Картотека Формирование игровой деятельности (Сюжетно-ролевые игры) Группа ТМНР «Особый ребенок»
картотека по коррекционной педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека
Формирование игровой деятельности
(Сюжетно-ролевые игры)
Группа ТМНР «Особый ребенок»
Содержание
1. Познакомимся с куклой Машей
2. Кукла Маша ходит
3. Покатай куколку в коляске
4. Уложим Зайку спать
5. Покачай куклу Машу, спой ей песенку
6. Уложим куклу Машу спать
7. Кукла Маша пляшет и поет
8. Построим домик для Мишки
9. Угостим Мишку и Зайку чаем
10. Покатаем куклу Машу на машине
11. Научим Мишку умываться
12. Оденем куклу Машу на прогулку
13. Научим куклу Машу раздеваться после прогулки
14. Накормим Зайку кашей
15. Кукла Маша собирается на праздник
16. Делаем прическу кукле Маше
17. Кукла Катя заболела
18. Поможем кукле Маше приготовить суп
19. Устроим кукле Маше комнату
20. Постираем кукле Кате платье
21. Мишка и Зайка испачкались
22. Кукла Маша собирается в детский сад
23. Кукла Маша просыпается
24. Мишка пришел в магазин
25. Кукла Маша наводит порядок
26. Мишка и Зайка поздравляют куклу Машу с праздником
27. Поможем кукле Маше собрать игрушки
28. Угостим Зайку обедом
29. Детский сад*
30. Игрушки у врача*
31. Строим дом*
32. День рождения Степашки*
33. Покатаем кукол на машине*
34. Собираемся на прогулку*
35. Путешествие с доктором Айболитом*
36. Больница*
37. Стирка кукольного белья*
38. В детский сад пришел мастер по ремонту игрушек*
39. Семья*
40. Поездка*
41. Строим башню для принцесы*
42. Машина едет по улице*
43. Игры с Жучкой*
44. Почтальон приносит телеграмму*
45. Магазин игрушек*
46. Модная прическа*
47.Угощение
* игры с усложненным содержанием
1. Познакомимся с куклой Машей»
Цель: познакомить детей с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть. Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью.
Материал: кукла.
Содержание игры. Ребенок сидит на стуле за столом. Взрослый говорит: «К нам в гости пришла кукла, ее зовут Маша, давай с ней познакомимся!». Кукла «подходит», «протягивает» руку: «Я – Маша, а тебя как зовут?» Взрослый предлагает пожать кукле руку, погладить ее по головке и пр. Далее взрослый обращается к кукле: «Маша, хочешь сесть на стул? Садись, Маша!» Обращается к ребенку: «Попроси Машу сесть» - стимулирует к общению с куклой с помощью речи и жестов. «Маша, как настоящая девочка, - продолжает педагог, - вот у нее руки. Где у Маши руки? Вот ноги, где ноги? Вот голова, где голова? Покажите, пожалуйста, где глаза, нос, рот?» Ребенок показывает, легко дотрагиваясь руками, взрослый поощряет высказывания, действия ребенка. Если ребенок не говорит, неоднократно четко произносить нужные слова самому взрослому, спокойно и ласково, показывая плавными движениями и жестами, доступными для подражания. Взрослый делает вид, что кукла шепчет ему что-то на ухо, а он внимательно слушает, потом обращается к ребенку: «Маша хочет спросить, а где у (имя ребенка) руки и ноги?» Кукла обращается: «Где у тебя ручки, где ножки? Можно я поглажу тебя по голове, а ты можешь погладить меня? Можно к тебе на ручки?» - и т.д.
2. «Кукла Маша ходит»
Цель: продолжать учить ребенка играть с куклой, радоваться встрече с ней. Закреплять знакомые игровые действия, помогать сопровождать их речью, показать новые игровые действия с куклой.
Материал: кукла.
Содержание игры. Рекомендуется начать совместную деятельность с подвижной игры с речевым сопровождением: «Большие ноги идут по дороге», - взрослый и ребенок движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова «Топ, топ, топ» вместе и делая большие шаги. «Маленькие ножки идут по дорожке», - продолжает взрослый и делает вместе с ребенком маленькие шажки, произносят: «топ, топ, топ...» «В ямку - бух!» - приседают, «падают» в ямку. «Как мы упали? Бух! Бух! Сидим в ямке, слышим, кто-то поет: а-а-а-а. Кто это поет? Правильно, Маша поет! Как поет Маша? Позовем ее, пусть поможет выбраться из ямки!» - зовут Машу. Она приходит, помогает - протягивает ручки (вместе со взрослым). «Маша, а ты умеешь ходить? Покажи! (имя ребенка), попроси Машу идти». Маша идет маленькими ножками: топ, топ, топ. Как идет Маша? Топ-топ. Повторяем вместе и самостоятельно. «Бух! Упала! Как упала Маша? Уа, уа, плачет Маша! Как плачет Маша? Не плачь, не плачь!» - взрослый гладит по голове куклу, прижимает к себе, предлагает пожалеть куклу так же. «Не плачь, Маша, мы с тобой поиграем еще раз!» - заканчивает игру взрослый.
