Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.
статья по логопедии на тему

Емельянова Анастасия Николаевна

 

Еще недавно, для того чтобы быть цспешным родителем, было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образовангия проблема психолого-педагогической компетентности родителей остается очень актуальной и злободневной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_kompetentnosti_roditeley.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

А. Н. Емельянова, учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР - д/с № 59», г. Северск, Томская область

Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Наибольшие трудности у детей раннего возраста наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Прежде всего - это активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку с 1 до 3 лет именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов: ухудшение экологической обстановки, патологии беременности, родовые травмы, ослабленное здоровье детей, недоразвитие органов артикуляционного аппарата.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, выявляются: неблагоприятное речевое воспитание ребенка; снижение речевой культуры общества в целом.

Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.

Характер нарушений произносительной стороны речи детей, поступающих в ДОУ, свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития. Часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([Г], [Х], [Т], [Д]), смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности. Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Еще недавно, для того чтобы быть успешными родителями, было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образования проблема психолого-педагогической компетентности родителей остается очень актуальной и злободневной.

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и прочего происхождения.

Изучением проблемы общения детей раннего возраста с взрослыми начали заниматься с 50-х годов. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка, потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. Я., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Запорожец А. А. и др.).

Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать шаги для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем - учиться.

Решая задачу повышения  родительской компетентности, коллектив ДОУ пришел к выводу о необходимости внедрения такой формы работы, которая будет способствовать установлению более тесных доверительных контактов между педагогами и родителями, развитию диалогических отношений «педагог - семья». Таким образом, с 2002 года в учреждении успешно работает «Родительская школа».

Цель присутствия учителя-логопеда в работе «школы» – это повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье. Система работы предусматривает несколько последовательно проведенных занятий:

  • Мини-лекция: «Соска – нужна ли она ребенку?» Краткое содержание: Инстинкт сосания после 6 месяцев постепенно угасает и до года потребность в пустышке исчезает полностью. Монотонное сосание погружает малютку, в транс. Кроха не вслушивается в слова, не интересуется окружающим миром, все его познавательные и умственные процессы заторможены.  С соской во рту, малыш не гулит, не лепечет, его артикуляционный аппарат не тренируется! Мышцы языка и губ выполняют однообразную, монотонную работу, совсем не способствующую их укреплению. Впоследствии, ребёнок - сосочник долго не сможет произвольно растянуть губы в улыбке. А это так необходимо для произнесения звуков [С], [З], [Ц], [Л], [Р]! Из-за неправильного положения губ, слова с этими звуками будут звучать искажённо. Кроме этого, язык, привыкнув находиться во время сосания пустышки между зубами, останется там и при произнесении слов. Большинство звуков приобретёт межзубное звучание, которое в народе называют «шепелявым». И это ещё не всё. Язык, долгое время пролежавшей под соской, на дне ротовой полости, скорей всего не сможет подняться вверх, к нёбу. Значит, возникнут трудности со звуками, так называемого, верхнего подъёма: [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Л], [Р]. Приведённые примеры, - далеко не полный перечень речевых проблем, спровоцированных соской.
  • Мини-лекция: «Приемы стимуляции речевой активности детей раннего возраста». Краткое содержание: как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно – развивающей среды дома, и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми, служит наиболее мощным средством, как стимуляции, так и мотивации детской речи. Создание сенсорных уголков и игры в них, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемых речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей. Работа с картинками, рассматривание тематических альбомов, стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности детей. Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах дома.
  • Мастер-класс: «Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста». Краткое содержание: Ребенок рождается с незрелым речевым аппаратом: малыш не сразу научится правильно ставить язычок при произнесении звуков, делать длинный выдох, вытягивать губки трубочкой, сжимать или раздвигать их. Чтобы научиться сидеть или ходить ребенок должен освоить определенные движения. То же и с речью – малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И чтобы ему в этом помочь нужно, как можно раньше начать делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.
  • Мастер-класс: «Пальчики учат говорить». Краткое содержание: Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, так как каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Простые движения рук помогают убрать напряжение с губ снять умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Представленная форма работы выступает как полноценная практическая реализация комплексного подхода в формировании компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста. И опирается на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые мы расцениваем как активных и полноправных партнеров.

Результаты систематической работы «школы» в течение последних 3 лет (2011 - 2015г.) позволяют сделать вывод о том, что повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка способствует:

  • стимуляции речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза;
  • своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей с 1-3 лет.

Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по повышению компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста, значительно сокращает количество детей, состояние речи которых в дошкольном возрасте, требует коррекции.

Литература:

  1. Первые шаги. Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. / - Москва. : Линка-Пресс, 2002. – 311 с.
  2. Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – 12 с.
  3. Черевач Г. Б. Семейное воспитание детей с нарушениями речи: учебно-методический комплекс / Г. Б. Черевач. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2010. – 152 с.
  4. Поваляева М. А. полный справочник. Настольная книга логопеда. /М. А. Поваляева. – Москва. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 608 с.
  5. электронный ресурс: [http://ippk.arkh-edu.ru/catalog/work/detail.php?ID=60635]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Основные формы работы с родителями и детьми в вопросах безопасной жизнедеятельности детей....

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания детей

Повышения педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей в условиях клуба для родителей ...

Система методических мероприятий по повышению педагогической компетентности воспитателей в вопросах развития речи дошкольников.

В данном материале раскрывается система методической работы по развитию речи дошкольников на диагностической основе,  с учетом уровня профессиоанльной компетентности и запросов каждого педагога....

Распространение педагогического опыта «Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениекомбинированного вида детский сад №33 «Земляничка» Распространение педагогического опыта«Сказкотерапия, как средство развития ...

«Взаимодействие с родителями в вопросах развития речи детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям ...