Информационно-коммуникационные техноло-гии в дошкольном образова-нии (И.И.Комарова, А.В.Туликов)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Пчелкина Елена Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании (И.И.Комарова, А.В.Туликов)

 
Цель использования образовательной технологии: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, обеспечение дистанционного взаимодействия с семьей, обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения и группы в частности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_tehnologiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

(И.И.Комарова, А.В.Туликов)

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной работе при подготовке детей к школе.

Цель использования  образовательной   технологии: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, обеспечение дистанционного взаимодействия с семьей, обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения и группы в частности.

Описание порядка использования  (алгоритм применения)  технологии в практической профессиональной деятельности: подбор иллюстративного и демонстрационного материала к занятиям, создание презентаций в соответствии с тематическим планированием, оформление информационных стендов, пространственно-развивающей среды рабочего кабинета.

        Подбор и использование комплекса интерактивных игр и упражнений с целью коррекции отклонений в развитии у воспитанников с ОВЗ.

Информационное сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

Обновление собственного/персонального сайта для диссеминации передового педагогического опыта, информирование родительской общественности об организации и результатах работы с детьми в ДОО.

Результат использования образовательной технологии: повысилось качество освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, качество предоставляемых услуг ДОО.

Наблюдается открытость работы ДОО для всех участников образовательных отношений.

Обогатилось иллюстрационно-информационное сопровождение и содержание ООД.

 Дети стали более заинтересованы в изучении и закреплении познавательного материала.

Накоплена база конспектов ООД, презентаций, дидактических игр с применением ИКТ для изучения и закрепления материала дома и в детском саду.

Одно из перспективных направлений развития коррекционной педагогики – активное использование учителями-дефектологами современных компьютерных технологий. Благодаря включению в занятия компьютерных игр, мультимедийных презентаций, видеороликов у детей повышается мотивация к обучению. Педагогу предоставлена большая база интернет-ресурсов, ему легче вести соответствующую документацию, проводить обработку данных, строить индивидуальные графики речевого развития. Кроме того, расширяются возможности сотрудничества с родителями дошкольников. Однако главной задачей использования ИКТ остается не заменить традиционные средства работы, а дополнить их.

Применение ИКТ в коррекционной работе с детьми дает возможность оптимально решить 7 задач:

• формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;

• способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;

• воспитывать стремление достичь положительного результата;

• развивать высшие психические процессы — память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

• совершенствовать разные компоненты речевой системы;

• осуществлять индивидуальный подход в обучении;

• обучать некоторым элементарным действиям на ПК.

Так, применение презентаций, видеороликов на дефектологических занятиях позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Немаловажное значение имеет и то, что с электронными изображениями можно совершать различные манипуляции (например, делать их крупнее, ярче, реалистичнее), что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.

Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат. В качестве примера в приложении 1 представлены возможные варианты применения мультимедийных презентаций на дефектологических занятиях.

Кроме того, ИКТ позволяют создавать базу интернет-ресурсов для оптимизации деятельности учителя-дефектолога. Так, ссылки с сайтов, которые несут в себе нужную информацию, содержат как теоретические, так и практические материалы, сохраняются в оформленную в электронном виде и разбитую по темам таблицу. Систематизированная в таком виде информация позволяет специалисту путем перехода по гиперссылкам легко находить необходимый материал.

Игры и игровые упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у учителя-дефектолога появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствуют формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремится говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни.

На индивидуальных занятиях с использованием ИКТ у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.

Использование ИКТ в рамках взаимодействия с родителями

Компьютерные технологии стали одной из форм эффективного сотрудничества педагогов и семей воспитанников. Так, в ДОО для родителей создаются игровые электронные презентации, видеоматериалы, которые можно использовать дома для закрепления с ребенком пройденной темы. Это особенно актуально в работе с теми детьми, которые часто пропускают занятия по болезни.

Задача создания и применения разного рода слайд-шоу и видеофрагментов — показать родителям те моменты в речевой практике ребенка, которые непосредственно вызывают затруднения (образцы неправильной речи, а также примеры правильной артикуляции, дыхания, темпа, ритма и т. д.). Кроме этого, семьям предлагаются записи речи детей, фотоотчеты с дефектологических занятий. Возможность использования аудио- и видеоаппаратуры позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению. Кроме того, на сайте ДОО родители могут ознакомиться с материалами (рекомендациями, примерами игр и игровых упражнений), предоставленными учителем-дефектологом.

О положительном отношении к применению ИКТ в дефектологической работе свидетельствуют результаты проводимого анкетирования семей воспитанников (приложение 2).

В данный момент в ДОО разрабатывается мобильное приложение как дополнительная форма взаимодействия с родителями, с помощью которого они смогут оперативно получать необходимую информацию о ходе коррекционного процесса, использовать предложенные учителем-дефектологом рекомендации.

Использование ИКТ в работе, направленной на развитие и коррекцию речи воспитанников, позволяет достичь высоких результатов. Так, сравнивая данные мониторинга речевого развития (диагностика проводилась в конце года) в двух группах, можно сделать следующий вывод: дети из группы, в которой в сочетании с традиционными средствами обучения на дефектологических занятиях применялись ИКТ, показали более высокий результат в преодолении речевых нарушений, чем дети из группы, в которой данные технологии не использовались.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что применение ИКТ является одним из эффективных способов формирования у детей правильной речи и коррекции ее недостатков.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя-дефектолога, поэтому работа педагогического коллектива ДОО ориентирована на разработку комплексной системы занятий с использованием возможностей ИКТ наряду с традиционными приемами и методами, направленными на развитие речевой активности дошкольников и коррекцию у них речевых трудностей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационно - коммуникационное пространство как инновационная составляющая дошкольного образовательного учреждения».

Имеющийся в настоящее время отечественный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса,  управленческих функций,...

Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях современного дошкольного образования.

Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть и дошкольное образование...

Конспект занятия педагога с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей старшего дошкольного возраста “В гостях у Компика”

Цель:Ø    Обучение играм, способствующим развитию внимания с использованием интерактивной доски.Задачи:v   Формирование интереса к миру компьютерных игр у детей, развитие инфо...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя дошкольного учреждения при формировании творческих способностей

Данная презентация является наглядным материалом для воспитателей детских садов.Презентация дает краткую информацию при использовании ИКТ для развития творческих способностей у детей....

Мультимедийная презентация – одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения

Мультимедийные презентации дают нам возможность обмениваться опытом, знакомиться с периодическими изданиями, подбирать необходимый материал для занятий....

Конспект занятия педагога с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей старшего дошкольного возраста “В гостях у Компика”

Конспект  занятия педагога с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей старшего дошкольного возраста “В гостях у Компика”Цель:Обучение играм, способствую...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»Программное содержа...