3. «Покатай куколку в коляске».
Цель: Продолжать учить ребенка играть с куклой, радоваться встрече с ней. Вызвать желание покатать куколку в коляске. Учить заботиться о близких.
Материал: кукла, коляска.
Содержание игры. Воспитатель зовёт детей к куколке. Говорит, что куколка хочет гулять. Предлагает взять куклу Машу за ручку и погулять с ней. «Большие ноги идут по дороге», - взрослый и ребенок движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова «Топ, топ, топ» вместе и делая большие шаги. «Маленькие ножки идут по дорожке», - продолжает взрослый и делает вместе с ребенком маленькие шажки, произносят: «топ, топ, топ...» После взрослый говорит: «Кукла устала, давай покатаем ее на коляске! Садись, Маша! Тебе удобно? Я тебя покатаю! Не бойся!» - взрослый говорит короткими фразами, стимулируя ребенка к повторению в зависимости от речевых возможностей своего малыша.
Покатаю Машеньку, Куколку свою.
Покатаю Машеньку, песенку спою.
Я в коляске Машеньку, Машеньку везу.
Я коляску с Машенькой деткам подвезу.
4. «Уложим Зайку спать»
Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить зайку головой на подушку, накрыть одеялом Формировать у детей временные отношения: день – гуляют, играют, кушают, ночь – спят. Учить ласково обращаться с зайкой. Воспитывать культуру поведения.
Материал: игрушка – зайка, кроватка, одеяло, подушка, простынка, матрац.
Содержание игры. Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка много прыгал и устал, что зайке пора спать. Педагог обращается к детям: «Мы сегодня будем укладывать спать нашего зайку. Куда положим зайку? Правильно, на кровать. Сиди, зайка, пока на стуле, мы тебе все приготовим». Взрослый достает по очереди (по логике последовательности действий) необходимые. предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой: «Это… матрац. Что это? Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац положим …правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался. Зачем простынка? Под голову положим… подушку. Зачем подушка? А чем накроем зайку? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?» Если дети могут назвать наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы. Позже дети учатся самостоятельно надевать их. Педагог продолжает: «Ложись, зайка, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи. Я тебе песенку спою».
5. «Покачай куклу Машу, спой ей песенку»
Цель: Учить выполнять игровые действия, поощрять стремление использовать в игре потешки. Учить качать куколку спокойно, заботясь о ней. Петь песенку «баю-бай».
Материал: кукла.
Содержание игры. Воспитатель изображает, что кукла Маша плачет: «Уа, уа!». Изображает, как плачет. «Что наша Машенька сегодня капризничает. Наверное, она устала. Давайте пожалеем Машу». Предлагает детям по очереди погладить Машу по голове. «Ничего Машенька не хочет, только плачет и плачет. Давайте, ребятки, попробуем Машу покачать, споём колыбельную песенку, может, она и поспит»,- продолжает воспитатель. Предлагает детям взять куколку на ручки и осторожно покачать её.
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Нарядился, воротился,
Стал он люлечку качать.
Баю – баю – баю – бай.
Спи, Машенька, скоренько.
Встань, Машенька, с зоренькой!
Предлагает детям, качая куклу, подпевать: «Аа, аа, баю-бай».
6. «Уложим куклу Машу спать»
Цель: Познакомиться с предметами одежды; закрепить последовательность одевания и раздевания куклы. Воспитывать доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим. Прививать культуру общения.
Материал: кукла, кроватка, одеяло, матрац, подушка, простынка.
Содержание игры. Воспитатель приносит в группу куклу. Кукла «здоровается» с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, кукла очень ласковая, добрая и воспитанная девочка. Но она очень устала, долго гуляла на улице, помогала другим ребятам и ей очень хочется отдохнуть. Дети предлагают ей отдохнуть, показывают красивую кроватку. Воспитатель обращает внимание на ласковое произношение слов. Но Маша еще маленькая, не умеет самостоятельно раздеваться, и воспитатель предлагает детям помочь ей в этом. Воспитатель обращает внимание на последовательность раздевания, аккуратного складывания вещей на стульчик, уточняет название одежды. Дети желают кукле «Спокойного сна!», а вечером «Спокойной ночи!». Воспитатель обращает внимание на то, что когда кто-то спит, играть и разговаривать надо тихо, чтобы не разбудить спящего.
7. Кукла Маша пляшет и поет»
Цель: Показать детям новые игровые действия с куклой. Учить подражать действиям взрослого. Закреплять интерес к кукле. Воспитывать положительное отношение к игрушке.
Материал: куклы, ширма, музыкальное сопровождение.
