Деловая игра "Просвещение педагогов через изучение методики развития речи и обучение методам разучивания"
консультация по развитию речи на тему

Начинкина Надежда Анатольевна

Эта игра для воспитателей всех возростных групп имеет цель уточнения знаний и умений педагогов по методике развития речи детей по обучению заучивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         ГБОУ г. Москвы СОШ №1738

                                                                         Имени авиаконструктора Миля

                                                                         (Дошкольное подразделение)

                                                          Деловая игра для воспитателей

   «Просвещение педагогов через изучение методики развития речи и обучение методам разучивания.»

                             Подготовила и провела воспитатель

                             Начинкина Надежда Анатольевна

                                                      2913-2014 учебный год

Цель: уточнение знаний и умений педагогов по методике развития речи детей по обучению заучивания.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники: - педагоги всех возрастных групп.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа: 

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

Методическое обеспечение:

1. Методы активного обучения:

- дискуссия;- имитационные;- игровые методы.

План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап (5 минут).

2. Содержательный этап (10 минут).

3. Игровой этап (55 минут).

4. Заключительный этап (10 минут).

Ход деловой игры

1. Мотивационно – организационный этап.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и обучения методам разучивания у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Хотите принять участие в нашей деловой игре?

Воспитатели встают в круг. Нужно передать мяч и сказать пословицу, поговорку:

Капля и камень долбит.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Не плюй в колодец-пригодится воды напиться.

Мал, да удал.

Два сапога-пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Мал язык, да всем телом владеет.

Рыбак рыбака видит из далека.

Щи да каша-пища наша.

Лес рубят-щепки летят.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Один в поле не воин.

Век живи, век учись.

Что с возу упало, то пропало.

Палец слаб, а кулак силён.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Скороговорки:

Как у горки на пригорке жили 33 Егорки.

На скамеечки у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова-не руби дрова на траве двора.

У маленькой Сани сани едут сами.

Король-орёл, орёл-король.

У ежа-ежата, у ужа-ужата.

Черепа, не скучая, час сидит за чашкой чая.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У гусыни усов ищи, не ищи-не сыщешь.

Волки рыщут, пищу ищут.

У ёлки иголки колки.

Клади в угол уголь.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вёз воду из водопровода.

У Фани фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней семеро уселись сами.

Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.

Пришёл Прокоп-кипел укроп. Ушёл Прокоп-кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из простокваши.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да переколпаковывать.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2. Содержательный этап

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека.

 Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! А современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая.

В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания:

 1) непроизвольное запоминание, т.е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека;

 2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить [1].

С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, существуют

уровни запоминания:

1.выполненные движения,

2.пережитые чувства и эмоциональные состояния,

3.образы вещей,

 и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести 4.смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

         По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4-5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

На что нужно обращать внимание.

  • Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики (детей привлекают звуки). Чтобы ребенок хорошо запоминал рифму, его нужно познакомить с «мелодией» стихотворения. Не зря существует так много потрясающих авторов детских книжек- потешек, которые мы читаем нашим малышам еще с пеленок: «Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку», «У меня живет козленок» и многие др. Они активизируют слуховое внимание ребенка,  и мы даже не замечаем, как подрастая, ребенок, еще не умея говорить, уже топает ножкой, на словах «…мишка рассердился и ногою топ!». Все это является хорошей базой для дальнейшей успешной работы по заучиванию стихов.
  • В возрасте 4-5 лет начинает развиваться память ребенка, поэтому этот возраст является более благоприятным для заучивания стихов.
  • На запоминание и воспроизведение стихотворений оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, и конечно важно само содержание поэтического текста. Поэтому не следует заучивать с 5-летним ребенком отрывки из произведений И. А. Крылова или Т.С. Тургенева. Лучше выбирать для этих целей, наиболее интересную для ребенка, детскую поэзию (А. Барто, К. И. Чаковский и др.).  При этом необходимо обращать внимание и на психомоторику ребенка: активным деткам лучше предлагать веселые, ритмичные стихи, а спокойным - плавные, спокойные.
  • Никогда не учите с дошкольниками стихи просто так. Ребенка обязательно нужно замотивировать: « Давай выучим стихотворение в подарок бабушке?».
  • Обращайте внимание ребенка на содержание стихотворения. Обсудите его. Прочувствуйте его настроение. Прочитайте его ребенку в нужном эмоциональном ключе, с выражением. Только так ребенок сможет прочувствовать, проникнуться к нему.
  • Еще одним важнейшим аспектом заучивания, является методика запоминания. У всех людей есть ведущий анализатор ( зрительный, слуховой, вестибулярный (в данном случае двигательный), осязательный ( в данном случае тактильный) и др. В зависимости от того, какой именно анализатор является ведущим у вашего ребенка, будет зависеть и методика успешного обучения заучивания наизусть. Давайте рассмотрим каждый из них.

