Картотека дидактических игр для детей с задержкой психического развития
картотека по коррекционной педагогике

Аболенцева Елена Николаевна

Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_di_dlya_detey_s_zpr.docx56.55 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕНА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции
  • «Возьми шарик»

Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование: Воздушные шары.

Ход игры: Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.

  • «Идите ко мне – бегите ко мне»

Цель: Обратить внимание детей на значение глаголов «иди» и «беги», учить их слушать и понимать речевую инструкцию.

Ход игры: Взрослый располагает малышей около одной из стен комнаты, а сам отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне», манит их руками. Если дети бегут, обнимает их, хвалит. Если же они идут, он останавливает их, повторяет инструкцию, побуждая каждого бежать. Потом он отходит к другой стене, и игра повторяется. В третий раз инструкция меняется («идите ко мне»).

  • «Возьми, положи, брось»

Цель: Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование: мячи по количеству детей, корзина.

Ход игры: Дети садятся в круг. Педагог раздает детям мячи и ставит корзину в центр круга. По команде «Возьми» дети берут мячи в руки, «Положи» – дети кладут мячи на пол, «Брось» - дети бросают мяч в корзину.

  • «Возьми, кати»

Цель: Продолжать учить детей слушать и действовать по речевой инструкции, дифференцировать глаголы «возьми», «кати».

Оборудование: Воротца, шарик, машина, мяч.

Ход игры: Перед ребенком на стол ставят трое воротцев. Перед одним ставится машина, перед другим – шарик, перед третьим – мяч. Педагог указывает жестом на машину и говорит ребенку: «Кати», помогая ему выполнить задание, затем то же говорит, показывая на шарик. Затем, указывая на мяч, просит: «Возьми». Игра повторяется, а действия по тем же инструкциям варьируются. Например, показывая на машину, педагог говорит: «Возьми», на шарик – «Кати» и т. д., т. е. необходимо избегать ориентировки на порядок действий.

  • Формирование представлений о себе и о других
  • «Расскажи о себе»

Цель: Закреплять представления детей о своем внешнем виде; учить использовать зеркало при описании своей внешности, назывании частей тела и лица; уточнить их функции.

Оборудование: Зеркало, фотографии, кукла.

Ход игры: Педагог предлагает ребёнку посмотреть в зеркало и ответить на вопрос: «Кто это в зеркале?». Затем ребёнку предлагается найти себя на общегрупповой фотографии: «Найди себя на фотографии. А как ты себя узнал?». Затем ребёнку снова предлагается посмотреть в зеркало и рассказать о себе: «Посмотри в зеркало и расскажи какой(ая) ты?»; «Для чего нужны нос, пальцы…»

Если ребёнок не показывает части тела и лица на себе, то педагог предлагает показать их на кукле.

  • «Бросай мяч»

Цель: Учить детей называть своих сверстников по имени.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог предлагает каждому ребёнку ловить, а затем бросать мяч кому-нибудь из детей, но вначале назвать сверстника по имени: «Лови, Маша». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не назовут имя своего сверстника по группе.

  • «Найди картинки»

Цель: Уточнить представления детей о внешнем виде людей в различных социальных ситуциях; животных и прочее.

Оборудование: Сюжетные картинки.

Ход игры: Педагог раскладывает сюжетные картинки на полу и предлагает рассмотреть их детям. Затем отводит детей в сторону и загадывает загадку. Дети должны найти соответствующую загадке картинку.

  • «Что чувствует девочка?»

Цель: Закрепить у детей умение дифференцировать эмоциональные состояния; устанавливать связь выраженного эмоционального состояния с причиной, его вызвавшей.

Оборудование: Сюжетные картинки.

Ход игры: Педагог проводит с детьми беседу, задает им вопросы: «Когда вам бывает радостно (грустно)? А когда вам радостно (грустно), что вы делаете?». После беседы педагог предлагает рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы. Последовательность вопросов к каждой картинке строится с учетом степени сложности – от общих к уточняющим «Посмотрите на эту картинку, что здесь изображено? Что здесь происходит? Что делает этот мальчик? Что делает эта девочка? Как ты догадался, что она радостная, веселая?»