Содержание игры. Дети подходят к ширме. За ширмой спрятаны куклы. Взрослый говорит: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она спряталась и ждет, когда мы ее позовем». «Маша! Маша! - не идет… Еще раз позовем…» Кукла появляется из-за ширмы, радуется детям, замечает какую-то деталь во внешности у детей (прическа, платье, рубашка и т.п.), все это делает куклу близкой ребенку, облегчают контакт с ней. «Маша умеет петь песенку, послушай!» - взрослый берет куклу на руки, раскачивает ее в такт мелодии и поет: а-а-а-а. Потом кукла «шепчет» ему на ухо, что хочет петь песенку вместе с ребятами, приглашает попеть с ней. Кукла благодарит детей. «Маша умеет танцевать», - продолжает взрослый, берет за ручки куклу, она топает по столу (ковру) ножками в такт веселой мелодии. «Поможем Маше, похлопаем в ладоши!» Дети хлопают в ладоши, радуются забавным движениям куклы, кукла танцует и вдруг садится на ковер. «Маша, ты устала? Ой, устала Маша!» - стимулирует детей к повторению этого вопроса и вывода, не говорящих - к подражанию жесту удивления и сочувствия. «Пусть посидит, а мы потанцуем!» Дети танцуют, а кукла (взрослый) хлопает в ладоши. Кукла говорит о том, что позовет свою подружку, чтобы попеть с ней песенки и потанцевать. Из-за ширмы «выходит» кукла, и дети танцуют с куколками.
8. «Построим домик для Мишки»
Цель: Показать детям новые игровые действия с мишкой и кубиками. Учить подражать действиям взрослого. Закреплять интерес к игре. Учить обыгрывать заданную ситуацию.
Материал: игрушка-мишка, кубики.
Содержание игры. Воспитатель обращает внимание детей на чей-то плачь: «Слышите, ребятки, кто-то плачет? Кто это?» Показывает детям мишку. «Кто это, посмотрите. (мишка) Что случилось с тобой, мишка? У мишки ребятки нет домика. Ему очень грустно. Вам жалко мишку?» Предлагает пожалеть мишку. «Давайте поможем мишке. Построим ему домик». Показывает детям кубики и предлагает построить домик. Дети вместе с воспитателем делают простую постройку.
Тук, да тук, тук, да тук,
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой,
И с крылечком и с трубой.
Разукрасим мы дом
И вверху флажок прибьем.
Будет жить в доме том мишка.
«Вот как мишка рад, он улыбается. Спасибо, ребятки, Вы такие молодцы! Теперь и у меня есть дом». Мишка благодарит детей, жмёт им руку. Дети играют с мишкой и построенным домиком.
9. «Угостим Зайку и Мишку чаем»
Цель: Учить детей выполнять простые игровые действия. Называть и показывать чайную посуду. Развивать интерес к игре. Побуждать к активной речи.
Материал: игрушка – мишка, игрушка – зайка, кукольная чайная посуда.
Содержание игры. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости? Сегодня к нам в гости придут мишка и зайка. Давайте им чаю приготовим. Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. Нальем в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставим его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть мишка и зайка. Поставьте им чашку с блюдцем. А ты, (имя ребёнка), куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, …, пожалуйста. Теперь все готово. Можно встречать мишку и зайку. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.
10. «Покатаем куклу Машу на машине»
Цель: Учить детей выполнять простые игровые действия с куклой и машинкой. Учить катать куколку осторожно. Учить детей удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев рук при ходьбе.
Материал: куколка, машинка.
Содержание игры. Воспитатель сажает на машину куклу Машу и говорит: «Маша хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Держи верёвочку и осторожно покатай Машу». Во время игры воспитатель поет:
Машина, машина идет гудит: «Би-би-би!» Би-би-би!»
В машине, в машине ребят полно.
Поехали дети, глядят в окно: «Би-би-би! Би-би-би!»
«Спасибо, …, ты был хорошим шофером. Кто ещё хочет покатать Машу?» Дети по желанию катают куколку. После игры кукла Маша благодарит детей: «Спасибо, ребята».
11. «Научим Мишку умываться»
Цель: Формировать у детей культурно – гигиенические навыки. Продолжать учить правильно умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем.
Материал: игрушка – мишка, полотенце, мыло (предметы-заместители).
Содержание игры. «Наш мишка спал, а теперь проснулся. Давайте поможем ему встать с постели», -говорит воспитатель. Дети достают мишку из кроватки, обнимают его, гладят по голове. «Надо помочь мишке помочь умыться. …, открой кран». Дети открывают кран с водой, воспитатель рассказывает потешку: Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
«Возьмём мыло и намылим мишке ручки. Помогите ему. А теперь будем мыло смывать водичкой и вытрем мишку полотенцем. Вот какой мишка стал чистый». Мишка благодарит детей.
12. «Оденем куклу Машу на прогулку»
Цель: Подобрать предметы одежды по сезону. Учить одевать куклу в правильной последовательности. Продолжать учить помогать близким, заботиться о них.
Материал: кукла, кукольная одежда.
Содержание игры. Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Маша уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку. Давайте вместе одевать Машу на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Чтобы маша не замерзла, одену ей теплую кофточку. Какая у Маши кофточка? (Большая, теплая, красная). Теперь оденем сапожки.
Наденем на ножки новые сапожки
Пустим по дорожке. Будет Машенька ходить,
Сапожки новые носить.
Что теперь будем одевать? (шапку). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть кукле (пальто, шубу).
Наша Маша маленька, На ней шубка аленька,
Опушка бобровая, Маша чернобровая.
«На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей».
13. «Научим куклу Машу раздеваться после прогулки»
Цель: Учить раздевать куклу в правильной последовательности. Продолжать учить помогать близким, заботиться о них.
Материал: кукла, кукольная одежда, шкаф для одежды.
Содержание игры. Воспитатель говорит: «Маша вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Помогайте ребятки Маше раздеваться. Развязали Машеньке шарфик полосатенький. Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно. А сейчас, что мы поможем Маше? (шубу) Куда мы повесим шубу? (в шкаф). Что мы еще не сняли? (сапожки) Куда мы поставим сапожки? (в шкаф) Снимем с ножки новые сапожки. Что еще надо снять? (колготки). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!
Вот они сандалики
У нашей Маши-крошки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки
А теперь можно играть? Нет, надо умыться.
14. «Накормим Зайку кашей»
Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде. Активизировать речь детей. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к Зайке.
Материал: игрушка – зайка, кукольная столовая посуда, кукольная мебель.
Содержание игры. Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (тарелки, ложки и т.д.). Показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить зайку кашей.
Кушай, детка, кашку.
Ложечку- за папу, ложечку- за маму.
Будешь самым сильным, Ловки, смелым и умелым.
После еды зайка благодарит ребят. Воспитатель предлагает детям убрать посуду со стола.
15. «Кукла Маша собирается на праздник»
Цель: Учить детей называть различные предметы праздничной одежды, аксессуары. Познакомить с последовательностью их одевания, используя любимых кукол детей. Учить правильно надевать различные предметы одежды.
Материал: Куклы, одежда для кукол, банты, различные праздничные аксессуары.
Содержание игры. «Ребята, куклу Машу пригласили на праздник. Она расстраивается, что не сможет быть красивой. Поможем Маше? Давайте посмотрим, какие у Маши есть платья и выберем самое нарядное». Дети вместе с воспитателем достают платья из кукольного шкафа, рассматривают их и выбирают самое нарядное. «Давайте поможем Маше одеться. Что сначала оденем? (колготки) Где они? А потом? (платье) Вот какая Маша нарядная! Только чего-то не хватает. Что ещё забыла Маша? (туфли) И. чтобы Маша была совсем красавица, оденем ей бусы. Вот теперь всё. Маша готова, может отправляться на праздник». Маша благодарит ребят за помощь.
16. Делаем причёску кукле Маше»
Цель: Показать новые игровые действия с куклой. Вызвать интерес к игре. Подобрать необходимые атрибуты к заданной игровой ситуации. Вызвать желание помогать.
Материал: Кукла, расчёска, бант.
Содержание игры. Воспитатель обращается к детям: «У куклы Маши сегодня праздник. Маша хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Машу красиво. Ребятки, вы хотите мне помочь? Давайте играть вместе. Возьмём расчёску и причешем Маше волосы». Дети по очереди расчёсывают волосы кукле. Воспитатель подбадривает: «Вот так. Сейчас можно и бантики им завязать. Вот какая красивая стала Маша».
Расти, коса, до пояса, Не вырони не волоса. Расти, косынька, до пят –Все волосинки в ряд.
Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться, вежливо выражать свою просьбу: «причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т.п.
17.«Кукла Катя заболела»
Цель: Учить выполнять новые игровыедействия. Подбирать атрибуты для игры. Формировать элементарные представления о здоровье, правилах личной гигиены.
Материал: Кукла, набор доктора.
Содержание игры. Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. «Я сама буду доктором. У меня есть колпак, халат и инструменты. Давайте вместе лечить куколку, начнем. Давайте послушаем ее. Что нам для этого нужно? (трубка). Слышишь, как бьется Катино сердечко: тук-тук-тук? (предложить детям по очереди послушать) Дыши, Катя. Где ложечка? Катя, скажи: «А-а-а». Видите, горло у Кати красное и температура высокая. Теперь Катя пусть поспит». Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:
«Тихо. Тихо. Тишина. Катя бедная больна.
Катя бедная больна, просит музыки она.
Спойте, что ей нравится, и она поправится».
«Вот видите, мы развеселили Катю, и она быстро поправилась».
18. «Поможем кукле Маше приготовить суп»
Цель: Продолжать учить действовать в заданной игровой ситуации. Подобрать атрибуты к игре. Прививать желание заботиться о близких.
Материал: Кукла, плита, столовая посуда, муляжи овощей (предметы-заместители).
Содержание игры. Воспитатель: «Ребята, кукла Маша проголодалась. Скоро обед, и Маша хочет приготовить суп. Давайте поможем Маше сварить суп». Воспитатель предлагает детям подобрать необходимую посуду. Показывает детям предметы посуды, просит их назвать. «Вот мы и помогли Маше подобрать необходимую посуду. Но, вот ведь беда какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты». Дети перебирают овощи и складывают в кастрюлю, то. Что нужно для супа. Воспитатель помогает. Затем просит детей посолить суп и помешать ложкой. «Давайте попробуем наш суп. Ах, как вкусно! Молодцы, помогли Маше». Маша благодарит ребят за помощь и приглашает всех к столу обедать.
19. «Устроим кукле Маше комнату»
Цель: Расширять представления детей о предметах мебели (стол, стул, диван, кровать) и их назначении. Называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетаниями, облегчённые слова). Побуждать к активным действиям.
