Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка с особенностями развития
статья по коррекционной педагогике

Гераськина Людмила Владимировна

Работа с родителями детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна

без определенного специального образования родителей.

Вся работа учреждения должна быть направлена на то,

чтобы родители из пассивных наблюдателей стали

активными участниками воспитания и обучения своих детей.

А.Р. Маллер

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективном и скоростном обучении, позволяющем ребенку преодолеть имеющиеся нарушения.

Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционного процесса.

Задача родителей – помочь ребенку раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Но делать это стихийно и эпизодически нельзя. Необходимо планировать и выполнять все в определенной системе совместно со специалистами. Каждый педагог знает, что самую главную и важную роль в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ, играет семья и окружающий ребенка социум. Родители – главные люди в становлении ребенка, они знакомят его с окружающим миром и вводят в общество. Как, на самом деле, бывает в практике нашего

сада:

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рекомендаций, т.к. семьи различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности. Успех работы определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 В нашем детском саду – 95 детей имеют диагноз ОВЗ, что составляет треть всех детей учреждения, и диагноз данного содержания продолжает расти с каждым годом, следовательно сформировать элементарные педагогические компетенции у родителей – одна из основных задач педагогов-специалистов.

Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка с особенностями развития – это то, что Вы увидите на экране:

- использование сведений о специфике воспитания и обучения,

- знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии,

- знание возрастных особенностей,

- использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии,

- способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения,

- сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.

От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями.

Кто и как к нам обращается за помощью:

- родители, дети которых посещают ДОУ

- родители детей, очередь которых еще не подошла, а проблема уже есть

- по рекомендации Центра диагностики и консультирования детей и подростков

- по рекомендации специалистов детской поликлиники

- ну, и реклама – двигатель нашей работы (общение родителей между собой)

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем. Построению отношений с родителями на принципах взаимоуважения, доброжелательности, сотрудничества и получению объективного представления о ребенке поможет анкетирование, но то, что видит специалист во время приема и то, что происходит с ребенком в любое другое время, представляет собой иногда очень разные картины. (пример)

В идеальном представлении ребенка родитель заводит и заполняет ежедневно дневник наблюдений, но в реальности….все гораздо прозаично.

Основой для планирования работы с семьей является анализ результатов анкетирования, изучающего ребенка и родителей, уровень информированности членов семьи по вопросам воспитания и обучения детей.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приемами и методами работы, участие в практическом обучении и наблюдениях за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами. (пример Атасова)

Важно научить родителей проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Родителям необходимо объяснить значение режима дня и создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснить роль предметно-развивающей среды, учитывающей особенности ребенка, и значимость систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи. И сразу возникает проблема – как родитель, вынужденный работать, содержать не одного ребенка, вероятно, а двух, трех и т.д. выделять время, терпение и здоровье на проведение таких организационных ситуаций, потому что для них все равно надо выделять отдельное время. (пример Нечипко)

Специалистами совместно с родителями разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционно-образовательные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, действенные формы работы (с учетом структуры основного дефекта детей и связанных с ним нарушений). Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Они должны заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. Родителям необходимы знания в области психологии, педагогики, социальной педагогики, ряда дисциплин медицинского блока. Помочь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди. И здесь тоже возникает нюанс, как образованному инженеру преподнести необходимость автоматизации в семейном кругу, например, звука Ж или Ш. ……

Для достижения тесного взаимодействия с родителями широко применяются такие формы работы как:

  • родительские собрания,
  • родительские школы, университеты,
  • семинары-практикумы, практические занятия,
  • консультации, беседы-разъяснения,
  • тематические выставки литературы, папки-передвижки,
  • круглые столы, «мозговые штурмы»,
  • досуги, праздники.

Привести примеры по консультации связянные с нетрадиционными формами развития связной речи

Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей дошкольного возраста. И тут снова есть нюанс: Крючкова, Парамонов, Шемец, Терентьева

При психолого-педагогическом консультировании родителей выделяют конкретные задачи:

- выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка:

- определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

- выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);

- организовать педагогическую и психологическую помощь родителям;

- повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерности развития ребенка;

- определить тип образовательного дошкольного учреждения: разработать индивидуальную программу воспитания и обучения ребенка;

- обосновать педагогический прогноз.

Беседы с психологом и педагогом позволяют обнаружить, осознать потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря этому родители получают определенные жизненно важные для них сведения — с чего начинать, что делать, как правильно организовать ребенку помощь, направленную на преодоление нарушений.

Также специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих беседах с ними. (перечислить свои методы и приемы: запись на консультацию, прием, рассказ, ит.д.)

Консультации посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка, принципам первоначального воспитания и обучения малыша, организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье.

Слушая беседы и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия (свои примеры)

Более подробно  и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяет информация на стендах. О них не знают только ленивые. Но в идеальном случае лучше всего на этих стендах кроме общих тем, отражать текущую работу и достижения детей. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.

Общаясь с родителями индивидуально, выявляются положительные личностные качества родителей, необходимые для сотрудничества, намечаются пути дальнейшей помощи семье, даются конкретные рекомендации по воспитанию ребенка. Самое главное, что следует выполнять – это проводить индивидуальные беседы только в положительном ключе. Вся негативная информация только в пользу ребенка. (пример Законов)

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, детских праздников, досугов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители. (гончарный круг Законова, дидактические игры Атасовой)

В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:

- переосмысливают свою роль в воспитании детей,

- осознают себя субъектами воспитания,

- глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают,

- повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании,

- становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей. Это отражается на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении.

Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный «треугольник». Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду. Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть главной частью коррекционной работы с детьми ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития.

 Здоровье ребенка – самое ценное, что может у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей – это ценность и для нашей страны в целом. Но реальность  так...

Развитие педагогической компетентности родителей как одно из условий формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах города

Опыт работы по созданию условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о навыке безопасного поведения на улицах города....

Организация совместной деятельности ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей

Отношения семьи и детского сада определяется понятиямСовместная деятельность– это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении,...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.

Еще недавно, для того чтобы быть цспешным родителем, было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образовангия проблема психолого-педагогической к...

"Формирование педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 166 г.Кранодар является краевой площадкой передового педагогического опыта ГБОУ ИРО Кранодарского края.Наш опыт работы с род...

«Стратегия развития социального партнёрства «Детский сад- семья» в процессе создания «открытого учреждения» и повышения педагогической компетентности родителей воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО»

В данном материале представлен опыт работы по развитию партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) воспитанников Учреждения и формированию единого образовательного пространств...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...