Консультация " Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом"
консультация

В консультации представлены направления развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом»

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из ведущих задач коррекционно-образовательного учреждения. Снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность. Развитие слухового восприятия ведётся по четырём основным направлениям:

  • выработка условной двигательной реакции на звук;
  • знакомство со звуками окружающего мира;
  • обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов
  • обучение восприятию на слух речевого материала.

Работа по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным игровым действием, например: в ответ на звуковой стимул собирать пирамиду и т. п. Необходимо выработать у ребёнка условно-двигательную реакцию на звук. Эта реакция помогает сформировать у ребёнка способность обнаруживать любой звук и является первой ступенькой в развитии слухового восприятия и слухового внимания. Сначала УДР ребёнка вырабатывается слухозрительно. При этом ребёнок видит производящее звук действие взрослого. Взрослый сажает ребенка перед собой (за стол, на стул) на расстоянии 0,5—1 м. Перед ребенком кольца пирамиды (пуговицы, бирюльки и т. п.). Взрослый кладет около руки малыша одно кольцо (или большую пуговицу и т. п.), ударяет несколько раз в барабан и рукой ребенка надевает кольцо на стержень пирамиды (кладет пуговицу в коробку и т. п.). Это упражнение проводится до тех пор, пока малыш самостоятельно (без побуждения) не начинает нанизывать кольцо пирамиды или выполнять любое другое действие в ответ на сигнал (на это может потребоваться несколько занятий). Когда ребёнок научится ждать сигнал необходимо выработать реакцию на звук только на слух. При этом взрослый воспроизводит звук за спиной ребёнка или за ширмой. Аналогично проводится работа и с другими звучащими игрушками (например, с бубном, гармошкой и т. д.).

Параллельно с выработкой условной двигательной реакции на звучание игрушек ведется обучение детей ощущению звучания речевых сигналов (слогосочетаний, слов).Взрослый садится за стол напротив малыша , обращает внимание на свои губы и голосом разговорной громкости произносит « ПА-ПА-ПА». В момент произнесения рукой малыша взрослый берёт пуговицу и бросает в баночку. Это упражнение проводится до тех пор, пока малыш сам не начнёт выполнять действие в момент произнесения слогов. Длительность пауз между предъявляемыми сигналами нужно менять, иначе ребёнок будет реагировать не на сигнал, а на интервал, с которым вы подаёте сигналы. Когда ребёнок научится ждать сигнал необходимо выработать реакцию на звук только на слух.

И глухие, и слабослышащие дети успешно используют свои остатки слуха, если слуховая информация представляет для них интерес. Особое внимание следует уделить знакомству дошкольников со звуками, окружающими их в группе, на улице, дома. Их нужно научить реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники (пылесос, миксер, дрель и т. д.), звук отодвигаемого стула, стук.

Главное — быть внимательным, наблюдать за реакциями ребенка. В индивидуальном слуховом аппарате (и даже без него) он будет слышать многие звуки. Услышав, ребенок замирает, моргает, значительно реже пытается найти источник звука. Задача взрослого — постоянно показывать малышу, что звучит. Включен пылесос — ребенок реагирует на звук, но не понимает, что это. Взрослый подводит его к пылесосу, включает и выключает его. Если что-то упало, нужно показать это ребенку, сказав бах. На улице громко залаяла собака — показать ее, «полаять». Постепенно ребенок начнет прислушиваться к тем звукам, которые его окружают, радуясь знакомым и проявляя любопытство к новым. Восприятию ребенка со слуховым аппаратом доступны многие звуки, следует сделать их интересными и значимыми. Однако этого мало. Нужно целенаправленно знакомить ребенка со звуками, например научить слышать стук в дверь или звонок (наиболее доступен восприятию громкий, низкого звучания). Малыша специально подводят к двери. В это время с противоположной стороны громко стучат. У ребенка возникает какая-то реакция на этот сигнал, но он не знает, что это такое и как реагировать. Мама спрашивает: «Кто там?» — и открывает дверь. На пороге стоит папа с игрушкой, или он обнимает малыша, подбрасывает его. Делая это каждый день, взрослый учит ребенка слушать стук или звонок в дверь. Теперь уже сам малыш с радостью бежит к двери. Если первоначально у ребенка не возникает реакции на стук, можно приложить его руки к двери, чтобы он ощутил вибрацию, а затем дать возможность послушать стук еще раз.

Подобные упражнения проводятся в течение всего дня: при этом используются как случайные ситуации (что-то упало, кто-то пришел, засигналила машина и т. п.), так и специально созданные взрослым с целью ознакомления ребенка со звуками окружающего мира.

Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов проводится с целью развития слуха детей и обогащения их представлении о звуках окружающего мира, а также для оказания положительного влияния на формирование их устной речи.

За период дошкольного обучения дети должны научиться:

  • узнавать звучание игрушек и музыкальных инструментов;
  • определять количество звучаний;
  • различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний;
  • определять направление звука;
  • различать на слух звучание речи, музыки и пения, музыкальных ритмов, оркестрового, хорового и сольного исполнения;
  • различать звучания мужского и женского голоса;
  • узнавать голоса животных и птиц;
  • различать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.

Умение воспринимать на слух долготу, громкость, высоту, темп, слитность, ритм звучаний позволяет развивать и совершенствовать сенсорную основу для восприятия ребенком темпо-ритмической стороны устной речи.

Работа по обучению восприятию на слух речевого материала начинается с обучения различению на слух речевого материала. Цель работы на данном этапе: формирование умения дифференцировать на слух знакомый речевой материал в ситуации ограниченного наглядного выбора ( ребёнок знает, что он будет слушать, но не знает в какой последовательности) Сначала она ведется на материале звукоподражаний, например ав-ав-ав, му, пипипи, мяу, затем к ним добавляются лепетные слова, например ляля, утя, биби и т. п., потом полные слова, такие, как мама, папа, имя ребенка, дом, рыба, лопата, зайка, бабуля, туфли, пальто и т. д., и наконец, фразы, включающие эти слова, типа: Ляля упала, Папа спит, Тетя ест, Таня плачет, Зайка прыгает и т. д.

Прежде чем учить воспринимать на слух тот или иной речевой материал, детей нужно познакомить с ним в общении, на занятиях педагога, воспитателей.

Для успешного обучения различению на слух звукоподражаний, а впоследствии и лепетных и полных слов, фраз необходимы соответствующие игрушки и картинки, разные по величине, цвету, форме и т. д., но небольшие, чтобы ребенок мог уверенно держать их в руке. Чтобы интерес к игрушкам у детей не ослабевал, ими нужно пользоваться только на занятиях. Для игры предлагаются другие игрушки.

По мере того как ребенок научится различать на слух не только звукоподражания, но и лепетные и полные слова, а затем и словосочетания, этот материал предлагается ему для опознавания на слух. Целью работы является формирование умения дифференцированно воспринимать знакомый по звучанию речевой материал вне ситуации наглядного выбора ( ребёнок не знает, что он будет слушать). Работа по обучению опознаванию на слух постоянно проводится параллельно с обучением различению на слух. На одном занятии ребенок и различает, и опознает на слух речевой материал. Постепенно расширяется слуховой словарь дошкольника и совершенствуются способы восприятия.

По мере того как дети начинают уверенно не только различать, но и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, педагог приступает к целенаправленному обучению распознавания на слух не знакомого по звучанию (т. е. не бывшего в слуховой тренировке) речевого материала.

Распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора.

Работу по развитию слухового восприятия следует проводить в занимательной, интересной для дошкольника форме. Маленький ребенок быстро устает от занятий за столом, поэтому их целесообразно проводить и на полу, и на диване, и в игровом уголке. Когда малыш повторяет услышанное слово, следует дать ему возможность немного поиграть с соответствующей игрушкой, которую в это время, в процессе его игры, педагог вновь и вновь называет, говоря в лицо ребенку или прикрыв рот (на слух).Важно использовать различные игровые приемы поощрения ребенка, чтобы повысить его интерес к занятиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с нарушениями слуха

Теоретический материал и игры для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха....

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.

Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...