Коррекция поведенческих нарушений у аутичных детей
консультация по коррекционной педагогике

Логинова Светлана Владимировна
Поведенческая коррекция детей с РАС.
   Поведенческая коррекция аутичных детей очень важна, ее главная задача – помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие. Следует четко понимать, что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Отличительной чертой таких детей является взгляд, «погруженный в себя», они не могут найти связи с внешним миром. Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povedencheskie_narusheniya.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Задания, направленные на коррекцию поведенческих нарушений у аутичных детей

«Кусание своих рук»

Цель: ребенок должен научиться сообщать о своем неудовольствии и научиться заменять кусание на другой способ действия.

Обучение:

Взрослый внимательно наблюдает за ребенком во время занятий. Если ребенок начинает себя кусать, взрослый быстро схватывает его руку, когда он несет ее ко рту, и отводит ее под стол и говорит: «Руку вниз!» Взрослый требует, чтобы ребенок ему подражал. Взрослый качает головой и говорит: «Нет, не работать!» или «Нет, хочу конфетку!» - в зависимости от того, какое у ребенка настроение. Когда ребенок начинает подражать, взрослый говорит: «Хорошо, Саша, я помогу тебе» или «Хорошо, Саша, я дам тебе конфетку».

«Биение по голове или головой о стену (стол)»

Цель: ребенок должен выработать у себя реакцию неприятия своего поведения (при этом, не снимаются требования к ребенку во время занятия).

Обучение:

Взрослый располагает стол и стул ребенка во время занятий так, чтобы он не мог достать головой стены. Когда ребенок начинает биться головой о поверхность стола, взрослый отодвигает к себе учебный материал и отворачивается от ребенка. Взрослый считает до десяти, поворачивается опять к ребенку и возвращает материал. Сначала взрослый помогает ребенку. Хвалит, если ребенок продолжает упражнение. Взрослый каждый раз реагирует, подобным образом, если ребенок бьется головой, при этом нельзя прерывать задание, пока оно не закончится. Если ребенок в этот день чрезмерно возбудим, то можно сократить упражнение, но также ребенок должен знать, что за биение головой занятие не прервалось. Данное упражнение необходимо повторять продолжительное время (в течение 2 недель) и взрослый должен отмечать для себя как часто ребенок бьется головой. Важно ребенку уделять много внимания и часто хвалить, если он не бьется головой.

«Оплевывание предметов, людей»

Цель: ребенок должен отучиться от плевания на других лиц

Обучение:

Взрослый организует не трудную игру или задание для ребенка, например, раскладывание картинок лото или рисование кругов. Взрослый вместе с родителями (с мамой или папой) организует общее задание, так, чтобы каждый из взрослых выполнял задание по очереди. Ребенка необходимо посадить рядом с мамой (папой) так, чтобы он имел возможность плюнуть. Каждый раз, когда ребенок плюет, взрослый всовывает ему на мгновение в рот кончик платка, смоченный в растворе табака. Другой вариант: например, ребенок плюет на учебный материал во время занятия. Взрослый не должен реагировать на реакцию ребенка (плевки), продолжая занятие приговаривая: «Хорошо мы сидим, занимаемся!» Взрослый поощряет ребенка словом и жестом: взрослый протягивает руку к ребенку и говорит «Хорошо!» при этом ребенок должен стукнуть по ладошке взрослого своей ладошкой (жест можно отработать заранее на предыдущих занятиях).

«Вскакивание из-за стола во время занятий»

Цель: ребенок должен научиться сидеть за столом во время занятия Обучение:

Важнейшим моментом при проведении данного упражнения является то, что взрослый поощряет примерное поведение ребенка вниманием и похвалой, а не примерное поведение не поощряет вниманием любого вида. Взрослый усаживает ребенка за стол так, чтобы он со своего места мог дотянуться только до того пособия, с которым будет заниматься сейчас. Если он встает, то взрослый игнорирует это действие полностью. Взрослый не зовет и не смотрит ему вслед. Когда ребенок вернется, взрослый смотрит на него, улыбается и говорит: «Хорошо мы сидим и занимаемся». Если ребенок попытается взять что-нибудь из учебного материала, не в положении сидя, то взрослый не разговаривает с ребенком. А вместо этого убирает пособие в сторону подальше от ребенка. Пособие не дается пока ребенок не сядет на свой стул. Взрослый для себя фиксирует, как часто ребенок уходит из-за стола во время занятия.

«Дурачество»

Цель: ребенок должен научиться сохранять спокойствия и направить свои действия в правильное направление.

Обучение:

Во время занятия взрослый игнорирует нелепые выражения ребенка, его дурашливые жесты и гримасы. Он делает вид, что их просто не замечает и не воспринимает. Продолжает делать упражнение, но повторяет свои указания в упрощенной форме. При этом использует только одно или два слова, жестами делает другие указания и направляет движения ребенка в правильное направление, помогая ему рукой. Затем хвалит ребенка, как только он начнет работать, при этом оставаясь невозмутимым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Коррекция поведенческих нарушений у детей"

Предлагаемые упражнения являются примеромтспециальных занятий с детьми. материал данный в пособии можно использовать в удобной последовательности и в нужном объеме....

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Коррекция дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста (О. Г. Приходько)

Цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами — это улучшение разборчивости речевого высказывания, для того чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими....

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста

Сказкотерапия  - это современное направление прикладной психологии, направленное на решение различных проблем с помощью сказки. Сказку можно подобрать под любую сложную ситуацию, в игровой форме ...