Рабочая программа коррекционного курса «Речевое развитие».
рабочая программа по коррекционной педагогике
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса: Развитие лексико-грамматической стороны речи и навыков речевого общения, способствующее социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников 4-5 лет с ОНР 1-2 уровня речевого развития.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- Развитие когнитивно-поведенческих предпосылок речевой деятельности
- Обогащение и уточнение пассивного словаря и развитие активного словаря посредством расширения представлений об окружающем
- Развитие согласования, словоизменения и начальных навыков словообразования (понимание и употребление)
- Развитие фразовой речи и навыков речевого общения
- Развитие диалогической речи, начало формирования монологической речи
Описание места коррекционного курса
в содержании адаптированной основной программы
Коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является элементом программы коррекционно-развивающей работы.
Форма организации – подгрупповые и фронтальные занятия. Частота занятий варьируется в зависимости от темы, составляет 1-2 раза в неделю. Продолжительность проведения 20 минут. Время проведения – первая половина дня.
На занятиях данного курса закрепляются навыки правильного произношения, полученные детьми на индивидуальных занятиях по его крррекции. Задачи по развитию когнитивно-поведенческих предпосылок речевой деятельности решаются на всех видах коррекционно-развивающих занятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 245 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №4»
города Сосновоборска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(средняя группа компенсирующей направленности,
дети с ОНР, I-II уровень речевого развития)
на 2023-2024 уч.г.
Филимонова Т.Ю.
2023 г.
Содержание:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………….3
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………………………………......6
1. Развитие когнитивно-поведенческих предпосылок речевой деятельности……. 7
2. Обогащение и уточнение пассивного словаря, и развитие активного словаря посредством расширения представлений об окружающем …………………………7
3. Развитие согласования, словоизменения и начальных навыков словообразования (понимание и употребление)…………………………………………………………...8
4. Развитие фразовой речи и навыков речевого общения……………………………9
5. Развитие диалогической речи, начало формирования монологической речи…..10
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………………….....10
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………..приложение 1
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….приложение 2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса: Развитие лексико-грамматической стороны речи и навыков речевого общения, способствующее социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников 4-5 лет с ОНР 1-2 уровня речевого развития.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- Развитие когнитивно-поведенческих предпосылок речевой деятельности
- Обогащение и уточнение пассивного словаря и развитие активного словаря посредством расширения представлений об окружающем
- Развитие согласования, словоизменения и начальных навыков словообразования (понимание и употребление)
- Развитие фразовой речи и навыков речевого общения
- Развитие диалогической речи, начало формирования монологической речи
Описание места коррекционного курса
в содержании адаптированной основной программы
Коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является элементом программы коррекционно-развивающей работы.
Форма организации – подгрупповые и фронтальные занятия. Частота занятий варьируется в зависимости от темы, составляет 1-2 раза в неделю. Продолжительность проведения 20 минут. Время проведения – первая половина дня.
На занятиях данного курса закрепляются навыки правильного произношения, полученные детьми на индивидуальных занятиях по его крррекции. Задачи по развитию когнитивно-поведенческих предпосылок речевой деятельности решаются на всех видах коррекционно-развивающих занятий.
Развитие речи осуществляется в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.
Речевые эталоны, сформированные на занятиях по развитию речи, закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. Содержание данного курса опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях.
Связь с областью «Социально-коммуникативное развитие» прослеживается через освоение детьми норм и правил поведения в обществе, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, развитие навыков самообслуживания (обращается внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды).
С областью «Познавательное развитие» – через формирование готовности к совместной деятельности со взрослым и другими детьми, создание у детей элементарных образов и представлений об окружающей действительности. Взрослый поощряет любознательскую и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-пространственную среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого используются предметы быта.
С областью «Физическое развитие» – через побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности; обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой; организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок, сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных потешек.
С областью «Художественно-эстетическое развитие» – через создание эстетической развивающей среды, развитие предпосылок ценностно-смылового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данного курса относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка на 2 (начале формирования 3-го) уровне речевого развития:
- владеет активной речью, включенной в общение;
- может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- понимает и выполняет словесные трёхступенчатые инструкции;
- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, простых признаков, состояний, свойств и качеств предметов, встречающихся в повседневной речи;
- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различает основные грамматические формы и морфологические элементы раннего онтогенеза, правильно употребляет их в самостоятельной речи;
- употребляет модели простых предложений, согласовывает члены предложения;
- понимает и использует простые предлоги;
- понимает и использует продуктивные формы некоторых категории падежа, числа, рода;
- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
- составляет небольшой описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
- с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;
- обладает значительно расширенным активным словарным запасом последующим включением его в простые фразы;
- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми.
Ребёнок с 1 уровнем речевого развития:
- способен к устойчивому эмоциональному контакту, заинтересован в общении со взрослым и сверстниками;
- понимает и выполняет словесные двухступенчатые инструкции;
- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, простых признаков предметов, встречающихся в повседневной речи;
- владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
- использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
- различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами).
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика;
- текущий мониторинг,
- итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план. Результаты диагностики фиксируются в бланке Результаты логопедической диагностики детей группы к/н «Говоришка», где обозначена первичная, промежуточная и итоговая диагностики. Текущий мониторинг проводится в середине учебного года (декабрь) с использованием наблюдения за качеством лексико-грамматического оформления высказывания и связной речи, отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя (в виде рекомендаций по закреплению речевых эталонов в различных видах деятельности).
ΙΙ. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.