  • «Угадай, кого не стало»

Цель: Продолжать закреплять умение детей называть имена своих сверстников по группе.

Ход игры: Дети стоят полукругом вокруг педагога. Взрослый предлагает каждому ребёнку внимательно посмотреть на всех детей и запомнить их. Затем педагог выбирает одного из детей и говорит о том, что он «водящий», завязывает ему глаза, в это время другой ребёнок прячется. После чего все дети хлопают в ладоши и дружно говорят: «Угадай, кого не стало». «Водящему» развязывают глаза, и он должен назвать имя ребёнка, который спрятался. После того как «водящий» назвал имя ребёнка, который прятался, все дети хлопают в ладоши и говорят: «Коля, Коля, выходи!»

  • «Наши помощники»

Цель: Закрепить представления детей о функциональном назначении глаз, ушей, рта, рук, ног; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: предметы и игрушки, картинки, повязка.

Ход игры: Педагог говорит: «Сегодня будем играть и узнавать, какие у человека есть помощники. Кто же они?»

По предложению педагога дети берут игрушку из мешочка и называют ее цвет, затем детям предлагается закрыть глаза, взять игрушку из мешочка и сказать какого она цвета.

На вопрос педагога, что же помогает узнать вещь, дети сами делают вывод, что они узнают тогда, когда смотрят глазами.

Подобные игровые действия проводятся и на другие части тела. В конце игры педагог сообщает о бережном отношении к своему здоровью.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  • Развитие хватания
  • «Поймай мяч»

Цель: Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Оборудование: Надувной мяч яркой расцветки, веревка, леска для подвешивания мяча.

Ход игры: Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят ребёнка поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками.

  • «Прокати шарики через воротца»

Цель: Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Ход игры: Педагог с ребёнок садятся напротив друг друга. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца. Педагог берет один шарик и прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно.

  • Развитие соотносящих действий
  • «Пирамидки»

Цель: Учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивая зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

Оборудование: Пирамидки разной величины и формы, схемы

Ход занятия: Детям раздаются пирамидки и схема. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.

  • «Закрой коробки»

Цель: Учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обоих рук; формировать целенаправленное внимание, учить действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.

Оборудование: По две коробки с плотно прикрывающимися крышками (круглой и квадратной) на каждого ребенка.

Ход игры: Педагог раздает каждому по две коробки и снимает с них крышки, после просит детей подобрать крышки к своей коробке.

  • Развитие моторики кистей и пальцев рук
  • «Каждому пальчику - шапочку»

Цель: Учить детей целенаправленно выделять отдельно каждый палец

Оборудование: Цветные наперстки каждому ребенку (по 5 наперстков), схемы.

Ход игры: Педагог предлагает каждому ребёнку поочерёдно надевать наперстки на каждый палец руки, уточняя названия каждого: «Это мизинец, это безымянный… и т.д.». Затем взрослый предлагает схемы. В конце игры взрослый просит показать по называнию пальцы.

  • «Будь внимательным»

Цель: продолжать учить детей выполнять действия руками по подражанию взрослому; развивать внимание.

Ход игры: Педагог говорит «Кулак» - сжимает обе руки в кулак и предлагает детям сделать так же, «Ребро» - ставит ладонь на ребро, «Ладонь» - кладет ладонь на стол. Затем педагог ускоряет команды. Как только дети усвоят игру, подключаем пальчиковые гимнастики.

  • «Теневой театр»

При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных.

Оборудование: экран, настольная лампа

  • «Шнуровка»

Цель: Продолжать учить продевать тесьму в отверстие по образцу, либо по собственной инициативе; развивать мелкие движения, целенаправленность действий.

Оборудование: Игровое поле, тесьма, схемы.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей на то, что тесьма протягивается в свои прорези. Затем педагог раздает детям полотна с тесьмой, схемы по необходимости. Педагог следит за правильностью выполнения действий.