Методы заучивания наизусть, с учетом ведущего анализатора.

  1. Визуальный метод заучивания. (Зрительный анализатор)

Всем деткам присуще наглядно-образное мышление. Нарисуйте план стихотворения (можно в виде мнемотаблицы). Так ребенок, при ведущем развитии зрительного анализатора, будет легче запоминать услышанное. После того, как у ребенка получилось рассказать стихотворение с опорой на изображение, схему рисунка можно убрать, и предложить ребенку рассказать его уже самостоятельно.

  1. Двигательный метод заучивания. (Вестибулярный анализатор)

Есть детки, у которых ведущим является кинетическое ощущение. Им, как правило, для лучшего выполнения задания все нужно потрогать. Здесь можно использовать различные предметы. Например: на каждую строчку стихотворения ставить кубик (выстраивая домик или паровозик). Можно использовать горошки (выкладывая на тарелочку) или различные логопедические игры-шнуровки (нанизывание на нитку деревянных бус и пр.) Здесь помимо работы по заучиванию к ребенка дополнительно развиваются тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

  1. Слуховой метод заучивания. (Слуховой анализатор)

Этим способом пользуется большинство родителей. Сначала ребенок слушает, далее проговаривает вместе со взрослым, затем повторяет самостоятельно, а потом стихотворение снова повторяет взрослый.  Здесь важно обращать внимание ребенка на ритм стихотворения. Выделяйте голосом слова – рифмы. Таким образом, часть за частью ( по 2, 4 строчки) выучивается весь материал.

    Кроме указанных методов заучивания, основанных на ведущих видах анализаторов, существует еще

        4. логический метод заучивания стихотворений. Он редко используется в заучивании стихотворений, но рассмотрим и его. Смысл данного метода заключается в том, что после предварительной работы взрослый читает ребенку 2 строчки стихотворения и предлагает ему рассказать своими словами, что было дальше. С момента остановки ребенка продолжение читает взрослый, а потом вновь просит рассказать продолжение самостоятельно. Далее ребенку уже предлагается вспомнить точные слова автора.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель при заучивании стихотворений с детьми:

1.вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,

2.помочь понять содержание в целом и отдельных  трудных мест и слов,

3.обеспечить запоминание,

4.научить выразительно читать перед слушателями,

5.воспитывать любовь к поэзии.

6.помочь овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация)- выработке четкой дикции.

Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.

Приёмы, способствующие лучшему запоминанию стихов

1обыгрывание;

2досказывание (дети досказывают рифмующиеся слова);

3.чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

4.частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четверостишие, драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

5.воспроизведение игровых стихов методом игры:  

  •  «Передай другому» (дети собираются в круг, воспитатель читает стихотворение и раздает каждому по одной строчке. Ребенку нужно запомнить и повторить, дотронуться до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего. При этом стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: дети с хорошей памятью получают длинные строчки, с плохой - короткие) и др.