Программа имеет разделы, которые тесно связаны между собой:
- Развитие когнитивно-поведенческих предпосылок речевой деятельности (для детей с 1, 1-2 уровнем речевого развития).
- Обогащение и уточнение пассивного словаря и развитие активного словаря посредством расширения представлений об окружающем.
- Развитие согласования, словоизменения и начальных навыков словообразования (понимание и употребление).
- Развитие фразовой речи и навыков речевого общения.
Развитие диалогической речи, начало формирования монологической речи
- Развитие когнитивно-поведенческих предпосылок речевой деятельности
Развитие положительной мотивации к взаимодействию с педагогом в различных видах предметно-практической и продуктивной деятельности, включение ребенка в совместную игру со взрослым, развитие активности и инициативности в общении.
Установление с ребёнком эмоционального контакта. Устранение речевого негативизма. Воспитание потребности в речевом общении.
Повышение уровня адекватности и устойчивости эмоциональных реакций.
Развитие зрительного восприятия: различение величины, формы, восприятие пространственных представлений (ориентация в пространстве, складывание картинок, фигур, сооружение построек по образцу).
Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики. Обогащение чувственного опыта детей. Формирование перцептивной деятельности.
Воспитание слухоречевой памяти, слухового внимания и памяти. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Формирование умения программировать, регулировать и контролировать деятельность. Выполнение двухступенчатых инструкций стимулирующих к действию и тормозящих действие, развитие умения подчинять свою деятельность программе и удерживать цель.
Развитие личностных качеств – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям взрослых.
- Обогащение и уточнение пассивного словаря, и развитие активного словаря посредством расширения представлений об окружающем
Накопление пассивного словаря с помощью усвоения слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.
Формирование умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.
Понимание обобщающих слов (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы).
Обучение пониманию предлогов и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу).
Расширение, уточнение, активизация, актуализация номинативного и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим.
Введение в речь личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они).
Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь).
Обучение пониманию и употреблению простых обобщений.
- Развитие согласования, словоизменения и начальных навыков словообразования (понимание и употребление)
Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? чем?) и употреблению существительных в единственном числе в косвенных падежах:
- винительный падеж с окончанием –у (я вижу: машину, собаку, зайку,..); также происходит дифференциация значений одушевлённости-неодушевлённости, ребёнок ставит вопрос (живые предметы – кто? неживые предметы – что?);
- родительный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа без предлога и с предлогом у с ударным окончанием -а, -и, -ы (У Тани нет зайки. У мальчика нет мяча.);
- дательный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа с окончаниями - у, -е (Яблоко дадим ёжику. Молока дадим кошке.);
- творительный падеж (в значении орудийности) существительных мужского и женского рода единственного числа с окончанием -ом, -ой (Замок откроем ключом. Суп едим ложкой.)
Обучение употреблению глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени, глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.
Обучение пониманию и употреблению форм единственного и множественного чисел имен существительных мужского и женского рода (кот — коты, мяч — мячи, дом – дома, кукла — куклы, рука — руки).
Обучение пониманию и образованию имен существительных с продуктивными уменьшительно-ласкательными суффиксами (, -ик, -чик, -к, -ок).
Дифференцирование форм единственного и множественного числа глаголов (играет – играют, спит – спят); глаголов прошедшего времени по родам (сидел – сидела).
Согласование притяжательных местоимений с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе.
Обучение пониманию и дифференцированному употреблению в речи простых предлогов (в, на, под, над, из).
Обучение умению строить предложения: простое двухсловное, простое распространённое из 3-4 слов, простое сложносочиненное с сочинительным союзом, простое распространённое по картинке или демонстрации действия, дополнение предложения недостающими словами, правильно употребляя продуктивные формы косвенных падежей существительных.
4. Развитие фразовой речи и навыков речевого общения
Формирование умения вслушиваться в речь окружающих.
Развитие понимание простых предложений и коротких текстов в ситуативной речи.
Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам.
Формирование умения отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?).
Развитие умения использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
Формирование предложений, соответствующих моделям:
- из одного или нескольких слов-корней (для детей с 1 уровнем речевого развития) – существительных, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, мяу; на би-би), лепетные слова (ди, моко; дай мяу).
- обращение + глагол (повеление) – Аня, иди)
- глагол + существительное (без предлога) – Дай кашу. На мяч.
- существительное + глагол – Мама моет. Катя спит. Я пою.
- существительное + глагол + существительное (без предлога) – Даня ест суп. Вова, дай мяч. Аня, на кубик.)
- прилагательное + существительное + глагол – Маленький котик спит.
- наречие + существительное + глагол – Можно мячик взять?
5. Развитие диалогической речи, начало формирования монологической речи
Формирование умения договаривать словосочетания в стихотворениях и знакомых сказках.
Учить отвечать на вопросы по предметным, сюжетным картинкам, по демонстрации действий.
Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов.
Обучать пересказу небольшого текста (3-4 простых предложений) – хорошо знакомой сказки с помощью взрослого и со зрительной опорой.
Формирование умения составит описательный рассказ, состоящий из 3-4 простых предложений с помощью взрослого и опорой на игрушки, картинки.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование представлено в виде тематического плана фронтальных занятий (таблица).
Тематический план фронтальных занятий
№ | Лекс. тема | Словарь | Грамматический строй речи | Связная речь |
1 | «Детский сад. Наша группа. Игрушки» | Предметный словарь: Игрушки, мяч, машинка, мишка, кукла, пирамидка, кубики, юла, флажок, клоун, круг, квадрат, треугольник, Логопед, воспитатель, няня, повар, улица, веранда, качели, горка, песок, песочница, группа, туалет, раздевалка. Словарь признаков: круглый, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький. Хорошая, ласковая, строгая, добрая. Красиво, правильно. Глагольный словарь: играть, лепить, рисовать, бегать, катать, купать, кормить, заводить. Учит говорить, занимается, воспитывает, читает, гуляет, моет (посуду, пол), вытирает (пыль), убирает (комнаты, группу), | Усвоение притяжательных местоимений мой, моя, моё (моя группа, моё полотенце,..). Активизация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование сущ. ед. ч. в В.п., сущ. мн.ч. в И.п. (стулья.), Образование глаголов мн.ч. (играют). | Диалоги «Моя игрушка». Развитие понимания устной речи (умение вслушиваться в обращённую речь, выделять названия предметов, признаков, действий). Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов (Что это? – это юла. Что ты видишь? – я вижу игрушки. Где кукла? – кукла на кроватке. |
2 | «Овощи» | Предметный словарь: Огород, грядка, овощи, корзина, ведро, лопата, морковь, свёкла, картофель, огурец, помидор, репа, круг Словарь признаков: красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый Глагольный словарь: собирать, таскать, копать, срезать Обследование, формирование практических понятий, определений Обогащение словаря прилагательных (цвет, форма, размер овоща) Обогащение словаря качественных прилагательных (сладкая, горький,) Учить соотносить характеристику реального предмета со схемой Активизация, актуализация словаря признаков (длинный, острая, красный,..) | Образование притяжательных прилагательных (чей огурец? мой огурец) Активизация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование сущ. мн.ч. в И.п. Образование глаголов мн.ч. | Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать содержание, давать ответные реакции. Знакомство с сенсорными схемами для описания. Учить по образцу взрослого составлять рассказы-описания из 2-4 простых предложений. |
3 | «Фрукты» | Предметный словарь: Сад, фрукты, дерево, корзина, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, персик, урожай, овощи, фрукты, ягоды, огород, грядки, сад, экзотические фрукты, садовод. Словарь признаков: красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, сочный Обогащение словаря качественных прилагательных (сладкий, кислый, ) Учить соотносить характеристику реального предмета со схемой (изображение прилагательного: сладкий – картинка сахар) Глагольный словарь: собирать, снимать, срывать. Актуализация глаголов (садят, растёт, спеет, поливать, моют, едят). Закрепить умение классификации понятий «овощи» - «фрукты» | Согласование местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ с названиями фруктов Активизация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование сущ. мн.ч. в И.п. Образование глаголов мн.ч. | Знакомство с сенсорными схемами для описания. Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания натуральных фруктов из 2-4-х простых предложений. |
4 | День Отца в России | Предметный словарь: папа, друг, праздник, подарки, радость. Словарь признаков: смелый, добрый, храбрый, высокий. Глагольный словарь: делает, умеет, строит, мастерит, помогает, пилит, играет. Активизация, актуализация предикативного словаря (папа что делает? папа какой?...). | Закрепление знаний о том, что у всех есть папа, даже у животных. Знакомство с образованием относительных прилагательных (папин, папина …..) | Формирование позитивного отношения к папе, как к главному члену семьи. Развитие понимания простых предложений и коротких текстов. |
5 | «Деревья» | Предметный словарь: ёлка, береза, тополь, сосна, рябина, лист, иголки, ствол, ветки, корни, лес Словарь признаков: высокий, низкий, толстый, тонкая, красный, оранжевый, коричневый Глагольный словарь: растёт, качается, опадают, летят Формирование обобщающих понятий: деревья Уточнение предметного словаря (деревья, части дерева) Активизация, актуализация предикативного словаря (Лист что делает? желтеет, вянет, опадает; лист какой?...). | Знакомство с образованием относительных прилагательных (лист - берёзовый, тополиный, иголка сосновая, …). | Стимулировать речевые реакции. Формирование причинно-следственных связей – предпосылок рассуждения |
6 | «Лес. Грибы» | Предметный словарь: белый гриб, лисичка, рыжик, мухомор, ножка, шляпка, корзинка Словарь признаков: высокий, низкий, толстый, тонкая, красный, оранжевый, рыжий, коричневый, съедобный, несъедобный, ядовитый Глагольный словарь: растёт, срывать, срезать, искать, прячется, солить, сушить, варить, жарить Формирование обобщающего понятия грибы Активизация, актуализация предикативного словаря | Активизация употребления существительных в дательном и творительном падежах Знакомство, усвоение и активизация: предлоги К, ПОД | «Под грибом» - по сказке В.Сутеева Учить слушать текст – развивать слуховое восприятие. Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. Учить пересказу сказки по ролям. Развивать интонацию и выразительность речи |
7 | «Ягоды» | Предметный словарь: малина, черника, клубника, земляника. смородина Словарь признаков: круглая, овальная, маленькая – мелкая, крупная, лёгкая, сладкая, кислая, малиновый, розовый, спелая, неспелая Глагольный словарь: растёт, спеет, срывать, искать, прячется, варить, есть | Развивать словотворчество и языковое чутьё: чуткость к слову и его формам Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффиксов –ИК, -К, -ЧИК, -ЧК Дифференциация начальной и уменьшительно-ласкательной формы слова. | Продолжать учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов |
8 | «Осень» | Предметный словарь: Осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листья Словарь признаков: круглый, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый Глагольный словарь: идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, я, мы, ты, вы, он, она, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, один, два, три, первый, второй, третий Актуализация активного словаря. Развивать смысловую догадливость при отгадывании загадок. | Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффиксов –ИК, -К, -ЧК, -ЧИК. Развивать словотворчество и языковое чутьё: чуткость к слову и его формам. Дифференциация начальной и уменьш-ласкательной формы слова. | Составление коллективного описательного рассказа. |
9 | «Я. Части тела. гигиена» | Предметный словарь: Голова, шея, живот, спина, руки, ладони, локти, пальцы, ногти, ноги, колени, волосы, грязнуля, лицо, щёки, лоб, нос, подбородок, губы, зубы, язык, нёбо Словарь признаков: Чистый, грязный, аккуратный, опрятный Глагольный словарь: Мыть, вытирать, умываться, стричь, причесывать, расчесывать, тереть. Подбор антонимов: длинный – короткий, высокий – низкий, толстая – тонкая, новая – старая, чистая – грязная. Различение одушевлённых – неодушевлённых предметов путём соотнесения с вопросительными местоимениями КТО, ЧТО. Упражнение в постановке вопросов КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? – овладение диалогической речью. Дать первоначальное представление о понятии СЛОВО. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование сущ. мн. числа в им. и род. падежах «Один-два-много» (рука-две руки-рук) Употребление существительных в Творительном падеже (чем чистят зубы? щёткой) | Построение простых распространённых предложений. Построение сложноподчинённых предложений с союзами:… для того, чтобы… Развитие умения использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться. |
10 | «Одежда» | Предметный словарь: Одежда, платье, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пуговица, замок Словарь признаков: теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий нарядное, красивая, новая, чистая Глагольный словарь: надевать, одевать, носить, завязывать, застегивать, Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Подбор антонимов: длинный – короткий, толстая – тонкая, новая – старая, чистая – грязная. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (шапка-шапочка). Согласование существительных с числительными «1 – 2» | Актуализация активного словаря в фразовой речи Составление простых распространённых предложений по предметным картинкам и действиям. Составление простых распространённых предложений с однородными членами. |
11 | «Я и моя семья. день Матери» | Предметный словарь: Мама, бабушка, сестра, тетя, праздник, букет, подарок, рисунок, поделка, мимоза, тюльпан, учитель, врач, инженер, продавец, Глагольный словарь: поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать, работать, делать, учить, Словарь признаков: праздничный, солнечный, красивый, радостный, веселый, любимый, Наречия, местоимения: много, весело, вверху, внизу, Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Предлоги: в, на, у, с(со), под, за – понимание Актуализация активного словаря. Подбор антонимов (большой – маленький, молодой – старый, высокий – низкий) | Образование и употребление притяжательных прилагательных (мамина, папина, дедушкина, Танина,..) | Развитие монологической речи: Учить рассказывать о своей семье (члены семьи, их описание) – 3-4 предложения |
12 | «Обувь» | Предметный словарь: Обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги, мой, моя, твой, твоя Словарь признаков: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий Глагольный словарь: надевать, обувать, носить, ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить Актуализация активного словаря – название предметов обуви, частей, действий, признаков. Подбор антонимов: длинный – короткий, толстая – тонкая, новая – старая, чистая – грязная. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (тапки – тапочки). Образование существительных во множественном числе, И.п. (тапок – тапки) Согласование существительных с числительными «1 – 2» | Составление простых распространённых предложений по предметным картинкам и действиям. Составление простых распространённых предложений с двумя однородными членами. |
13 | «Домашние птицы» | Предметный словарь: Птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусята, индюк, индюшата, корм, зерно, пруд, Глагольный словарь: кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать, Словарь признаков: домашний, пушистый, разноцветный, голосистый, пестрый, злой, милый Наречия: вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, высоко, невысоко, Местоимения: я¸ты, он, она, они Числительные: один, два, три, четыре, пять, первый, второй, Предлоги: на, в, у, под, с(со) – понимание Актуализация словаря предметов, признаков и действий. Подбор антонимов «Слова наоборот» | Образование множественного числа существительных в И.П., Р.П. (индюк - индюки - индюков..). Согласование существительных с числительными (1 – 2). Образование названий птенцов (утёнок, гусёнок,..). | Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. Обучение отгадыванию загадок. Составление описания по образцу и вопросам. |
14 | «Домашние животные» | Предметный словарь: Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, Глагольный словарь: приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, Словарь признаков: домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, рогатая, ласковый, полезные Наречия: там, тут, вот, здесь Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, Числительные: первый, второй, третий Предлоги: на, в, у, под, с(со) под, за – понимание Активизация словаря признаков и действий. Подбор антонимов «Слова наоборот» | Образование множественного числа существительных (конь - кони) Образование названий детёнышей. Согласование существительных с числительными (1 – 2). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе | Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. Обучение отгадыванию загадок. Составление описания по образцу и вопросам. |
