Рабочая программа.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Рабочая программа коррекционного-курса "Развитие речи"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 182
Приказ №
Чупрова И.М. _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(подготовительная к школе группа)
Автор: учитель-логопед Козловская Е.А.
2024 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса — формирование самостоятельной связной грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующее социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с ОНР ( 3 – 4 уровней)
.
Задачи:
- уточнять, расширять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- учить подбирать слова с противоположным и сходным значением, обозначающие личностные характеристики, однокоренные слова, образовывать сложные;
- упражнять в составлении простых распространённых предложений, предложений с однородными членами, простейших видов сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с использованием подчинительных союзов;
- актуализировать умение подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- формировать умение отражать в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
- упражнять в составлении различных видов рассказов с соблюдением цельности и связности высказывания;
- развивать умение у детей передавать смысл образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности; ответственности
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
Описание места коррекционного курса.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является элементом «Программы коррекционно-развивающей работы».
Форма организации занятий – фронтальные занятия.
Частота фронтальных занятий составляет 2 раза в неделю. Продолжительность проведения – 30 минут. Время проведения – первая половина дня.
Прохождение данного курса тесно связано с содержание коррекционных кусов «Произношение» и «Обучение грамоте», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение». А на занятиях по «Произношению» и «Обучению грамоте» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по развитию речи. Для детей с моторной алалией, а также с ОНР 1-2 уровня рекомендованы индивидуальные и подгрупповые занятия по данному курсу с иным содержательным наполнением по изучаемым лексическим темам.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
В плане лексического развития:
- усваивает значения новых слов на основе углублённых знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные;
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл пословиц и поговорок.
В развитии грамматического строя речи:
- правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет строить простые распространённые предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с использованием подчинительных союзов.
В плане развития связной речи:
- владеет навыками диалогической речи;
- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
- составляет различные виды рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
- умеет составлять творческие рассказы;
- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика;
- текущий мониторинг (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
- итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.
Текущий мониторинг проводится в виде наблюдения за качеством лексико-грамматического оформления высказывания и связной речи и отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций логопеда по закреплению речевых эталонов в различных видах деятельности либо описании специально подобранных упражнений.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
- Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря в импрессивной и экспрессивной речи.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования и синтаксической структуры предложения.
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Месяц Неделя | Тема недели | Содержание | Примечание | ||
Словарь | Грамматический строй | Связная речь | ||||
Октябрь 1 неделя | «Осень, октябрь, | Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный». | Совершенствование грамматического строя речи (согласование глагола с существительными в роде, числе, именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными). | Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. | ||
Октябрь 2 неделя. | «Овощи. Огород» | Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, овощи, морковь,свекла, репа,редис,редька, лук, чеснок, баклажан, кабачек, помидор, огурец, укроп, петрушка; растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый). | Согласование числительных с существительными, употребление сущ. В форме родительного падежа, винительного падежа. Закрепление навыка употребления простых предлогов. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог. Обучение по составлению пересказу. | ||
Октябрь неделя 3 | «Фрукты из нашего сада» | Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты». Сад (сад, яблоко, груша, персик, виноград, лимон, вишня, абрикос, слива, смородина, малина, черемуха, крыжовник, арбуз, клубника,; собирать, варить, складывать, мять, морозить; сладкий, кислый, ароматный, вкусный, вязкий, хрустящий, сочный, шероховатый; красный, зеленый, фиолетовый, желтый, оранжевый). | Согласование числительных с существительными, употребление сущ. В форме родительного падежа, множественного числа. Закрепление навыка употребления простых предлогов. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог. Обучение по составлению предложений | ||
Октябрь неделя 4 | «Ягоды и грибы моего сада» | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «. Грибы. Ягоды» (лес, деревья, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, прятаться, искать, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, кислый, сладкий, душистый, ароматный, мягкий, гладкий). | Согласование существительными с глаголами. Закрепление навыка употребления простых предлогов. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. | Развитие диалогической речи. Обучение по составлению рассказов-описаний. | ||
Октябрь неделя 5 | «Дружба народов», | Расширение представлений о народах и их обычаях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дружба народов» (народ, обычаи, пироги, самовар, хоровод, чай с травами, чаепитие, прогулка, костюм, дружба, помощь; приветливый, заботливый, внимательный, веселый, бережный; гулять, окружать, угощать, знакомит). | Совершенствование грамматического строя речи, закрепление навыка словообразования, закрепления понятие о словах-признаках. | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог. Обучение по составлению рассказов со словами признаками. | ||