Материал: Кукла, кукольная мебель.
Содержание игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит знакомую детям куклу. (Малыши, узнав Машу, радуются.) «Здесь будет Машина комната. Тут Маша будет жить. Машенька, тебе нравится твоя комната?» «Нет, - отвечает Маша. - Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет, кровати нет». Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Маше кровать?» Предлагает кукле осмотреть кровать, а затем лечь в нее: «Ложись, Машенька!» Маша ложится и засыпает. «Пусть поспит, - говорит воспитатель, - а мы ей комнату устроим. Стол поставим... Что это? Зачем Маше стол? И стулья надо. Зачем стулья?» - интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья. Затем воспитатель вносит шкаф для белья и для посуды (буфет). Спрашивает названия этих предметов мебели, объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья. После того, как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Машу. Просыпается Маша. Она радуется новой мебели. Маша благодарит ребят.
20. «Постираем кукле Кате платье»
Цель: Способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нём посильное участие.
Материал: Кукла, кукольная одежда, тазик, мыло.
Содержание игры. Воспитатель обращается к детям: «Маша сегодня упала и испачкала своё платье. Его нужно постирать. Что нам для этого нужно? Давайте возьмём таз и мыло». Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем (втроем). Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (нельзя, потому что не принесли воды) Какая нам нужна вода? (теплая). Давайте принесем воды и нальем ее в таз. Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого.
У меня большая стирка, мне белье стирать не лень.
Я в лоханку лью водицу и стираю целый день.
В мыльной пене, в мыльной пене станет чистым все белье.
Выстиранное белье складывают в отдельные тазики. По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую, холодную, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого. После того, как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место.
21 «Мишка и Зайка испачкались»
Цель: Вызвать интерес к игровой ситуации. Подобрать необходимые атрибуты к игре. Формировать представление о культурно-гигиенических навыках. Продолжать учить заботиться о близких.
Материал: Игрушка – мишка, игрушка – зайка, тазик, полотенце, мыло, мочалка.
Содержание игры. Дети подходят к столу, на котором находятся ванночка и купальные принадлежности. Воспитатель говорит: «Дети, сейчас мы будем купать мишку и зайку. Они испачкались». Воспитатель ставит на стол ванночку с водой. «Смотрите, зайка и мишка хотят купаться. Где их можно выкупать? (в ванночке) Какая нужна водичка? (Теплая). Что еще нам надо, чтобы помыть зайку и мишку? (Мыло, мочалка) Чем будем вытирать? (Полотенцем) Начинаем мыть. Куда надо посадить мишку и зайку? (В ванночку) Что будем им мыть? (Ручки, ножки) А животик будем мыть? (Да)» Выполняет вместе с детьми действия. А теперь польем на Катю из лейки водичкой. Вот какие они чистые. Вытрем мишку и зайку полотенцем. А что же дальше будем делать? Теплого чаю выпить дадим и положим в постель. Дети вместе с воспитателем укладывают в кровать. Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает детям убрать предметы на место. Затем благодарит за помощь.
22. «Кукла Маша собирается в детский сад»
Цель: Активизировать речь детей. Воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле. Продолжать учить одеваться по алгоритму.
Материал: Кукла, кукольная одежда, полотенце.
Содержание игры. Воспитатель показывает детям, что кукла Маша ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. «Давайте, ребятки, разбудим Машу. Машенька, просыпайся. Тебе пора в детский сад». Воспитатель вместе с детьми поднимает куклу из постельки. «Давайте поможем Маше умыться и почистить зубки». Дети ведут машу к крану умываться, вытирают её полотенцем. Воспитатель показывает, как нужно почистить зубки Маше. «А теперь помогите выбрать Маше одежду в детский сад». Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её. Воспитатель вместе с детьми одевает куколку. «Что оденем сначала? (колготки) А потом? (платье) А теперь давайте сделаем Маше причёску, завяжем ей бант. Вот какая Маша красавица! Теперь она готова идти в детский и играть там с ребятами». Дети танцуют вместе с куколкой.
23. «Кукла Маша просыпается»
Цель: Формировать умение выполнять игровые действия. Подбирать предметы одежды. Учить заботиться о близких, помогать им.
Материал: Кукла, кукольная одежда.
Содержание игры. «Солнышко уже проснулось, ребяткам улыбнулось. Ребятки тоже проснулись, а Маша всё ещё спит. Давайте позовём Машу играть. Маша просыпайся, пора вставать». Воспитатель предлагает детям позвать Машу, погладить её.
Ручки-ручки – потягушкиИ ладошки – похлопушки.Ножки-ножки – топотушки,Побегушки, попрыгушки.С добрым утром, ручки,Ладошки и ножки,Щёчки-цветочки –чмок.
Куколка просыпается. «Вставай, Маша, умывайся, одевайся, будем играть». Дети вместе с воспитателем поднимают куклу Машу из кроватки, умывают, вытирают полотенцем. «Маша, нужно убрать постель. Давайте поможем Маше». Дети заправляют аккуратно куколкину постель. «Теперь поможем Маше одеться». Достают одежду куклы из шкафа, одевают куколку по алгоритму. После играют с куколкой. Куколка благодарит ребят за помощь.
