Картотека Формирование игровой деятельности (Пальчиковые игры) Группа ТМНР «Особый ребенок»
картотека по коррекционной педагогике

Иванова Наталия Сергеевна

Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр. Игры очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями.

Материал картотеки подобран с учётом лексических тем: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Дикие животные», «Насекомые» и т.д. для детей разных возрастных групп. Все игры апробированы, отобраны лучшие, наиболее эффективные и любимые детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

Формирование игровой деятельности

(Пальчиковые игры)

Группа ТМНР «Особый ребенок»

Содержание:

1. Ладошка

2.Ёж

3.  Жук

4.Тук-тук

5. Про кулачок с ладошкой

6. Зарядка

7. Твоя ладошка, моя ладошка

8. Мы на лодочке плывем

9. Мячик

10. Про кота

11.  Колючий ёжик

12. Башня

13. Вот-вот

14. Улитка

15. Упражнение рыбки

16. Про пальчик

17. Привет, пока

18.Упражнение руки в стороны и в кулачок

19.  На полянке дом стоит

20. Мы топаем ногами

21. Сколько насекомых

22.  Солнышко

23. Упражнение про кота

24. Король Боровик не в духе

25. Домик

26. Повстречались

27. Раз, два, три, четыре, пять

28. Коза и козленок

29.Прогулка мышек

30.  Игрушки*

31. Наш детский сад, наша группа*

32. Осень*

33. Деревья*

34. Овощи*

35. Ягоды*

36. Грибы*

37. Фрукты*

38. Овощи-Фрукты*

39. Одежда-обувь*

40. Обувь*

41. Посуда*

42. Продукты питания*

43. Зима*

44. Новогодний праздник*

45. Части тела*

46.Дикие животные жарких стран*

47.  Детеныши домашних животных*

48. Дикие животные наших лесов

49. Детеныши диких животных*

50. Домашние и дикие животные*

51. День Защитника Отечества*

52. Мамин праздник*

53. Огород*

54. Друзья садоводы*

55. Домашние птицы*

56.Зимующие птицы*

57. Транспорт*

58. Насекомые*

59. Бытовые приборы пылесос*

60. Дом*

61. Лето, цветы*

62. Мебель*

63. День Победы, на параде*

64. Наша Армия*

65. Профессии, за работу*

66. Лес, деревья, кустарники*

67. Весна, перелетные птицы*

* игры с усложненным содержанием

  1. «Ладошка»

Ладошка вверх, ладошка вниз,  Дети делают движения в соответствии с текстом.

На бочок, и в кулачок.

2. «Еж»

Вот идет колючий еж. Пальцы одной руки располагаются между пальцами другой

До чего же он хорош!  Руки ритмично «ходят» по столу.

3. «Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит Пальчики в кулаке, указательный и мизинец разведены

И усами шевелит. В стороны, шевелятся.

4. «Тук-тук»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:

С пилой работать я привык: Вжик, вжик!

Теперь беру я молоток: Тук-тук, ток-ток!

Для друзей построю дом. Постучимся и войдем:

-Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Заходи скорей мой друг!

5. «Про кулачок с ладошкой»

Ребенок попеременно сжимает пальцы в кулачки и разжимает их, имитируя мягкие движения кошки.

Кулачок – ладошка!

Я иду как кошка!

6. «Зарядка»

Взрослый выполняет упражнение вместе с ребенком, взяв его за руки.

Руки вверх. Хлоп-хлоп-хлоп (хлопает).

Руки вниз. Топ-топ-топ (топает).

Руки в стороны. Ух-ух-ух (машет кистями рук, как крыльями).

Руки вперед. Тук-тук-тук (стучит кулачками).

7. «Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»

8. «Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -

Покачнулись ты и я.

9. «Мячик»

Стихотворение заучивается вместе с движениями с мячом.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч катаю между рук. О. Крупенчук

10. «Про кота»

Кот сибирский, кот пушистый, Дети совершают чередующиеся ритмичные движения:

Учит он котят считать: два хлопка,

- Ну-ка, детки, по порядку: два удара кулаком о стол.

Раз, два, три, четыре, пять! Загибают пальцы.

А потом лишь отдыхать!

11. «Колючий ежик»

Ежик колючий бежал по дорожке,

Ежик колючий — короткие ножки.

(Пальцы обеих рук скрещены, опускаем их и поднимаем.)

Встретил он зайчика,

(Показываем «ушки».)

«Здравствуй!» — сказал

(Пожимаем руку ребенку.)

И по дорожке опять побежал.

(Пальцы обеих рук скрещены, опускаем их и поднимаем.)

12 «Башня»

Кулачок на кулачок

Ставим дружно на бочок

(Взрослый с ребенком по очереди ставят друг на друга кулаки.)