15 | «Зима. Зимующие птицы» | Предметный словарь: зима, метель, мороз, снег, лед, сугроб, снежинка, сосулька, снеговик, лыжи, коньки, санки, каток, снежки, следы. Глагольный словарь: падать, ложится, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, блестеть, Словарь признаков: холодный, морозный, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний. Предметный словарь: Голубь, воробей, ворона, дятел, сорока, синица; части тела: голова, туловище, крылья, клюв, хвост, перья, лапки, когти; кормушка, корм, крупа, семечки, зерно, семена Глагольный словарь: Клюют, ходят, пьют, едят, сидят, поют, летают, каркает, чирикает, воркует, стучит Словарь признаков: зимующие, дикие, весёлые, дружные, пёстрый Числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть семь, первый, второй, третий, Наречия: холодно, много, мало, больше, меньше, вверху, внизу, там, тут, вот, здесь Предлоги: в, на, под, над, из, у– понимание Активизация словаря признаков и действий. Подбор антонимов «Слова-враги» (длинный хвост – короткий,..) | Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (снег – снежок). Учить изменять глаголы с помощью приставок (лететь – улететь – залететь – прилететь). | Подбор прилагательных к существительным (зима - холодная, морозная), распространение предложения. Составление простых распространённых предложений по предметным картинкам и действиям. Составление простых распространённых предложений с двумя однородными членами. Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. |
16 | «Новый год» | Предметный словарь: Праздник, утренник, хоровод, танец, песня, Дед Мороз, Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка, флажок, радость, смех, Глагольный словарь: поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать, Словарь признаков: красный, синий, желтый, зеленый, голубой, розовый, белый, оранжевый, разноцветный, пушистый, Наречия: вверху, внизу, спереди, сзади, там, тут, вот, здесь Местоимения: вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, Числительные: первый, второй, третий Предлоги: на, в, у, под, с(со) под, за, вокруг – понимание | Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (шар – шарик). Согласование существительных с числительными (1 – 2). Образование множественного числа существительных (шар – шары – много шаров) | игры-диалоги, игры-драматизации, заучивание стихотворений для Деда Мороза – подготовка к новогоднему утреннику. |
17 | «Дикие животные зимой» | Предметный словарь: Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, Глагольный словарь: ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, Словарь признаков: хищный, дикие, пушистый, короткий, длинный, зубастый, серый, косолапый, трусливый, хитрая, рыжая, запасливая, рогатый Числительные: один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, Местоимения: он, она, они, оно, него, неё, них Наречия: много, мало, больше, меньше, вверху, внизу, там, тут, вот, здесь Предлоги: в, на, у, под, из, за – понимание Закрепить в речи названия животных, их частей тела, действий, качеств, жилищ | Учить образовывать существительные при помощи суффиксов -онок-, -ёнок-. Согласование существительных с числительными (1 – 3). Учить употреблять существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа: лисят, зайчат и т.д. | Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. Составление простых предложений с предлогами Составление простых распространённых предложений по предметным картинкам и действиям. |
18 | «Зоопарк: звери холодных и жарких стран» | Предметный словарь: Животное, холодные страны, жаркие страны, дикие, северный олень, белый медведь, тюлень, песец, морж, пингвин, жираф, бегемот, слон, лев, тигр, обезьяна, крокодил, зебра, кенгуру, носорог, пантера, леопард, верблюд, голова, уши, лапа, хвост, хобот, рог, грива, шерсть, шкура, горбы, пасть, когти, клыки, джунгли, Африка, пустыня, Арктика, Северный, Южный полюс Глагольный словарь: ходить, прыгать, бегать, рычать, добывать, охотится, плавать, ловить, прятаться Словарь признаков: хищный, дикие, пушистый, короткий, длинный, зубастый, серый, косолапый, запасливая, рогатый, крупный, горбатый, ушастый, полосатый, неповоротливый, осторожный Числительные: один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, Местоимения: он, она, они, оно, него, неё, них Наречия: много, мало, больше, меньше, вверху, внизу, там, тут, вот, здесь Предлоги: в, на, у, с(со), под, за – понимание Подбор антонимов - «Слова-враги» | Формирование пространственных представлений – понимание предлога В Формирование правильного употребления предлога В. Закрепить в речи названия животных, их частей тела, действий, качеств, жилищ. Согласование существительных с числительными (1 – 4). Учить употреблять существительные в форме дательного падежа единственного числа с окончаниями - у, -е (бегемоту, обезьяне). | Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. Составление предложений с предлогом по простой сюжетной картине. Развитие диалогической речи. Обучение отгадыванию загадок. Включение предлога во фразу, в предложение. Составление простых предложений с предлогами В, НА. |
19 | «Продукты» | Предметный словарь: продукты, мука, хлеб, булочки, пирожки, пирожное, батон, торт, баранки, сухари (хлебобулочные изделия); рыба — фарш, котлеты, консервы; мясо — колбаса, сосиски, ветчина, холодец, пельмени, суп, борщ, биточки; молоко — сыр, сметана, простокваша, кефир, масло, творог; бульон, рассольник, сок, варенье, винегрет, салат, щи, плов, каша, холодильник; Словарь признаков: кислый, пресный, соленый, жареный, вареный, горький, мягкий, жесткий, сочный, сухой, жидкий, свежий, душистый, густой, сладкий, острый, ржаной, пшеничный, вкусный, продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный, кондитерский; Глагольный словарь: резать, чистить, солить, перчить, мешать, жарить, варить, печь, тушить, коптить, разделывать, обваливать, обмазывать, мариновать, консервировать, готовить, хранить, покупать, продавать; Наречия: там, тут, вот, здесь, вкусно, невкусно, полезно, вредно, Предлоги: в, на, у, с(со), за – понимание Учить детей классификации продуктов питания (из молока, из мяса, муки) | Формировать навыки словообразования (уменьшительно-ласкательную форму существительных) Познакомить с образованием относительных прилагательных (манная, овощной) | Составление простых распространённых предложений по предметным картинкам и действиям. Составление простых распространённых предложений с двумя однородными членами. Обучение отгадыванию загадок. Развитие диалогической речи («Диалоги в магазине») |