24. «Мишка пришел в магазин»
Цель: Учить детей действовать в новой игровой ситуации. Подбирать необходимые атрибуты. Помочь детям обустроить место для игры. Способствовать развитию сюжета.
Материал: Игрушка – мишка, атрибуты для игры «Магазин».
Содержание игры. Воспитатель говорит детям: «Мишка собирается в магазин за продуктами, но он не хочет идти один, потому что ему нужно купить много продуктов. Он просит вас помочь». Воспитатель предлагает детям взять сумки и отправляться в магазин. Дети выбирают продукты. Воспитатель спрашивает, что это и объясняет для чего тот или иной продукт. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
25. «Кукла Маша наводит порядок»
Цель: Предложить детям подобрать необходимые атрибуты к игре. Учить брать на себя необходимую роль. Учить выполнять в игре знакомые трудовые операции.
Материал: Кукла, тряпочка, детское ведёрко, щётка.
Содержание игры. Воспитатель: «Ребятки, посмотрите какой у Маши в комнате беспорядок. Маша, давай будем убираться. Поможем куколке. Что нам нужно для уборки? (ведро, тряпочка, щётка, вода)». Дети приносят уборочный инвентарь, рассматривают его, воспитатель рассказывает о его назначении. Потом вместе с детьми начинают уборку. Протирают мебель, подметают, убирают вещи по своим местам.
Бим-бом, тили-бом, собираем все кругом!Бим-бом, тили-бом, будет чистым наш дом!
«Вот какие, молодцы! Всё убрали, теперь у Маши чисто и красиво. Маша говорит вам спасибо, ребятки. Теперь можно и потанцевать. Становитесь с Машей танцевать».
26. «Мишка и Зайка поздравляют куклу Машу с праздником»
Цель: Предложить детям принять участие в игре. Выполнять игровые действия по сюжету. Обогащать социальный и коммуникативный опыт детей. Активизировать словарный запас детей.
Материал: Игрушка – зайка, игрушка – мишка, кукла, подарки.
Содержание игры. «Ребятки, вы знаете, что скоро праздник - 8 марта. В этот день поздравляют всех мам, бабушек и девочек. Маша тоже девочка, значит и у неё праздник. Сегодня Машу придут поздравлять зайка и мишка. Поможем Маше нарядиться и накрыть на стол». Ребята вместе с воспитателем выбирают для Маши нарядное платье и бант, одевают куклу. Потом накрывают стол для чаепития. Воспитатель просит детей показывать и называть предметы чайной посуды. «А вот и наши гости: мишка и зайка. Они принесли для Маши цветочки. Маше очень понравились цветы. Давайте поставим их в вазу. Сначала нужно налить в вазу воду, а потом поставить в неё цветы». Дети выполняют инструкцию воспитателя. «Маша приглашает гостей пить чай». Дети помогают посадить Машу, зайку и мишку за стол и поят их чаем. Куколка благодарит гостей за подарки.
27. «Помогаем кукле Маше собрать игрушки»
Цель: Используя метод косвенного руководства. Способствовать организации игры. Учить детей отражать свои впечатления, применять умения, общаться в ходе игры.
Материал: Кукла, игрушки.
Содержание игры. Воспитатель говорит детям: «Кукла Маша в своём детском саду разбросала все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Вам жалко Машу. Давайте её успокоим и пожалеем». Дети жалеют куколку. «Давайте ей поможем. Вы поможете Маше собрать игрушки? Все игрушки должны лежать на своих местах. Поможем?» Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей. Дети собирают игрушки. После того, как все игрушки убраны, Маша благодарит ребят за помощь и предлагает потанцевать.
28. «Угостим Зайку обедом»
Цель: Подобрать необходимые атрибуты к игре. Накрыть на стол. Учиться ухаживать, заботиться, помогать.
Материал: Игрушка – зайка, кукольная мебель, кукольная столовая посуда.
Содержание игры. Воспитатель: «Скоро зайка возвратится с прогулки. Он долго играл, проголодался, давайте приготовим ей кашу и компот». Педагог вместе с детьми готовит посуду: кастрюли, тарелки, нож, ложки, хлебницу, чашку. Затем наливает воду в кастрюли и ставит их на плиту. Предлагает помыть фрукты. «Вода уже кипит, высыпай из тарелки фрукты в кастрюльку, мешай ложкой. Теперь насыплем сахару. Зайка любит сладкий компот». Пробует на вкус, накрывает кастрюлю крышкой, отставляет в сторону. «А теперь для зайки наварим сладкой каши. Вот здесь у нас в коробочке крупа. Называется она рис. Рисовая каша очень вкусная». Пересыпает крупу в тарелку, привлекает детей к приготовлению каши. «Вода уже закипела, надо помыть крупу (моет). Теперь высыплем рис в кипящую воду и будем варить». Помешивает ложкой кашу: «Да, да, да, да, да, да, каша будет хороша. Варю я не спеша. И в кастрюльке понемножку все помешиваю ложкой. Да, да, да, каша очень хороша. Готово, сварилась рисовая каша». Дети ставят на стол тарелку, чашку, кладут ложки, салфетки. «Позовите зайку. Все уже приготовлено». Накладывает кашу в тарелку, ставит на стол. Вместе с воспитателем умывают зайке и вытирают лицо и руки полотенцем, усаживают за стол, кормят. «Кушай, зайка, не спеша. Кушай кашу, кушай, крошка. И компота пей немножко». Зайке понравился обед, он вытирает рот салфеткой, благодарит детей.