  • «Поймай рыбку»

Цель: Развивать у детей сгибательные и разгибательный движения рук.

Оборудование: Пластмассовые рыбки, аквариум 2шт, сачки.

Ход игры: Педагог предлагает детям перенести пойманных сачком рыбок перенести в аквариум. Условия задания усложняются в зависимости от возраста детей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

  • РАЗВИТИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
  • «Что катится, что не катится»

Цель: Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование: Воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета.

Ход игры: Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим детям прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному – кубик, другому – шарик. Затем детии обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».

  • «Сделай картинку» (по типу доски Э. Сегена)

Цель: Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Оборудование: Две доски (на каждой по 2–3 прорези); деревянные фигурки, по форме соответствующие прорезям.

Ход занятия: Педагог кладет перед ребенком первую доску (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на ней нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы, перемешивает их и просит ребенка снова составить из них картинки, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Вторая доска дается без клеток. Ребенку нужно сначала вложить все фигурки на места, а потом рассказать, что у него получилось.

  • «Ищи и находи»

Цель: Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию, развивать внимание и запоминание.

Оборудование: Игрушки разной формы.

Ход игры: Педагог заранее раскладывает в групповой комнате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Когда дети принесут предметы и положат их на стол педагога, они садятся на места. Взрослый рассматривает с детьми принесенные предметы и оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

  • «Протолкни шары» (кубы, бруски)

Цель: Учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.

Оборудование: Коробки, в каждой из которых по 4–5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.

Ход игры: Педагог раздает детям коробки и геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в свое отверстие. Педагог обходит детей, смотрит, как они действуют, просит пробовать и показывает, как это делать.

  • «Построй ворота»

Цель: Обратить внимание на высоту и ширину предметов, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».

Оборудование: Строительный материал, машины разной величины.

Ход игры: Педагог показывает машину и предлагает детям построить для нее ворота. Дети строят ворота, и педагог прокатывает через них машинку. Затем педагог берет новую, высокую машину (подъемный кран) и предлагает прокатить ее через ворота. Дети катят машину, ворота падают. Педагог спрашивает, что надо сделать, чтобы машина прошла в ворота, стараясь навести на мысль о постройке новых, высоких ворот.

  • «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Оборудование: Трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон), клетки для них из картона, наборное полотно.

Ход игры: Педагог рассказывает детям, что в зоопарк привезли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое место. Ставит в наборное полотно две клетки – самую маленькую и чуть побольше – и достает два трафарета – зайца и лису. Кто-либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством педагога отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выставляет еще две клетки – для волка и тигра. Оказывается, что они больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.

  • «Спрячь мышку от кошки»

Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; продолжать знакомить с названиями цветов.

Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета с прорезями для дверей; картонные двери тех же цветов, что и домики; игрушечная кошка и плоскостные изображения мышек.

Ход игры: На столе разложены три-четыре домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка, она пищит и просит спрятать ее от кошки. Педагог прячет мышку в один из домиков и объясняет, что надо закрыть дверь, а то кошка найдет мышку. Обыгрывает этот момент: берет одну из дверей (цвет не подходит) и прикладывает к домику. Затем ищет дверь такого же цвета, как дом. Наконец находит дверь нужного цвета, закрывает мышку и обращает внимание на то, что двери не видно: она слилась с домиком. Выбегает кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит. Появляется другая мышка. Ее прячет ребенок. Игра повторяется.

  • «Что бывает такого цвета»

Цель: Соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.

Оборудование: Наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты, ягоды, картинки с изображением животных, картинки с изображением предметов.

Ход игры: На столе у педагога лежат предметы различных цветов. Дети рассматривают предметы и называют их цвет. Потом педагог закрывает все салфеткой, достает цветовые карточки, поворачивает их тыльной стороной и предлагает трем детям взять по одной карточке. Дети называют предметы соответствующие цвету своей карточки. Все предметы при этом закрыты салфеткой. После салфетку снимают и проверяют правильность ответов детей.