20 | «Посуда» | Предметный словарь: Кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, Словарь признаков: стеклянный, металлический, фарфоровый, глиняный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, Глагольный словарь: ставить, хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить, Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, Числительные: один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый Наречия: там, тут, вот, здесь Предлоги: на, в, у, с(со), из Учить классифицировать посуду (чайная – столовая – кухонная) | Формирование пространственных представлений– понимание предлога ИЗ. Правильное употребление предлога ИЗ. Включение предлога ИЗ во фразу, в предложение. знакомить с образованием относительных прилагательных употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме. | Включение предлога во фразу, в предложение. Составление самостоятельно простых предложений с предлогами В, НА. Договаривание и составление предложений с предлогами В, ИЗ. Развитие диалогической речи («Диалоги на кухне»). Учить повторять описательный рассказ по схеме за логопедом. |
21 | «Мебель» | Предметный словарь: Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, Словарь признаков: большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый, мягкий, твёрдый Глагольный словарь: сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, Местоимения: он, она, они, мой, моя Числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, первый, второй, третий, четвертый, пятый, Предлоги: на, в, у, с(со), из Формирование пространственных представлений – понимание предлога ПОД | Правильное употребление предлога ПОД. Дифференциация в подборе предлогов НА – ПОД Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в ед и мн ч. в именительном падеже (стул - стулья, стол – столы и тд). | Развитие диалогической речи. Включение пред.лога ПОД во фразу, в предложение. Договаривание и составление предложений с предлогами НА – ПОД, В – ИЗ. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию. |
22 | «Защитники Отечества» | Предметный словарь: Родина Россия солдат защитник богатырь герой танкист лётчик пограничник разведчик пулемётчик вертолет самолет подводная лодка военный корабль пушка танк пистолет автомат пулемет ракеты парашют каска шлем пилотка фуражка разведка граница флаг сила смелость ловкость Глагольный словарь: охранять беречь защищать любить воевать стрелять летать прыгать следить гордиться поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать, Словарь признаков: смелый военный трудная опасная ловкий сильный праздничный, радостный, веселый, любимый, Наречия: весело, вверху, внизу, впереди, там, тут, вот, здесь Местоимения: вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, Предлоги: в, на, у, с(со), под, за, из Уточнить понятие «Защитники Отечества» Обогащать пассивный и активный словарь детей по теме - формировать представление о разных родах войск, познакомить с их названиями | Упражнять в подборе прилагательных к существительным (солдат – какой? – смелый, сильный, умелый, умный, ловкий ...). Развивать умение детей ориентироваться в пространстве – дифференциованное употребление предлогов (из пушки, с танка, за танком, ..) | Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным ответом. Договаривание и составление предложений с предлогами НА – ПОД, В – ИЗ Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию. |
23 | «Дом. Кто где живёт?» | Предметный словарь: Крыша, окно, дверь, стены, крыша, труба, лестница; камни, кирпич, дерево, замок ступеньки Глагольный словарь: строить, красить, рисовать, жить, открывать закрывать подниматься спускаться стучать звонить выходить заходить Словарь признаков: высокий, низкий, красивый, большой, маленький старый новый прочный деревянный кирпичный Предлоги: в, на, у, с(со), под, над, за, из. Наречия: вверху, внизу, впереди, там, тут, вот, здесь Ввести в словарь названия признаков предмета, обозначающих цвет, материал и форму Формировать антонимические лексические отношения тяжелый – легкий,.. | Между, около, перед – понимание предлогов Дифференциация в подборе предлогов НА – ПОД, В – ПОД Формировать с/о процессы на примере сущ. - названий материалов и геометрических форм и относительных прилаг. со значением материала и формы. Учить согласованию прилаг. с сущ. в роде, различать существительные ед. и мн. числа в им. Падеже. | Развитие диалогической речи («где живёшь?») Договаривание и составление предложений с предлогами НА – ПОД, В – ИЗ Формирование умения договаривать словосочетания в стихотворениях и знакомых сказках. |
24 | «8 Марта – женский день » | Предметный словарь: Мама, бабушка, сестра, тетя, праздник, букет, подарок, рисунок, поделка, мимоза, тюльпан, учитель, врач, инженер, продавец, Глагольный словарь: поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать, работать, делать, учить, Словарь признаков: праздничный, солнечный, красивый, радостный, веселый, любимый, Наречия: там, тут, вот, здесь, весело Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Предлоги: в, на, у, с(со), под, за Актуализация и активизация словаря прилагательных (какая мама? Милая, любимая,..) Актуализация и активизация словаря глаголов (что делает? Стирает, варит, ) | Закрепление умения образования уменьшительно-ласкательной формы существительных. Употребление глаголов совершенного вида. | Знакомство со схемой описания, обучение составлению рассказа-описания о своей маме по схеме. |
25 | Русские народные сказки | Предметный словарь: Заяц, волк, лиса, медведь, коза, козлята, кошка, мышка, Жучка, репка, теремок, бабушка, дедушка, внучка, избушка. Глагольный словарь: жить, пищать, рычать, строить, красить, тянуть, открывать, закрывать, подниматься, спускаться, стучать, выходить, заходить. Словарь признаков: высокий, низкий, красивый, большой, маленький, добрый, злой, смелый, новый, прочный, Предлоги: в, на, у, с(со), под, над, за, из. Наречия: вверху, внизу, впереди, там, тут, вот, здесь. | Между, около, перед – понимание предлогов Дифференциация в подборе предлогов НА – ПОД, В – ПОД Закрепление умения образования уменьшительно-ласкательной формы существительных. Употребление глаголов совершенного вида. | |