29. «Детский сад»
Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду.
Развитие способности взять на себя роль. Игровой материал. Куклы,
игрушечная посуда, предметы-заместители.
Ход игры:
Педагог может сначала сам показать действия с предметами. Например,
играя роль повара, воспитатель готовит необходимые предметы для
приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы мешать суп, морковь,
картофель и т. д. При этом воспитатель использует предметы-заместители.
После этого предлагает одному из детей сварить суп.
Так, педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит
слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру. Например, две
девочки играют с куклами, поднимают их с постели, одевают их,
разговаривают между собой, поодаль от них другая девочка организует
детскую столовую, она сажает за стол трех кукол и расставляет перед ними
столовые приборы. Данную ситуацию воспитатель может использовать
следующим образом: он подсказывает двум девочкам, что мамам уже пора
идти на работу, а детям — в детский сад, там уже начинается завтрак. Таким образом, педагог способствует естественному объединению двух играющих
группировок в одну. Игра уже продолжается на более высоком уровне
30. «Игрушки у врача»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить
31. «Строим дом»
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
32. «День рождения Степашки»
Цель: Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы –тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. процессе игры.
33. ««Покатаем кукол на машине»
Цель: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.
Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичик), рули (2-3 шт.), куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка), в строительном уголке воспитателем заранее построена машина.
Ход игры:
Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала) куклу Катю. Говорит:
-кукла хочет покататься на машине. А кто будет шофёром?
-Спасибо, Саша, ты был хорошим шофёром. Посмотри, к тебе пришли ещё ребята. Они тоже хотят покатать свои игрушки. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.)
-А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Ваню тоже быть шофёром. Поможем ему построить машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Ваней будем строить. Приглашай пассажиров.
34. «Собираемся на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
35. Путешествие с Доктором Айболитом»
Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям ,их выполнению в определенной последовательности: осмотр , послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;
развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.
Ход игры:
В-ль: Дети, мы с вами отправимся в интересное путешествие. Вы хотите со мной путешествовать? (Да).
В-ль: Ой, а это кто к нам пришел? (Ответы детей). Правильно, это же добрый доктор Айболит. Давайте с ним поздороваемся и ему улыбнемся. (Обращается к Айболиту). Доктор Айболит, а что случилось?
Д.А.: Кукла Маша заболела,
Кашу манную не ела,
Надо Машу полечить
Спать в кроватку уложить.
В-ль.: Ой, жалко Машу, она заболела.
Д.А.: А чтоб вылечить Машу, необходим мой волшебный чемоданчик, а я его где- то оставил.
В-ль: Надо помочь Д.А. вылечить Машу, давайте пойдем в детский сад и там его поищем. (Преодолеваем препятствия ручеек, камушки и т.д.) А вот и твой волшебный чемоданчик.
36. «Больница»
Цели: продолжать знакомить детей с профессиями врач и медсестра; вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Оборудование: медицинские карточки по количеству детей, игрушечный фонендоскоп, шпатель, зеркало, градусник, зелёнка, стол, 2 белых халата для врача и медсестры, 2 белых шапочки, вата, бинт, шприц.
Ход игры:
Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (ребенок)
В р а ч. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?
Пациент-зайчик (жалобно).Я – доктор.
Врач. Садитесь, больной. Что у вас болит?
Пациент. У меня кашель, болят ушки.
Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?
Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.
37. «Стирка кукольного белья»
Цели: учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр; способствовать становлению сюжетно игры с куклами, обогащать содержание таких игр.
Материал и оборудование: ванночка, мыльница, мыло ( предмет-заместитель), стиральная доска, утюг; кукольное бельё; стойка для развешивания белья; гладильная доска.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям:
-Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное бельё. Что нам для этого нужно?
(Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоём (втроём). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в маленьких тазиках - главное, чтобы дети находились рядом).
Когда всё необходимое для стирки готово, педагог спрашивает:
-Можно стирать бельё
38. «В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»
Цель: Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь. Материал и оборудование: Игровой набор «Инструменты» Ход игры: Из детей воспитатель выбирает мастера по ремонту игрушек, одевает его в фартук и даёт ему чемодан с инструментами. Сообщает детям, что пришёл мастер по ремонту игрушек, кому необходимо, что отремонтировать зовите мастера. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.
39. «Семья»
Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.
Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение
художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.
Игровые роли. Мама, папа.
Ход игры.
Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату. После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы. Затем дети играют с куклой самостоятельно.
40. «Поездка»
Цель. Обучение детей реализации игрового замысла.
Игровой материал. Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители.
Подготовка к игре. Наблюдение на прогулке за транспортом. Чтение стихотворений и рассказов о транспорте. Изготовление из строительного материала машины, самолета, парохода, поезда, лодки, автобуса и др.