  • «Поставь правильно»

Цель: Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади, сбоку; продолжать развивать внимание; уточнять представление о предмете.

Оборудование: Объемные предметы, имеющие резко различный вид спереди и сзади или спереди и сбоку, карточки с изображением предметов с различных сторон.

Ход игры: Педагог берет одну игрушку и рассматривает ее с ребенком в разных положениях – сначала спереди, потом сзади. Затем педагог показывает ребёнку карточку предмета и предлагает ему поставить предмет так, как изображено на карточке.

  • «Спрячем и найдем»

Цель: Продолжать учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Оборудование: Разные игрушки (яркие, красочные и окрашенные в спокойные тона).

Ход игры: Педагог показывает детям яркую игрушку, говорит, что сейчас он спрячет ее, а потом дети будут искать. В следующий раз прячется неяркая игрушка в другом месте, а комната осматривается с другой стороны. Когда дети научатся находить игрушку, спрятанную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.

  • «Угадай, кто за кем»

Цель: Продолжать формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»; познакомить со словом «заслонять».

Оборудование: Разные игрушки.

Ход игры: Педагог просит детей посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их несколько в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. Если кто-то из ребят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.

  • «Чудесный мешочек»

Цель: Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование: Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры: Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Педагог показывает один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке.

  • «Найди картинку»

Цель: Соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение.

Оборудование: Набор предметов-игрушек и их изображений, «чудесный мешочек».

Ход игры: Педагог предлагает кому-либо ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. Ребенок показывает нужную картинку, не называя предмета, и педагог просит всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет, а ребенок достает его из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.

  • Развитие слухового восприятия
  • «Кто что слышит?»

Цель: Учить детей обозначать словом звуки – стучит, звенит, шуршит, играет, трещит, льется и др; развивать внимание, сообразительность.

Оборудование: Различные предметы, аудиозапись.

Ход игры: Педагог сообщает детям, что они будут называть звуки, которые услышат.

В конце занятия педагог обращает внимание детей на звуки окружающей действительности.

  • «Шумящие коробочки»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, слуховую память.

Оборудование: Коробочки от 4-8 штук, наполненные крупой.

Ход игры: На столе у взрослого находятся коробочки. Педагог просит ребёнка рассмотреть и назвать чем они отличаются. Коробочки издают шум: одни – громкий, другие - тихий. Далее педагог просит найти одинаковые по шуму коробочки. После коробочки открываются и дети обнаруживают какие крупы шумят громко, а какие тихо.

  • «Кто тебя позвал»

Цель: Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Дети сидят на полу. Педагог вызывает ребёнка и просит его закрыть глаза и угадать по голосу, кто из детей его позовет. Дети называют имя ребёнка. Если ребенок отгадает, то выходит тот, кто звал его. В противном случае он продолжает «водить»

  • Развитие вкусовой чувствительности
  • «Что куда подходит?»

Цель: Учить детей дифференцировать продукты питания по вкусовым признакам

Оборудование: предметные картинки с изображением различных продуктов питания: кислое, сладкое, соленое, горькое.

Ход игры: Педагог показывает детям предметные картинки и предлагает разложить их в соответствии с вкусовыми признаками. При затруднении педагог уточняет, какой продукт на вкус. В конце занятия педагог обобщает: тут – все, что сладкое и т.д.

  • «Загадки»

Цель: Формировать целостное представление детей о продуктах питания.

Оборудование: Сюжетные картинки с изображением продуктов питания

Ход игры: Педагог предлагает детям загадать загадку о каком либо продукте по схеме форма-цвет-вкус-место произрастания.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

  • «Протолкни «все такие»

Цель: Учить подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других; формировать первичное обобщение – «все шарики», «все кубики», «все большие», «все маленькие».

Оборудование: Коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга, квадрата, треугольника, объемные геометрические формы (шары, кубы, треугольные призмы), предметы этих же форм.

Ход игры: Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью, а другому – с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все, что можно протолкнуть в данную коробку. Ребенок отбирает фигурки среди лежащих на столе.

