Деловая игра с педагогами по обучению грамоте
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Данный сценарий поможет провести и разнообразить педагогические часы в ДОУ с помощью деловой игры по обучению грамоте, поможет вспомнить педагогам фонетику.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Подготовка дошкольников к обучению грамоте».
Цель игры: Повышение педагогического мастерства по разделу «Обучение грамоте и звуковая культура речи в работе с дошкольниками».
Жюри: Инна Ивановна и Наталья Анатольевна.
Уважаемые педагоги! Предлагаем разделиться на две команды таким образом.
- Проведите звуковой анализ ваших имен и возьмите соответствующим первому звуку вашего имени цветовые жетоны. Пройдите за те столы, которые обозначены вашим цветом.
Таким образом мы разделились на две команды.
У 1 – команды- имена начинаются на мягк. согл. зв., и гласн. зв.(Команда красно-зелёных)
У 2- команды – на согл. тв. зв.(Команда синих)
1.Разминка для обеих команд:
«Наведи порядок!» игра на проверку фонематического слуха и скорость.
Чья команда быстрее и больше наберёт очков. Один ответ-одно очко. Считает жюри.
Нужно вставить правильное слово.
То ли слово в нижнюю строчку упало,
То ли буква в другое слово попала.
Наведите порядок снова.
Поставьте на место слово!
Стреляет ядрами (мушка).
Печётся в духовке (пушка).
Убегает от кошки (пышка).
Летает по воздуху (мышка).
За мышкой охотится (мошка).
В тарелке манная (кошка).
Наполнена чаем (кашка).
Крыльями машет (чашка).
2. Блиц –опрос
(Задаётся вопрос, отвечают команды кто вперед).
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)
3. Сколько гласных звуков(6)
4. Сколько согласных букв? (21)
5. Сколько согласных звуков(36)
6. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы-Ъ,Ь).
7. Назовите особенные гласные буквы. Объясните, почему они особенные. (ёеюя)
8. Назовите согласные, которые всегда мягкие? (ч,щ,й)
9. Назовите согласные, которые всегда твёрдые (шжц)
3. Звуковой анализ слов.
Команды получают слова и выполняют звуковой анализ с помощью символов звуков-квадратов, обозначая количество слогов, ударный слог, количество безударных гласных, необходимо написать транскрипцию этих слов, назвать слоги слияния, назвать количество звуков и букв. Объснить свои действия.
- Ёжики [й,ожык,и] , 3 слога слияния йо-жы-ки, первый слог ударный, 2 безударных слога, 5 букв, 6 звуков.
- 2- дерево [д,эр,ива] , 3 слога слияния, первый слог ударный, два-безударных, 6 букв, 6 звуков.
Очки: пять очков-всё верно
4 очка- 1 ошибка.
3 очка- 2 и более ошибок.
4. Игра – Волшебный мешочек. 1 ответ-одно очко
Отвечает один из команды. Вытягиваете из мешочка задание для своей команды, если ответить не можете задание передается соперникам.
-Придумайте ПЯТЬ одушевлённых слов-предметов на звук [С]
-Придумайте 5 слов-признаков на гласный звук
-Придумайте 5 неодушевлённых существительных на звук [П]
-Придумайте 5 слов-действий на согласный твердый звук
-Составьте такое предложение из пяти слов, чтобы все слова в нём начинались на букву П.
-Составьте три словосочетания с существительными с йотированными гласными
5. Игра для капитанов команд.
Поработайте волшебниками. Заменяя каждый раз в слове только одну букву, превратите за несколько ходов:
Час в год или мышку в кошку: час-чад-гад-год, мышка-мошка-кошка
Час в век или козу в лису: час-бас-бес-вес-век, коза-коса-киса-лиса.
6. Найди ошибку. На ваших столах имеются листки с заданиями. Ознакомьтесь с ними и исправьте ошибку педагога.
1-к.
Задача1:
Педагог: «Ребята, придумайте слова, в которых есть звук е».
Дети: «енот, колье, заяц»
Педагог: «Правильно».
Задание: Найдите ошибку, исправьте.
Задача2:
Педагог: «Ребята, придумайте слова, в которых есть звук [Б]».
Ребенок 1: «Банка»
Педагог: «Правильно»
Ребенок 2: «Забор»
Педагог: «Правильно»
Ребенок 3: «Кубик»
Педагог: «Правильно»
Ребенок 4: «Береза»
Педагог: «Правильно»
Задание: Найдите ошибку, исправьте.
2-к.
Задача1:
Педагог: Ребята, среди данных слов найдите слова с четырьмя звуками.
(пьют, пень, ёлка, спит, поёт)
Дети: Во всех словах четыре звука.
Педагог: ?.
Задание: Правы ли дети? Объясните ответ.
Задача2:
Педагог: «Сейчас мы разделимся на 3 группы по 3 человека. Первая группа будет придумывать слова, в которых звук [Ж] находится в начале, вторая группа — слова, в которых звук Ж расположен в середине, а третья группа — слова, оканчивающиеся на звук Ж».
Группа 1: «Жара, желудь, жемчуг»
Педагог: «Правильно»
Группа 2: «Кожа, поклажа, ёжик».
Педагог: «Правильно»
Группа 3: «Нож, ёж, витраж»
Педагог: «Правильно»
Задание: Найдите ошибку, исправьте.
Наконец, хочется поделиться опытом по работе с дошкольниками старшего возраста со звукобуквенными схемами.
Попробуем все вместе решить кроссворд.
См. Приложение.
15 синих, 9 красных, 2 (5) зелёных-по именам и для звукобуквенного анализа, либо маркеры.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте, важнейшей составляющей которой является звуко-буквенный анализ слова. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота».
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определённом языке. Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и смысл текста. Обучающийся грамоте человек учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этих определений, считается правильным, использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».
Дети постигают определённую систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные, согласные звуки. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, слова на слоги, составляют слова из звуков, предложения из слов, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определённую ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Таким образом, готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как речевой слух, чёткая артикуляция звуков (что обеспечит правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков), умение соотносить звук с буквой, выработка точных движений рук, глазомера, чувства ритма.
При обучении грамоте формируем у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук», «буква». Давайте разберёмся в этих понятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Просвещение педагогов через изучение методики развития речи и обучение методам разучивания"
Эта игра для воспитателей всех возростных групп имеет цель уточнения знаний и умений педагогов по методике развития речи детей по обучению заучивания....
Деловая игра для педагогов «Повышение уровня знаний педагогов по дорожной грамоте»
Представлена деловая игра для педагогов для повышения уровня их педагогической компетенции по ПДД...

Деловая игра "Преемственность содержания по обучению грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников"
Деловая игра "Преемственность содержания по обучению грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников"...

Деловая игра для педагогов «Подготовка дошкольников к обучению грамоте»
Вниманию коллег предлагается сценарий деловой игры организованной учителем-логопедом для педагогов...

Деловая игра для педагогов "МЫ-ГРАМОТЕИ"
В ходе активного взаимодействия во время деловой игры есть возможность дать педагогам больше информации, активизировать их творческий потенциал.С этой целью в детском саду была проведена деловая игра ...

Презентация к деловой игре для педагогов "МЫ- ГРАМОТЕИ"
Презентация к деловой игре для педагогов "МЫ- ГРАМОТЕИ"...