Держим крепко кулаки.

Башня, ты не упади!

(Удерживаем «башню»)

13.  «Вот-вот»

Где червяк ползет? Вот-вот!

(Сгибаем и разгибаем указательный палец левой руки, а указательным пальцем правой руки показываем на «червяка».)

Где же дерево растет? Вот-вот!

(Левую руку ставим на локоть, пальцы растопырены, а указательным пальцем правой руки показываем на «дерево».)

Где мальчик идет? Вот-вот!

(Указательным и средним пальцами левой руки «идем» по столу,

указательным пальцем правой руки показываем на «мальчика».)

А лягушка? Вот-вот!

Эту песенку поет

(Четырьмя пальцами левой руки шлепаем по ладони.)

14.Упражнение «Улитка»

Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений

кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Взрослый показывает на стол или ковер.

- Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка

по травке ползет, медленно-медленно.

Положить кулак на стол и медленно передвигать его вперед, предложить

ребенку повторить движение за вами.

-Давай позовем улитку: может, она выглянет из своего домика.

Улитка, улитка, высуни рожки!

Дам тебе я хлебушка крошки!

(высовываем вперед указательный и средний пальцы)

15. Упражнение «Рыбка»

Рыбка-малютка по речке плывет, Ладони прижаты друг к другу

«ковшиком». Волнообразные

Рыбка-малютка хвостиком бьет. движения из стороны в сторону –

«плывущая рыбка».

16. Пальчиковая игра «Про пальчики»

Взрослый берет каждый пальчик ребенка и рассказывает про него:

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик средненький,

Этот пальчик сильненький,

Ну а этот – малышок.

Вместе будет кулачок!

17.  Игра «Привет! Пока!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

контакта.

Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

- Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

-Давай здороваться. Помаши рукой! Привет!

При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой.

-Пока! Пока!

Затем предлагает ребенку попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока!

18. Упражнение «Ручки в стороны, в кулачок»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:

Ручки в стороны, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Ручки вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

19. Игра «На полянке дом стоит»

На полянке дом стоит.                  Ребенок изображает «крышу».

Ну, а к дому путь закрыт.              Соединяет кулачки.

Мы ворота открываем -                 Разъединяет кулачки.

Всех вас в домик приглашаем.    Имитирует приглашение.

Стол стоит на толстой ножке,       Ставит ладонь на кулак.

Рядом - стульчик у окошка,           Прижимает ладонь к кулаку.

Два бочонка под столом.             Сжимает пальцы в кулаки.

Вот какой мы видим дом!    Выставляет кверху                      большой палец

20. Упражнение «Мы топаем ногами»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:

Мы топаем ногами: Дети ходят на месте.

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: Хлопают в ладоши.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Качаем головой. Наклоняют голову вправо-влево.

Мы руки поднимаем, Поднимают руки вверх.

Мы руки опускаем, Опускают руки вниз.

Мы руки разведем. Поднимают руки в стороны.

И побежим кругом. Бегут.

21. Игра «Сколько насекомых»

Сколько насекомых в воздухе кружат? Сжимает и разжимает пальцы.

Сколько насекомых в ухо мне жужжат?

Два жука и две пчелы, Загибает пальцы.

Мухи две, две стрекозы,

Две осы, два комара.

Называть ответ пора!

22. Упражнение «Солнышко»

(использование грецкого ореха)

Нарисую солнышко

Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание

На своей ладошке. орешка по часовой стрелке между

ладонями).

Пусть оно сияет Проводить орешком по

каждому пальчику.

Хоть и понарошку.

23. Упражнение «Про кота»

Кот сибирский, кот пушистый, Дети совершают

чередующиеся ритмичные движения:

Учит он котят считать: два хлопка,

- Ну-ка, детки, по порядку: два удара кулаком о стол.

Раз, два, три, четыре, пять! Загибают пальцы.

24. «Король Боровик не в духе»

Цель: развивать мышцы рук, ног; умение соотносить движения с содержанием текста.

Ход упражнения.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Его покусали мухи.

Движения выполняются согласно содержанию текста.

25. «Домик».

На полянке дом стоит,Ну а к дому путь закрыт.Мы ворота открываем,В домик всех вас приглашаем.

Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.

26. «Повстречались».

Повстречались два котенка – мяу-мяу,

Два щенка – ав-ав,

Два жеребенка – иго-го

Два тигренка – р-р-р,

Два быка – му-у-у-у

!Смотри, какие рога!

На каждую фразу одновременно соединять одноименные пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

27. «Раз, два, три, четыре, пять».

Раз, два, три, четыре, пять!Будем пальчики считать:Крепкие, дружные,Все такие нужные!На другой руке опять:Раз, два, три, четыре, пять!Пальчики быстрые,Хотя не очень… чистые.