24 | «Транспорт» | Предметный словарь: транспорт пассажир, автобус, троллейбус, водитель, пассажир трамвай, рельсы, такси, поезд, билет, самолёт, ракета, крылья, корабль, парус, лодка, метро, колесо кабина руль сиденье дверь кузов Глагольный словарь: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит, чинить, ломается, тормозить, садиться — вставать, Словарь признаков: грузовая, легковая, железная (машины), моторная, резиновое, железное (колесо), Наречия: быстро, медленно, легко, высоко, низко, далеко, близко, ровно, прямо Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Предлоги: в, на, у, под, с(со), за Формирование элементарных представлений об основных видах транспорта (пассажирский – грузовой, наземный, водный, воздушный) Обогащение и актуализация словаря (части, действия, признаки) | Подбор глагола к существительному Познакомить со способом словообразования прилагательных от существительных (вода – водный, земля – наземный, подземный, воздух – воздушный), приставочных глаголов (отъехать — приехать, заехать, улететь — прилететь, входить — выходить) | Закрепление учебного умения составлять простое предложение по сюжетной картине. Обучение отгадыванию загадок. Учить составлять сложносочинённое предложение с союзом А. Закрепление умения составлять предложения с предлогами (В, ПОД, ИЗ, НА) |
25 | «Инструменты» | Предметный словарь: инструменты рабочие молоток, топор, пила, иголка, ножницы, нож, дерево, стекло, резина, ткань, бумага, камень, лопата, грабли, гвоздь, дрова, железо, Глагольный словарь: забивать, рубить, пилить, шить, резать, копать, собирать, Словарь признаков: острый, стеклянный деревянный Наречия: быстро, легко, красиво, сильно, прямо Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Предлоги: в, на, у, под, с(со), за | Словоизменение - творительный падеж (в значении орудийности) существительных мужского и женского рода единственного числа с окончанием -ом, -ой Согласование существительных с числительными (1 – 7), с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ | Учить составлять сложносочинённое предложение с союзом А, предложение по сюжетной картине. Обучение отгадыванию загадок. |
26 | «Профессии» | Предметный словарь: ПРОФЕССИЯ строитель учитель воспитатель логопед врач продавец парикмахер повар дворник водитель пилот капитан швея больница школа детский сад магазин салон красоты двор весы иголка градусник (термометр) кастрюля сковорода нож ножницы иголка нитки продукты инструменты Глагольный словарь: строит учит (читать писать рисовать лепить играть дружить правильно говорить) занимается лечит продаёт подстригает причёсывает (делает причёску), подметает варит готовит жарить подметает (двор), водит (машину, самолёт, корабль) шьёт Словарь признаков: внимательный(ая) добрый(ая) строгий(ая) весёлый(ая) | Словоизменение - творительный падеж (в значении орудийности) существительных мужского и женского рода единственного числа с окончанием -ом, -ой | Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Речевое сопровождение практической деятельности (показ профессии). |
27 | «Весна» | Предметный словарь: Весна, год, зима, солнце, лучи, капель, ручей, льдина, сосулька, подснежник, утро, день, вечер, ночь, перелётные птицы, гнездо, скворечник, птенцы, корм, почки Глагольный словарь: пригревать, таять, звенеть, журчит, бежит, течёт, плывёт (лёд), появляться, распускаются, прилетают, вернуться, чирикать, поют, вьют, выводят Словарь признаков: мокрый, тёплый, солнечный, яркое, весёлый, перелётные весенний, зимний, голубой, фиолетовый, розовый, коричневый, оранжевый Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Наречия: тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, Предлоги: в, на, у, под, за, около | Формирование понимания числа глаголов. Формирование умения правильно образовывать множественное число глаголов. | Закреплять умение составлять сложносочинённое предложение с союзом А, предложение по сюжетной картине. |
28 | «Дикие животные и детёныши весной» | Предметный словарь: Животное, детёныши, лес, нора, норка, дупло, берлога, логово, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, бельчонок, лось, лосёнок, рысь, рысёнок, ёж, ежонок; голова, уши, кисточки, лапы, когти, ноги, копыта, хвост, рога, иголки, мех, шерсть. + Пассивный словарь: зайчиха, волчица, медведица, лосиха, ежиха Глагольный словарь: ходить, прыгать, прячется, охотится, скакать, запасать, бегать, переваливается, рычать, защищать, (детенышей), Словарь признаков: большой, маленький, хищный, дикие, пушистый, короткий, длинный, зубастый, серый, косолапый, трусливый, хитрая, рыжая, запасливая, рогатый, колючий Числительные: один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Наречия: много, мало, больше, меньше, вверху, внизу, Предлоги: в, на, у, с(со), под, за, из | Словоизменение: Учить правильно употреблять существительные в В.П. в ед.числе окончаниями –У, -А Учить образовывать существительные при помощи суффиксов -онок-, -ёнок-. Согласование существительных с числительными (1 – 3). Учить употреблять существительные в форме именительного, творительного родительного падежей множественного числа: лисята, лисят, с лисятами. | Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. Закреплять навык словоизменения в составлении простого распространённого предложения из 4 слов по сюжетной картинке. |
29 | «Домашние животные и детёныши весной» | Предметный словарь: Двор, сарай, будка, дом – домашнее животное, детеныш, корова, лошадь, конь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, кот, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, копыта Глагольный словарь: приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, Словарь признаков: домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, рогатая, ласковый, полезные Наречия: вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, Числительные: первый, второй, третий, четвертый, пятый, Предлоги: на, в, у, под, за Активизация словаря признаков и действий. Подбор антонимов «Слова наоборот» | Образование множественного числа существительных (конь - кони – коней). Учить образовывать существительные при помощи суффиксов -онок-, -ёнок-. Согласование существительных с числительными (1 – 5). Учить правильно употреблять существительные в Д.п., дифференцированно (разные окончания –Е, -У) | Составление сравнительного описания по образцу и вопросному плану, по схеме. Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. |
