Песочная терапия как эффективный метод изучения уровня развития речи детей дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

 

       В статье доказывается эффективность  применения метода песочной терапии (игры с песком, игровое моделирование на песке) как элемента известной в современной педагогике технологии арттерапии  при логопедическом обследовании детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия как эффективный метод  изучения  уровня развития речи детей

 

       Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в МАДОУ № 51 «Вишенка» в 2019 году были организованы впервые. В эти группы переводились дети из других детских садов города с целью получения коррекционной помощи учителя-логопеда и педагога-психолога. Дети тяжело переносили расставание со сложившимся детским коллективом и нелегко «вживались» в новый коллектив: другой детский сад, новые воспитатели, да еще и специалисты сразу же стали водить их по разным кабинетам. Специалистам необходимо проводить первичное обследование. А как заинтересовать детей, сделать так, чтобы они сами с нетерпением ждали встречи с логопедом.

       Добиться заинтересованности детей в логопедических занятиях, установить контакт с каждым ребенком помог элемент известной и широко применяемой  в современной педагогике технологии арттерапии – песочная терапия (игры с песком, игровое моделирование на песке)

        Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально провели тестирование, попросив детей создать свою композицию из различных фигурок и описать ее словами. Дети рассматривали это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Во время рассказа ребенка логопед отмечает навыки звукопроизношения, уровень развития связной речи и лексико-грамматических категорий. Также во время расставления, передвижения фигурок можно выявить уровень развития мелкой моторики.

  Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет творчество, фантазию. И он не боится, что кто-то разрушит его композицию, сюжет. Чаще всего он сам разбираем созданное им, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому сюжету. И так может повторяться несколько раз.

Отслеживание уровня развития активного словаря и связной речи с помощью моделирования композиции на песке

Ребенку даются словесные инструкции и фиксируются результаты:

 - расставь предметы на песке и составь рассказ;

- закончи предложение;

- найди похожие предметы и скажи, чем они отличаются;

- как назвать все эти предметы одним словом и т.д. в зависимости от предложенных ребенку предметов.

 

     Таким образом, можно сделать вывод, что метод песочной терапии эффективен не только во время проведения образовательной деятельности в течение учебного года, но и во время знакомства с ребенком, при диагностических мероприятиях, т.к. песок - это:

-  замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки;

-  интересная предметно-игровая среда;

-  прекрасный материал для творческой деятельности;

 - необычное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения);

- дидактическое средство для развития связного высказывания у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией"....

Песочные игры как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

laquo;Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развити...

Консультация для родителей на тему :"Песочная терапия, как эффективное средство развития речи детей 5-7 лет"

Игры с песком -это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Игры с песком являются одним из самых любимых увлече...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность песочной терапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.Д...

«Песочная терапия, как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Песочная терапия – игра с песком как способ развития речи ребёнка....