Для повторения ранее заученных стихотворений:

  • Упражнение «Угадай - ка» (ребенок должен разгадать, т.е. прочесть наизусть загаданное стихотворение)
  • Игра «Загадочное письмо» (кто – либо из детей читает знакомое стихотворение, кто – то рисует схемы, в которых зашифровывает его, водящий по схемам должен узнать прозвучавшие стихи

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем:

 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших. В среднем дети заучивают в течение месяца 1-2 стихотворения (на занятиях).

Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.

С теми, кто хочет, воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом для группы. Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.

 Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений:

  1. образец выразительного чтения,
  2. пример выразительного чтения ребенка,
  3. оценка чтения,
  4. подсказ нужной интонации.

Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.

С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

 Структура занятий

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст.

 Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.

 Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.

Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи.
Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.

  1. . 

Мы попадаем на страницу «Разминочная»

Объединившись в группы по параллелям: воспитатели младших, средних, старших и подготовительных к школе групп, вашему вниманию будет предложен белоснежный цветок – ромашка. Предлагаю каждой группе сорвать один листок.

 Записать приёмы, соответствующие каждому из 3х методов ознакомления детей с литературой.

Вам необходимо подобрать к каждому из них приемы.

Словесный                1.Чтение произведения 
                                    2.Вопросы к детям по содержанию произведений 
                                    3 Пересказ произведения 
                                    4 Заучивание наизусть 
                                    5Выразительное чтение 
                                    6Беседа по произведению 
                                    7Прослушивание грамзаписи 

Практический                   1 Элементы инсценировки 
                                            2Игры-драматизации 
                                            3Дидактические игры 
                                            4Театрализованные игры 
                                            5Использование разных видов театра 
                                            6Игровая деятельность 

Наглядный                       1Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
                                           2Элементы инсценировки 
                                           3Движение пальцами, руками 
                                           4Схемы 
                                           5Алгоритмы 
                                           6Просмотр видеофильмов, диафильмов 
                                           7Оформление выставки

Игровой этап

Игра «Стань поэтом» Команды отрывают у цветка по лепестку и придумывают рифмы к незаконченному предложению.

  1. Шла корова по луне……. Сварен суп из топора….
  2. Оторвали хвост собаке….Килька плавала в томате…
  3. Стрекоза на шляпу села…Мы спросили попугая…

Упражнение «Сочиняем стихи» Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):

  • Утром настроение плохое,   Глаз накрасить не могу никак…
  • После смены я решила        
  •               Быстренько уйти домой…
  • Родители, часто сердясь и бранясь,    
  •              С ребенком теряют душевную связь…

Задание «Напиши конспект»

Предлагается составить конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. .

Средняя группа-

Старшая группа- Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».

Подготовительная группа-Разучивание стихотворения С. Есенина «Берёза»

Обсуждение конспектов.

Задание «Узнай стихотворение!»

Каждой группе предлагается мнемотаблица стихотворения. Воспитатели должны назвать название зашифрованного стихотворения и его автора.

Заключительный этап. Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

 Упражнение «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста доскажите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате:

Я научилась...
Я узнала, что...
Я нашла подтверждение тому, что...
Я обнаружила, что...
Я была удивлена тем, что...
Мне нравится, что...
Я была разочарован тем, что...
Самым важным для меня было...
Мне сегодня... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра: «Знатоки методики развития речи детей дошкольного возраста». ( педагогический совет)

 активизировать деятельность педагогов;  способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;  совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности. ...

Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Деловая игра для педагогов                                                ...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....

Песочная терапия как эффективный метод изучения уровня развития речи детей дошкольного возраста

В статье доказывается эффективность  применения метода песочной терапии (игры с песком, игровое моделирование на песке) как элемента известной в совреме...

Проведение семинара по обучению воспитателей методике развития речи

Семинар для воспитатетлей по методике развития речи в рамках школы Молодого воспитателя...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Деловая игра «Обеспечение оптимальных условий для развития речи детей, используя современные формы и методы работы»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...