Распространение педагогического опыта «Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста»
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Сушко Вероника Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №33 «Земляничка»

 

Распространение педагогического опыта

«Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста»

Выполнила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Сушко В.Н.

Сказкотерапия- это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих

достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Появление первых форм сказкотерапии обнаруживается уже в глубокой древности. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Об использовании волшебных историй для воспитания и обучения детей можно прочитать в «Диалогах» Платона.

Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве.

Особенно хочется сказать о влиянии сказки.

Сказки играют большую роль в плане гармонического развития личности. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций. Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка.

Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми».

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия применяется в работе с малышами, при адаптации в детском саду, тревожными, застенчивыми, неуверенными и агрессивными детьми.

Дети все разные и требуют индивидуального подхода. И именно с помощью сказкотерапии можно помочь ребенку пережить ситуации из жизни, находя их аналоги в сказках.

Например, сказка «Колобок» показывает ребёнку, что нельзя доверять незнакомым. В сказке «Репка» и «Теремок» сплоченность коллектива, что всем вместе можно преодолеть любые трудности. Ребёнку легкомысленному и шаловливому «Приключение Незнайки», робкому и пугливому «У страха глаза велики», «О трусливом зайце».

 В сказкотерапии используют следующие виды сказок:

1. Дидактические  (в виде учебного занятия)

2. Художественные (авторские истории мудрые древние сказки и былины)

Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника) дети совместно с родителями рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Медитативные для снятия психоэмоционального напряжения ( дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают-воображают).

5. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.

 Сказка и сказкотерапия — это способ объяснения окружающей действительности через выдуманных персонажей, метод коррекции поведения ребенка в кризисной ситуации. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных жизненных ситуаций.

Таким образом, сказкотерапия – это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке. В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Сказка для ребёнка — это игра, через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями.

Живой и выразительный язык народной сказки

изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ- непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями.

Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределенности (т. е. прогнозировать события).

Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т. д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно- символические обозначения внутри пространства сказки.

Сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослых легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок на занятиях из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Роль воспитательной и образовательной функций сказки нельзя недооценивать.

Ребенок знакомится с этим жанром литературы в самом раннем возрасте, когда его сознание наиболее восприимчиво. Через сказку ребенок познает окружающий мир, знакомится с важнейшими понятиями и категориями, с объектами живой природы и их особенностями, с нравственными и моральными нормами, с понятиями добра и зла. Сказка помогает ребенку научиться выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией.

Таким образом, сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка.

Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_zhurnala_skazkoterapiya.pptx609.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распространение педагогического опыта «Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста» Выполнила: Воспитатель первой квалификационной категории Сушко В.Н . Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №33 «Земляничка»

Слайд 2

Сказкотерапия- это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни. Сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Слайд 3

Появление первых форм сказкотерапии обнаруживается уже в глубокой древности. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Об использовании волшебных историй для воспитания и обучения детей можно прочитать в «Диалогах» Платона. Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве. Особенно хочется сказать о влиянии сказки.

Слайд 4

Сказки играют большую роль в плане гармонического развития личности. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций. Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка.

Слайд 5

Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми». Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Слайд 6

Сказкотерапия применяется в работе с малышами, при адаптации в детском саду, тревожными, застенчивыми, неуверенными и агрессивными детьми. Дети все разные и требуют индивидуального подхода. И именно с помощью сказкотерапии можно помочь ребенку пережить ситуации из жизни, находя их аналоги в сказках. Например, сказка «Колобок» показывает ребёнку, что нельзя доверять незнакомым. В сказке «Репка» и «Теремок» сплоченность коллектива, что всем вместе можно преодолеть любые трудности. Ребёнку легкомысленному и шаловливому «Приключение Незнайки», робкому и пугливому «У страха глаза велики», «О трусливом зайце».

Слайд 7

В сказкотерапии используют следующие виды сказок: 1. Дидактические( в виде учебного занятия) 2. Художественные(авторские истории мудрые древние сказки и былины) Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) 3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника) дети совместно с родителями рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли. 4. Медитативные для снятия психоэмоционального напряжения) дети рисуют, сочиняют, играют ,слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают-воображают. 5. Психокоррекционные( для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.

Слайд 8

Сказка и сказкотерапия — это способ объяснения окружающей действительности через выдуманных персонажей, метод коррекции поведения ребенка в кризисной ситуации. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных жизненных ситуаций. Таким образом, сказкотерапия – это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке. В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.

Слайд 9

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Слайд 10

Сказка для ребёнка — это игра, через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ- непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределенности (т. е. прогнозировать события).

Слайд 11

Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т. д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно- символические обозначения внутри пространства сказки.

Слайд 12

Сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослых легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок на занятиях из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Роль воспитательной и образовательной функций сказки нельзя недооценивать.

Слайд 13

Ребенок знакомится с этим жанром литературы в самом раннем возрасте, когда его сознание наиболее восприимчиво. Через сказку ребенок познает окружающий мир, знакомится с важнейшими понятиями и категориями, с объектами живой природы и их особенностями, с нравственными и моральными нормами, с понятиями добра и зла. Сказка помогает ребенку научиться выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией. Таким образом, сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя . Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...

Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в...

Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с худо...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи детей раннего возраста"

В презентации предоставлен опыт работы по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи  детей раннего возраста".(дидактические игры, структура занятия...)...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...

Распространение педагогического опыта «Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста»

Распространение педагогического опыта«Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста»  Выполнила:Воспитатель первой квалификационной категорииСушко В.Н. Ск...