие

 *обогащать активный и пассивный словарный запас

 

Доброжелательность

Культура общения

 

* Взаимодействие с родителями:

Информация на стенде для родителей. «Леп-бук» 9 мая

Художественно-эстетическое развитие

*дать возможность ребенку получать радость от  совместной деятельности с педагогами и специалистами

 Взаимопонимание

принятие

Терпение

Любовь

Поддержка

*  Подготовка к Художественно-эстетическому развитию:

-лепка

-рисование

-аппликация

Физическое развитие

*формирование навыков безопасного поведения

*развитие умения ориентироваться в пространстве

*создание условий для положительного эмоционального настроения

Командное взаимодействие

Активность

Здоровье

*Дыхательная гимнастика

*Психогимнастика

*Физминутки

*Игровые упражнения, физические задания

*Кинезиологические методы

Планируемый  результат:

  • Повышение эффективности коррекционной работы с детьми ЗПР;
  • Укрепление детско – родительских отношений, гармонизация отношений семьи и ДОУ.
  • Расширение познавательного кругозора детей через экскурсии в музеи, чтение литературных произведений.
  • Сплочение родительского сообщества через реализацию совместной деятельности.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
  2. Определение цели, построение задач с учетом индивидуальных особенностей детей.  Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  3. Обеспечение дидактическим материалом для реализации проекта.

Основной этап:

  1. Планирование деятельности, предварительная работа с детьми.
  2. Совместная работа с родителями, направленная на знакомство с проектной деятельностью, подготовка домашних заданий родителями.

Заключительный этап:

Подготовка и проведение итогового   мероприятия с родителями и детьми:

План реализации проекта

                Мероприятия

Цели

Сроки

1 этап – концептуальный

1.

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности

Формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.

Апрель

2 этап – подготовительный

1.

Подбор и знакомство с методической литературой по использованию патриотического воспитания в ДОУ  

 Повышение знаний педагогов, специалистов и родителей.

Апрель

2.

Подбор методов и форм для организации работы с дошкольниками по теме проекта

Создать условия для реализации проекта.

Апрель

3 этап – внедренческий

1.

Проведение консультаций с родителями по проектной тематике

 

 Создание условий для гармонизации развития личности ребенка как в ДОУ, так и дома

 

Май

2.

Просмотр мультфильма и презентации «День победы»  

Познакомить детей с праздником, способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

Май

3.

Использование физкультминуток в ООД и игровой самостоятельной деятельности

Подбор необходимого материала, соответствующего особенностям детей

Май

4.

 Художественно-эстетическое развитие (аппликация, лепка, рисование)

Выбор и подбор материала для проведения занятий

Май

5.

 Экскурсии в музее детского сада, чтение литературных произведений.

Развитие речевого и зрительного восприятия

Май

4 этап - заключительный

1.

Задание выходного дня – Семейный праздник «9 мая – праздник памяти и славы»

Совместная детско-родительская деятельность, создание условий для проведения совместного праздника способствовать пробуждению чувства радости от проделанной совместной работы.  Возложение цветов на вечный огонь, экскурсия по памятникам погибшим войнам.

Май

2.

Презентация и видеофильм для родителей и педагогов.

Подведение итогов проекта

Май

Условия реализации проекта:

1. Учебно-методические ресурсы проекта

  • План работы;
  • Список методической литературы.

2. Материально  – технические ресурсы проекта.

  • компьютер

3. Организация РППС

  • Создание информационного стенда соответствующей тематики

Перспективы развития проекта:

  1. Повышение эмоционального фона, улучшение адаптивных функция и повышение коррекционной работы с детьми группы «Совята».

Список литературы:

  1. Использованные интернет – ресурсы: https://rosuchebnik.ru/material/proekt-9-maya-prazdnik-pamyati-i-slavy-6426/
  2. А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
  3. А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе», Москва 2010 г.
  4. Л.А. Кондрыкинская  Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ, М. ТЦ Сфера, 2006г
  5. Т. А. Шорыгина «День победы». Москва 2010 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Пояснительная запискаПо плану лексических тем в подготовительной группе   в октябре реализуется  тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».В ходе предварительной  работы ...

Краткосрочный проект «Синичкин день» в старшей группе компенсирующей направленности

"Синичкин день"Место проведения: ЛГ МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»Дата проведения: декабрь, 2012 годаВоспитатель: Бейдиева Хамида НежвединовнаУчитель-логопед: Степанова Гузель ...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы»

Цель: создание условий для развития общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи:расширять и активизировать словарь по теме « День Победы»совершенствовать грамматический ...

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Мы поЦокаем немножко»

Выполнение одних и тех же заданий утомляет ребенка, вызывает у него пресыщение, что отнюдь не способствует повышению интереса к занятиям. Тем более что дети, страдающие речевыми нарушениями, зачастую ...

Краткосрочный проект День Крещения Руси в группе компенсирующей направленности.

Цель: Приобщение детей к истокам русской истории. Задачи: Образовательные: Дать начальные представления детям о процессе крещения Руси при князе Владимире. Расширить словарь детей за счет слов: с...

Краткосрочный проект с детьми с ОВЗ группы компенсирующей направленности на тему: «День Победы: мы помним, мы гордимся!»

Патриотическое воспитание в России в последние годы приобрело большое общественное значение, стало задачей государственной важности.         Федеральный проект ...