Ноябрь неделя 1 | «Дикие животные и их детеныши» | Уточнение , расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться) | Совершенствование грамматического строя речи (Согласование прилагательных с существительными, образование сущ. с суффиксом –ИЩ, употребление предлогов). | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопрос, вести диалог | ||
ноябрь, неделя 2 | «Арктика и Антарктика» | Закрепление представлений о природе и животных полюсов, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Арктика, Антарктика»(животное, полюс, пингвин , белый медведь, морж, корабль, льдины, ледокол; северный, южный, полезный, холодный, умный; охранять, ловить, давать, приносить). | Образование существительных множественного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфиксами, сложных прилагательных, название животных един. и множ. Числа | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопрос, вести диалог.. | ||
ноябрь, неделя 3 | «Птичий двор» | Закрепление представлений о домашних птицах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние птицы» (гусь, утка, курица, попугай, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; кормить, ухаживать, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, замерзать, кормить, сыпать). | Формирование навыка образования однокоренных слов. Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении. Образование прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование притяжательных прилагательных. | Совершенствовать умение составлять простые предложения, пердавать в речи свои впечатления. | ||
ноябрь, неделя 4 | «Швейная и обувная мастерская» | Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей задействованных на промышленных фабрика. Расширение и активизация словаря по теме «Швейная мастерская» (работа, ателье, фабрика, швея, портниха, одежда, ткань, обувь, сапоги, ботинки, босоножки, сандалии, шлепанцы, одежда, комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта, свитер, шорты, майка, трусы, сарафан, колготки, пижама, рукав, воротник, капюшон, карман; удобный, новый, нарядный, теплый, шерстяной, шелковый; кожаный, замшевый, резиновый, удобный;, нужный, важная, полезная; надевать, снимать, носить, беречь, чистить надевать, снимать, кроить, шить, носить, стирать, гладить,;) | Совершенствование грамматического строя речи (образование имен прилаг. от сущест., образование сущ. с уменьшительно- ласкательными значением). Упражнение в образовании существительных в творительном падеже. | Совершенствовать навык составления предложенный с заданными словами, обозначающие личностные характеристики. | ||
декабрь, неделя 1 | «Народы Красноярского края, традиции и праздники» | Расширение представлений о народах проживающих в Красноярском крае и их обычаях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «народы красноярского края» (народ, обычаи, пироги, самовар, хоровод, чай с травами, эвенки, тунгусы, русские, казаки, сарафан, кокошник, чаепитие, прогулка, костюм, дружба, помощь; приветливый, заботливый, внимательный, веселый, бережный; гулять, окружать, угощать, знакомить). | Совершенствование грамматического строя речи, закрепление навыка словообразования, закрепления понятие о словах-признаках. | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, передавать смысл образных выражений в загадках, поговорках. | ||
декабрь, неделя 2 | «Разнообразный мир сказок» | Расширение представлений о русских сказках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сказки» (сказка, герои, колобок, волк, лиса, лягушка, заяц, петух, теремок, мышка, бабка, дед, внучка, козлята; добрые, злые, сердитые, хитрые, доверчивые, послушные, не послушные; жить, стряпать, мести, скрести, прятаться, убегать, догонять ). | Совершенствование грамматического строя речи (образование сложных слов, в подборе и употреблении глаголов (действий), предлогов.) | Совершенствовать умение пересказывать сказки от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи; . | ||
май, неделя 3 | « Такие разные насекомых.» | Расширение и уточнение представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» (насекомые, паук, бабочка, жук, паук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, лапы, усы, личинки, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный). | Совершенствование грамматического строя речи (образование слов антонимов, преобразование глаголов в множественном числе, употребление с приставкой, употребление предлогов в составлении предложений). | Совершенствовать умение составлять простых распространенных предложения. Составление рассказа по мнемосхеме по теме. Развитие диалогической речи. Обучение по составлению рассказов со словами признаками | ||
неделя 4 | «Новый год», декабрь | Уточнение , расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник» (елка, хоровод, карнавал, маска, украшения, подарок, дождик, конфетти, дед Мороз, Снегурочка; веселый праздничный, новогодний, украшать, дарить получать, вынимать, вешать). | Совершенствовать умение употребления предлога без и имена существительные в различных падежах. Закреплять употребление сущ. в творительном падеже. | Совершенствовать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением. Развитие диалогической речи. | ||
I
V. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Логопедический тренажер «Учимся произносить звуки»
Дидактическая игра «Веселое обучение»
Дидактическая игра «В мире слов»
Дидактическая игра «Что из чего сделано»
Дидактическая игра «Скоро в школу»
Дидактическая игра «Когда это бывает»
Дидактическая игра «Противоположности»
Дидактическая игра «Было-стало»
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Дидактическая игра «Что мы купим в магазине»
Картотека дидактических игр «Четвертый лишний»
Картотека дидактических игр «Что с начало, что потом»
Игры на поисково-исследовательскую деятельность (комнатная песочница)
Игры на тактильное развитие «Определи, что в мешочке».
Методические материалы
О.С. Гомзяк «Говорим правильно» по развитию связной речи в подготовительной группе. Издательский дом ГНОМ 2023г.
О.С. Гомзяк «Говорим правильно» конспекты фронтальных занятий в подготовительной группе. Издательский дом ГНОМ 2023г.
Г.Н. Соломатина, Е.Е. Рукавишникова «Демонстрационный материал по «Развитию речи детей 6-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...