  • «Сделай целое»

Цель: Формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.

Оборудование: Разрезные картинки из 2–6 частей с разной конфигурацией разреза.

Ход игры: Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат), педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой – посторонний. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педагог помогает ему провести сравнение, используя обводящее движение. Затем предмет называется.

  • «Достань шарики»

Цель: Продолжать анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи.

Ход игры: Педагог показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог говорит: «В воду упали шарики, надо их достать». Недалеко от банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям предоставляется возможность пробовать эти предметы-орудия, важно, чтобы они самостоятельно убедились в выборе более подходящего орудия. При необходимости педагог показывает действие с черпачком.

  • «Что случилось»

Цель: Учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.

Оборудование: Сюжетная картинка.

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинку и спрашивает что случилось и почему. Если ребёнок не может объяснить, то педагог задает наводящие вопросы.

  • «Достань игрушку»

Цель: Учить решать многофазовые практические задачи, соблюдая конечную цель.

Оборудование: Игрушка в целлофановом пакете, стул, ящик со строительным материалом.

Ход игры: Педагог предлагает ребёнку достать мешочек с игрушкой, висящий так, что, стоя на полу, ребёнок не может его достать. Для этого ему надо использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание на конечной цели.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО

ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

  • Ознакомление с предметным миром
  • «Найди такую же»

Цель: Учить сравнивать игрушки, находить в них признаки сходства и различия; понимать правила игры; воспитывать интерес к действиям с игрушками.

Оборудование: Разные парные игрушки.

Ход игры: Педагог заранее расставляет игрушки по группе, затем дает детям мешочек с игрушкой и просит найти такую же. Взрослый говорит: «Будьте внимательны! Посмотрите в мешочки и запомните свои игрушки. Раз, два, три! Одинаковые найди». Дети рассматривают свои игрушки, после убирают игрушки в мешочки и идут искать такую же игрушку. Если найденная игрушка отличается, то педагог просит найти одинаковую.

  • «Кому что нужно для работы»

Цель: Учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, брать на себя роли людей разных профессий

Оборудование: Предметы для труда людей разных профессий.

Ход игры: Педагог просит ребёнка взять предмет и назвать его, например: «Это молоток. Молоток нужен плотнику». Как только дети выбрали предметы, педагог просит объединить их в группы и обобщает для какой профессии они нужны.

  • Ознакомление с природой
  • «Вершки и корешки»

Цель: Закрепить представления о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Оборудование: Разрезные картинки вершков и корешков овощей.

Ход игры: Педагог сообщает детям: «Сегодня мы поиграем в игру, которая называтся «Вершки и корешки». Раздает каждому что-нибудь от овощей. По сигналу дети разбегаются по группе, по другому сигналу находят себе пару: к своему вершку-корешок. В конце игры дети называют, что съедобно в данном овоще.

  • «Такой листок – лети ко мне»

Цель: Закрепить знания детей о живой природе; учить называть деревья в соответствии с их листвой; развивать внимание.

Оборудование: Набор знакомых детям листьев; образцы этих же листьев, прикрепленные на палочках.

Ход игры: Педагог раздает детям образцы листьев и уточняют с какого дерева эти листья. По сигналу дети расходятся по группе, по второму сигналу «Листик – ко мне», дети бегут к педагогу, сравнивают с образцом и называют его: «Кленовый лист» и т.д.

Далее в игру можно включать цветы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

  • «Два клоуна» (кукольный театр)

Цель: Продолжать формировать у детей потребность в речевом общении, активизировать имеющиеся у них в этом навыки, использовать в общении знакомый словарь.

Оборудование: Два клоуна Ловкий и Неловкий.

Ход игры:

1-й вариант. Появляются два клоуна. Неловкий бежит за Ловким, у которого два флажка (или два воздушных шара). Неловкий догоняет Ловкого и берет его за рукав. Тот вырывается, отбегает в сторону.

Ловкий (обращаясь к детям). Он хочет меня побить!

