В каком возрасте стоит начать беспокоиться о развитии речи ребёнка?
консультация по коррекционной педагогике
Развитие речи — ключевой этап в становлении ребёнка. Поэтому родители переживают о своевременном и качественном развитии речи их детей, и часто задаются вопросом, когда стоит обратиться к специалисту.
Давайте разберёмся, какие проблемы с речью требуют внимания и коррекции в определённом возрасте, а в каких случаях можно подождать, пока ребёнок справится сам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.19 КБ |
Предварительный просмотр:
В каком возрасте стоит начать беспокоиться о развитии речи ребёнка?
Для того чтобы ребёнок мог нормально говорить, необходимо, чтобы у него были развиты определённые навыки и умения.
Во-первых, должны быть сформированы определённые структуры головного мозга.
Во-вторых, должны быть развиты голосовые и дыхательные системы, а также органы артикуляции.
В-третьих, должны быть развиты слух и зрение, двигательные навыки и эмоции.
В-четвёртых, у ребёнка должна быть сформирована потребность в общении.
Чтобы ребёнок мог нормально говорить, он должен уметь:
произносить звуки; понимать, что говорят другие люди.
Развитие речи происходит поэтапно.
С первых дней жизни ребёнка необходимо постоянно разговаривать с ним, выражать свои эмоции с помощью интонации и ритма, подкреплять свои слова улыбкой и хвалить ребёнка.
Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) легче воспринимается ребёнком и способствует его полноценному развитию.
Ребёнок начинает подражать взрослым и стремится повторять за ними.
Если ребёнок изолирован от общения и не получает достаточного количества эмоциональных контактов, это может привести к задержке в развитии и изменениям в личности.
Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:
ребёнок не реагирует на звуки и не поворачивает голову в сторону взрослого; его крик не выразителен, не модулирован, отсутствует подготовительное кряхтение перед криком, гуление однообразное, смех отсутствует; ребёнок не обращает внимания на речь окружающих.
В возрасте 7-10 месяцев ребёнок начинает общаться со взрослыми и исследовать предметы, в том числе свои собственные руки и ноги.
Он начинает имитировать звуки, которые слышит от взрослых: тон, ритм, темп, мелодию и интонацию.
В 7-8 месяцев ребёнок начинает понимать многие слова и узнавать предметы, которые ему показывают.
Он начинает повторять за взрослыми и самостоятельно произносить звуки.
В 9 месяцев ребёнок начинает понимать простые команды, которые сопровождаются жестами.
В 8-9 месяцев активно развивается понимание речи и стремление общаться со взрослыми, используя игрушки.
Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:
- ребёнок не повторяет звуки за взрослым; не выполняет простые команды; не играет с игрушками.
- в возрасте 10-12 месяцев ребёнок может не реагировать на своё имя и не произносить лепетные слова (би-би, ав-ав, бах, дай и т.д.).
В возрасте 1-3 лет развитие речи происходит очень быстро. Ребёнок начинает испытывать потребность в общении и хочет не только узнать, что это за предмет, но и как с ним можно играть.
Если взрослые не отвечают на обращения ребёнка, это может привести к тому, что он перестанет хотеть общаться и его речь будет развиваться медленнее.
Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:
ребёнок не повторяет новые слова за взрослыми; ребёнок строит предложения, но они звучат неправильно или не полностью; ребёнок не говорит о себе в первом лице.
В возрасте 3 лет у ребёнка могут быть проблемы с произношением звуков, он может говорить с носовым оттенком или высовывать язык между зубами.
В возрасте 4-5 лет ребёнок может иметь ограниченный словарный запас и затрудняться в группировке предметов по общему признаку.
Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:
ребёнок не может заменить слово синонимом; не может подобрать антоним к слову; не может связно рассказать о происходящих событиях; неправильно произносит звуки; искажает слоговую структуру слов.
В возрасте 5-6 лет ребёнок должен уметь:
поддерживать беседу; правильно произносить слова; понимать значение слов; строить грамматически правильные предложения.
Кроме того, ребёнок должен уметь выражать свои мысли понятно и эмоционально.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен быть готов к обучению чтению и письму.
Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:
неправильное произношение звуков; неправильное произношение слогов в словах; ограниченный словарный запас; непонимание значения слов; неправильное построение предложений; проблемы с выражением своих мыслей.
Кроме того, у ребёнка могут быть проблемы с голосом:
неправильное произношение звуков; нарушение силы, высоты и тембра голоса; отсутствие выразительности в речи.
Также у ребёнка могут быть проблемы с темпом речи:
слишком быстрый или слишком медленный темп речи; запинки; необоснованные остановки в речи; скандирование слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: " Какую роль играют пальцы рук в развитии речи детей"
«Не интеллектуальные преимуществасделали человека властелином над всем живущим,но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».Джордано Бруно В народ...

Влияние сенсорного развития на речь детей дошкольного возраста. Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие к Гному»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе "Путешествие к Гному"...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Консультация для родителей дошкольников «В какие игры играть с ребенком для развития речи?»
Игры для детей для развития речи....

Консультация для родителей «В какие игры играть с ребенком для развития речи?»
1. Игры-прятки• Выкладывать перед ребенком игрушки, предметы, картинки и пр., затем закрывать или завязывать ребенку глаза, прятать игрушку и задавать вопрос: «Что там?». Ребенок отве...