Игровые роли. Машинист, шофер, пассажир.
Ход игры.
Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены игровые действия. Воспитатель начинает игру: «Сейчас буду строить что-то очень интересное. Кто хочет мне помогать? Принесите, пожалуйста, большие кубы (модули). Вот эти большие круги. Молодцы, спасибо! А теперь принесите мне, пожалуйста, много стульчиков, они тоже пригодятся. Кажется, все готово, можно начинать строить. Знаете, что я хочу вам построить? Машину. Такую большую… С колесами, с кузовом. Построю машину и буду катать моих ребят. Хотите, чтобы я вас покатала на машине?» Воспитатель строит машину и комментирует свои действия. «Сначала построю кабину (берет стулья). Кабина готова. Теперь сделаю руль. Буду рулить. Машина поедет, повезет Сашу, Марину, Вадика… Руль тоже уже готов. Буду делать кузов. Поставлю стульчики вот так, чтобы детям было удобно сидеть, кузов сделаю большой, чтобы все уместились. Осталось только приставить колеса. Все. Машина готова. Ну-ка, садитесь, мои хорошие, в машину, сейчас поедем. Это место для Кати. А это для Пети. Все сели удобно? Можно заводить машину? Чик-чик, мотор включила.
41. «Построим башенку для принцессы»
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей
Воспитатель приносит в группу красивую куклу-принцессу, сажает ее на стульчик и говорит ей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову-ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома.) Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) дети, ВЫ будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню>.
дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом — башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома.
42. «Машина едет по улице»
Цели: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов. Выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.
Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, воспитатель спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется. подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет но городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их). к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия ( «Я поеду в гараж», Мне надо ехать на дачу.. Примечание. К З годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.
43. Игра-ситуация «Игры с Жучкой»
Цель: расширить знания детей о дом. животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я )е знаю. Кто ее хозяин? Миша, ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.) Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку? Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку—и собачка «перескакивает через барьер».) Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».) Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает.) Далее дети играют с собачкой самостоятельно.
44. « Почтальон приносит телеграмму»
Цель: познакомить детей с профессией почтальона, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Воспитатель играет роль почтальона. Он стучится в дверь и говорит: «Откройте дверь почтальону! Лена, открой мне дверь, пожалуйста. Здравствуйте, дети, я — почтальон, вы меня узнали? У меня есть фуражка, сумка на ремне. Я приношу почту. Вам пришло письмо:
,,дорогие дети, поздравляю вас с Новым годом, ваш дедушка Мороз”. Вы знаете, кто такой дедушка Мороз? Он приносит подарки детям. А вот еще одно письмо. Его написала Катина бабушка. Она приглашает Катю в деревню, в гости. Катя, прочитай письмо. Кто хочет написать бабушке письмо? Пишите, я отправлю письмо по почте.
45. «Магазин игрушек»
Цель: Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей. Материал и оборудование: Игра проходит в игровом уголке – магазине. Ход игры: Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.
46. «Модная прическа»
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Вариант 1. Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла <ютвечает», что ходила в парикмахер- скую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.
Воспитатель. Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее. (делает прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится? до свидания. Кто ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя Гiостричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? Приходи еще.
Вариант 2 Воспитатель говорит: «я — парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься>.
Лена работает, подражая педагогу. дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.
Восп и тател ь. Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Леной?
Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов.
47. Игра «Угощение»
Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает
Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены игровые действия.
Действия педагога направлены на детей.
Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки — буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала — желтыми или красными полусферами. «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюше (берет из коробки одну деталь, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все.
Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что эти вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Опрашивает детей, понравились ли им булочки. Сетует и то, что булочки получились слишком большими и ;разу всю не съесть. После этого педагог предлагает тем, сто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность - сюжетно-ролевую игру.
Консультация для воспитателей, 2011 г....
Конспект по развитию игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры) во второй группе раннего возраста. "Путешествие на автобусе"
Конспект по развитию игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры) во второй группе раннего возраста. "Путешествие на автобусе"...

Картотека Формирование игровой деятельности (Обучение игре) Группа ТМНР «Особый ребенок»
Картотека Формирование игровой деятельности (Обучение игре) Группа ТМНР «Особый ребено Данная картотека разработана в соответствии ФГОС ДО, предназначена для воспитателей, специалистов и родите...

Картотека Формирование игровой деятельности (Образ-я) Группа ТМНР «Особый ребенок»
Картотека направлена на расширение представления детей о своём физическом Я; закреплять знания о частях лица и их пространственном расположении....

Картотека Формирование игровой деятельности (Пальчиковые игры) Группа ТМНР «Особый ребенок»
Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр. Игры очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Дети, повторяя движения...

Картотека Формирование игровой деятельности (Театрализованная деятельность) Группа ТМНР «Особый ребенок»
laquo;Театрализованная деятельность в группе ТМНР "Особый ребенок" направлена на оказание практической помощи воспитателям ДОО в художественно-эстетическом развитии детей с ОВЗ дошкол...

Картотека Формирование игровой деятельности (Подвижные игры) Группа ТМНР «Особый ребенок»
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм детей с ТМ...