30 | «Перелётные птицы» | Предметный словарь: птица, ласточка, цапля, аист, утка, гуси (дикие), лебедь, кукушка, хвост, клюв, крыло, перья, лапки, перепонки, стая, птенцы, гнездо Словарь признаков: перелетные, болотные, лесные, дикие, быстрые, заботливые, черный, белый, острый, длинный, короткий, высокий, Глагольный словарь: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, щебетать, крякать, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, Наречия: высоко, больше, меньше, легко, быстро, вверху, внизу, сзади, спереди, Числительные: количественные до 10, порядковые до 5 | Обучение использованию предлога У в значении «около, рядом» в предложении (цапля стоит У озера) Обучение употреблению предлога У с существительными (У ласточки длинный хвост.) Согласование существительных с числительными (1 – 5). | Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. Обучение отгадыванию загадок. Составление сравнительного описания по образцу и вопросному плану |
31 | «Посёлок. ПДД» | Предметный словарь: Посёлок Берёзовка, улица, магазин, больница, почта, школа, детский сад, светофор, пешеходный переход – «Зебра», пешеход, водитель Словарь признаков: длинная, широкая, узкая, высокие, низкие, красный, жёлтый, зелёный, опасный, дорожный. Глагольный словарь: живут, ходят, ездят, переходить, переводить, Наречия: больше, меньше, одинаково, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре (понимание) Предлоги: в, на, у, под, с(со), за, над Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Числительные: количественные до 10, порядковые до 5 | Правильное употребление продуктивных форм косвенных падежей существительных. Согласование существительных с числительными (1 – 5). Употребление предлогов (в, на, у, под, с(со), за, над) в простом распространённом предложении. | Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Речевое сопровождение практической деятельности в игре «По посёлку мы идём» |
32 | «Насекомые» | Предметный словарь: Насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, крыло, лапки, глаз, летать, жужжать, ползать, бегать Словарь признаков: большой, маленький, Числительные: количественные до 10, порядковые до 5 Наречия: больше, меньше, одинаково, вверху, внизу, посредине Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Предлоги: в, на, у, под, с(со), за, над | Дифференцирование форм единственного и множественного числа глаголов (летает – летают) Согласование существительных с числительными (1 – 5). | Развитие активного подражания неречевым и речевым звукам. Составление описательного рассказа из 3-4 простых предложений с помощью взрослого и опорой на игрушки, картинки. |
33 | «Цветы. Части цветка» | Предметный словарь: Цветок, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, колокольчик, роза, стебель, листок, лепесток, шипы, проталины, запах, аромат Глагольный словарь: появляться, расти, цвести, Словарь признаков: нежный, тонкий, красивый, розовый, голубой, Числительные: количественные до 10, порядковые до 5 Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Наречия: тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, Предлоги: в, на, у, под, с(со), за | Знакомство со способом словообразования прилагательных от существительных (сад – садовый, поле – полевой, комната – комнатный цветок). Согласование существительных с числительными (1 – 5). | Пересказ небольшого текста (3-4 простых предложения) – хорошо знакомой сказки с помощью взрослого и со зрительной опорой. |
34 | «С Днём рождения, детский сад!» | Предметный словарь: Праздник, хоровод, танец, песня, ветка, игрушка, флажок, радость, смех, конкурсы клоун, поздравления, подарки, угощение Глагольный словарь: поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать, Словарь признаков: красный, синий, желтый, зеленый, голубой, розовый, белый, оранжевый, разноцветный Наречия: вверху, внизу, спереди, сзади Местоимения: мы, ты, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Числительные: количественные до 10, порядковые до 5 Предлоги Числительные: количественные до 10, порядковые до 5 : в, на, у, с(со), под, за, из, около | Построение предложения из 3-4 слов – простого сложносочиненного с сочинительным союзом. Употребление предлогов (в, на, у, под, с(со), за, над) в простом распространённом предложении. | Речевое сопровождение практической деятельности. Обучение отгадыванию загадок. Составление описательного рассказа из 3-5 простых предложений с помощью взрослого и опорой на игрушки, картинки, фотографии о деятельности в д/с |
35 | «Лето» | Предметный словарь: Лето, солнце, небо, облака, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, лютик, утро, день, вечер, ночь, природа, погода Словарь признаков: красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный Глагольный словарь: растут, цветут, пахнут, рвать, украшать, собирать Числительные: первый, второй, третий, четвертый, пятый, Местоимения: я¸ мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, Наречия: больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче, одинаково, в центре Предлоги: в, на, у, под, с(со), за, над | Согласование существительных с числительными (1 – 5). Построение предложения из 3-4 слов, правильно употребляя продуктивные формы косвенных падежей существительных. | Составление творческого рассказа из 3-5 простых предложений с помощью взрослого и опорой на вопросы, фотографии об отдыхе, картинки «Я отдыхаю летом» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" (средняя группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ГРАММАТИКА» Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития ( Вариант 7.1, 7.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с задержкой психического развития...