Неловкий отрицательно качает головой.

Педагог: Он хочет попросить флажок, но не знает как. (Обращается к детям) Помогите ему. (Побуждает детей сказать: «Дай флажок» или в зависимости от возможностей детей: «Дай, пожалуйста, флажок», «Дай это» с указательным жестом.)

Неловкий радостно повторяет за детьми. Ловкий подходит к нему и протягивает флажок.

Ловкий. Давай вместе попляшем.

Клоуны танцуют с флажками. Через некоторое время Ловкий собирает флажки и пытается поставить их в вазу, стоящую на столе. Он подпрыгивает, но не может достать, потом оглядывается и видит, что Неловкий сидит на стуле. Подходит к нему и пытается вытащить из-под него стул.

Педагог (останавливает его). Попроси!

Ловкий (спохватывается). Дай, пожалуйста, стул. Я хочу поставить флажки вон туда. (Показывает.)

(В одной руке держит флажки, а другой пытается взять стул, но это не получается. Он кладет флажки и несет стул. Встает на стул, оглядывается, но не может достать флажки.)

Педагог (обращаясь к детям). Что надо сделать? (Тихо подсказывает им, что надо попросить Неловкого дать флажки.)

(Дети советуют Ловкому, как попросить флажки.)

Ловкий. Помоги, дай мне флажки. (Или так, как посоветуют дети.)

Неловкий приносит флажки. Ловкий ставит их в вазу. Клоуны радуются, хлопают в ладоши и благодарят детей за то, что они помогли им договориться, найти нужные слова и сделать все вместе – вместе веселей и легче делать.

  • «Что мы делали – не скажем...»

Цель: Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.

Ход игры: Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, и решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков слова: «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.

  • «Куда пойдешь, что найдешь»

Цель: продолжать расширять и уточнять словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование: Большие карточки с изображением леса, огорода, сада; маленькие картинки с изображением деревьев, шишек, кустарников, ягод, желудей, грибов, лука, капусты, картофеля, моркови, репы, свеклы, яблока, сливы, вишни, груши, конверты по числу детей.

Ход игры: Детям раздают конверты с маленькими картинками. Педагог показывает большие карточки по очереди и рассматривает с детьми. Они рассказывают, что нарисовано на них, и подбирают маленькие картинки к большим карточкам.

Детям раздают по одной большой карточке, они их рассматривают и выходят к педагогу. Каждый показывает свою картинку и рассказывает, что на ней изображено, вставляет ее в наборное полотно и подбирает маленькие картинки, которые находятся на столе у педагога, и говорит, например, так: «Если пойдешь в лес, то там найдешь грибы, ягоды, шишки, орехи и т. д.» Другой ребенок выходит с карточкой, на которой изображен огород. К этой карточке он подбирает все, что растет на огороде, и так же рассказывает об этом. Следующий ребенок подбирает картинки к карточке с изображением сада. В конце подводится итог. Дети перечисляют все, что растет в лесу, в огороде, саду.

По аналогии проводятся игры на другие обобщающие слова.

  • «Назови слово»

Цель: Продолжать расширять словарный запас.

Оборудование: Разные предметы (картинки).

Ход игры: Педагог предлагает детям подбирать разные слова к определенному предмету, который он покажет: «Яблоко. Какое оно бывает?»

Игру можно проводить и наоборот. Называть признак: «Что бывает кислым?» Дети подбирают предметы к заданному признаку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

Применение интерактивных дидактических игр, как средство развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития

На каждой ступени развития общества в условиях социальных, экономических и политических перемен становится важным, каким образом происходит обучение и воспитание детей в образовательном процессе. В на...

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития

         Дидактические игры направлены на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития.

Дидактические игры для развиия речи у детей с ЗПР....

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития

Дидактические игры делают процесс обучения более эмоциональным при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми ЗПР....

Методическая разработка дидактической игры для детей с задержкой психического развития: «Разные эмоции»

Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые, должны передавать эмоции, делиться своими переживаниями. Очень важно...