Технология интеграции
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Агеева Наталья Борисовна
Технология интеграции как средство формирования математических представлений дошкольников можно тоже отнести к разряду инновационных.
Интеграция – это взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность  образовательного процесса. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технология интеграции

Технология интеграции как средство формирования математических представлений дошкольников можно тоже отнести к разряду инновационных.

Интеграция – это взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность  образовательного процесса.

Интеграция математического развития может осуществляться через различные образовательные направления, в том числе и через речевое развитие.

Формирование грамматических компонентов, развитие лексико-грамматических категорий — наиболее важные и актуальные проблемы у детей, страдающих речевой патологией. В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными.

Дошкольники 5-6 лет при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. В группах, которые посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и повседневно, в ходе различных режимных мероприятий, и на специальных занятиях. (Известно, что аналогичные ошибки встречаются и в речи детей из массовых групп.)

С дошкольниками с ОНР важно проводить занятия на знакомом им материале, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их. Дошкольники при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. В группах, которые посещают дети с (ОНР), эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и повседневно, в ходе различных режимных мероприятий, и на специальных занятиях. С такими детьми  важно проводить занятия на знакомом им материале, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.

Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные) или по родам, падежам и числам (порядковые).

Очевидно, что, занимаясь формированием математических представлений, основной задачей воспитателя является успешное овладение детьми математическими понятиями. Однако, здесь необходимо решать и коррекционные задачи. Совместно с учителем-логопедом развивается словарный запас детей, развиваются навыки связной речи (формирование фразы, объединение их в короткое высказывание и т. д., происходит формирование грамматических конструкций).

 

Нам известно, что у большинства дошкольников логопедических групп  с ОНР наблюдается при употреблении и образовании форме родительного падежа множественного числа существительных, отмечается неправомерное использование окончания -ов- (например, много стулов, пять окнов).

Эта падежная форма наиболее употребительна, именно ее требуют числительные от 5 до 10. Дети, имеющие заключение ОНР, не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительным. Воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять речевые ошибки за исключением тех, над которыми логопед еще не работал с ребенком.

Формируя правильное согласование существительных с числительными, необходимо требовать не только итоговое число, но и добавлять к числительному существительноеНапример, при решении задач ребенок должен ответить, что на поляне стало пять зайцев, а потом шесть зайцев, семь зайцев (воспитатель предлагал ответить на вопрос, сколько зайцев стало на полянке, когда к пяти зайцам прискакал один, затем два, три зайца). На первых этапах работы окончание правомерно произносить утрированно. При стойкой автоматизации полученной речевой модели дети могут называть только итог.

Хочу напомнить, что закрепляются  все эти задачи во всех режимных моментах. При организации дежурства, при подготовке к приему пищи воспитатель задает вопросы«Сколько ложек, вилок, тарелок, салфеток и т. д. ты положил на стол?» Терпеливо дожидается ответа от ребенка, исправляет ошибки и акцентирует внимание на правильном окончании существительного. Такая же работа проводится при всех НОД( рисовании, аппликации, конструировании,лепки) когда речь идет о карандашах, деталях конструктора и заготовках для аппликации.

На первом году обучения целесообразно отрабатывать формы с окончаниями –ок- (марок); -ек- (девочек); -ей- (мячей, -ев- (деревьев); -ов- (голов).

На втором году - повторение усвоенных форм и формы с нулевой флексией (окон).

Так же много ошибок дети с ОНР ДОПУСКАЮТ в употребление  существительных  в сочетании со словами МНОГО-МАЛО и количественными числительными.

 

1. Сочетание наречий МНОГО, МАЛО и числительных от 5 до 10 с родительным падежом существительных (много, мало: 5-10 дверей, веточек);

2. Родительный падеж сочетаний числительных (от 2 до10) с существительными от двух (3-10) дверей, веточек;

3. Дательный падеж данных сочетаний: к двум (3-10) дверям, веточкам;

4. Винительный падеж данных сочетаний с неодушевленными, а потом с одушевленными существительныминапример, вижу два (3-4) карандаша, двух (3-4) бабочек, пять(6-10) бабочек, карандашей);

5. Творительный падеж названных сочетаний, наименее употребляемый в речи дошкольников: двумя (3-10) карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе №2 с технологией интеграции в образовательной области "Познавательное развитие". Тема: "Масленица".

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 73 комбинированного видаПриморского района Санкт-Петербурга       Конспект непосредствен...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий. Интеграция областей: коммуникация, социализация. ОО « Здоровье» с использованием ИКТ.

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА СКАЗКА «

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ТРАНСПОРТ» КОНСТРУИРОВАНИЕ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И...

Технология интеграции игр в образовательном пространстве

Технология интеграции игр в образовательном пространстве...

"Технология интеграции дидактических игр в образовательном процессе ДОО".

Автор статьи пишет, что дидактические игры являются одним из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей, представляют собой многоплановое, слож...