На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую фразу – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью – по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю фразу – помахать пальцами обеих рук. 28. «Коза и козленок».

Идет коза рогатая,Идет коза бодатая.За ней козленочек бежит,Колокольчиком звенит.

На первую фразу указательным пальцем и мизинцем изобразить рога. На вторую – пальцы соединить в щепотку, опустить вниз – колокольчик звенит.

29. «Прогулка мышек»

Съешь на завтрак пирожок.

Раз, два, три, четыре, пять (взрослый сгибает верхние фаланги пальцев одной

руки),

Пошли мышки погулять!

Испугались они кошки (рука сжимается в кулак, а вторая накладывается сверху),

Вот и спрятались немножко.

Когда кошка пошла спать, вышли снова погулять (вторая рука освобождает

кулачок, кончики пальцев снова сгибаются).

30. «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

машинку».)

31. «Наш детский сад, наша группа.»

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно 
Это Маша, начиная с мизинца). 
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.

32. «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

33. «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

34.  «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

35.  «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки

погладить  каждый пальчик от основания до самого кончика, как

будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

«убегают» как можно дальше.)

36. «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

37. «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)Вместе с жёлтой кожей.         (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения  «помешиваем чай».)

38.  «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

39.  «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

40.  «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

41.  «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

42.  «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

43.  «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

44.  «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

45.  «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

46.  «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он –      (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон.          (Приставляем руки к ушам.)

47.  «Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки     (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от

себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

48.  «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу

друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

49.  «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

50.  «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке –     (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

51.  «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец.       (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   (Рука козырьком.)

Да врагов разит.         («Бросить копьё».)

52.  «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

55. «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт,        (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.   (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,      (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.    (Погрозили пальчиком.)

53. «Огород».
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки
54. Друзья – садоводы.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

56. Зимующие птицы. «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.

57. «Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай. 
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)


58. «Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

59. Жилище. Бытовые приборы.  «Пылесос.»
Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)
Ты куда суёшь свой нос? то же, но ладони обращены друг к другу.
Я жужжу, я жужжу, Соприкосновение кончиков пальцев
Я порядок навожу. 
60. «Дом».
Я хочу построить дом, Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. 
Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял. Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл, «Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвёл. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

61. «Лето. Цветы».

Наши алые цветы
Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.
62. «Мебель».
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали.
А потом мы скотом 
Посидели за столом, Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.

63. День Победы. «На параде».
Как солдаты на параде, Сжимаем, разжимаем кулачки.
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой — раз, левой — раз, Хлопки в ладоши. 
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки 
Громче и быстрей!


       64. «Наша армия».
Аты - баты, аты - баты! Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. 
На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой. 
65. Профессии. «За работу»
Ну-ка, братцы, за работу. Поочередно разгибать пальцы,
Покажи свою охоту. начиная с большого.
Большаку дрова рубить
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать, Энергично шевелить пальцами.
Наших деток забавлять.


66. Лес, деревья, кустарники. «Клён»
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвёт в клочки. «Рвать» клочки,
Разжимает, разжимает разжимать кулачки,
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. ладони вместе прижать к щеке
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку протянуть ладошки вперед,
Клён протянет раньше всех. сжимать и разжимать кулачки

67. «Весна. Перелётные птицы».

С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным

Литература:

  1. Ихсанова С.В. система диагностико -коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб, 2019 г.
  2. Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок. Пути помощи. М, 2018 г.
  3. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком: установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотервапия. М, 2018 г.
  4. http://wiki.iro23.info/images/5/5a/Ped_DOO2016_Viselkovskiy_DOU17_Vasilenko_metodmater2.pdf
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/10/primery-kommunikativnyh-i-palchikovyh-igr-dlya-detey-s-autizmom
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/02/09/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность: "Пальчиковые игры для докольного возраста."

Пальчиковые игры.           Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они...

Консультация для родителей "Формирование игровой деятельности ребенка с особыми возможностями здоровья"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17736819","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"418","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17736822","...

Картотека Формирование игровой деятельности (Обучение игре) Группа ТМНР «Особый ребенок»

Картотека Формирование игровой деятельности (Обучение игре) Группа ТМНР «Особый ребено Данная картотека разработана в соответствии ФГОС ДО, предназначена для воспитателей, специалистов и родите...

Картотека Формирование игровой деятельности (Сюжетно-ролевые игры) Группа ТМНР «Особый ребенок»

Картотека Формирование игровой деятельности (Сюжетно-ролевые игры) Группа ТМНР «Особый ребенок»Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формировани...

Картотека Формирование игровой деятельности (Образ-я) Группа ТМНР «Особый ребенок»

Картотека направлена на расширение  представления детей о своём физическом Я; закреплять знания о частях лица и их пространственном расположении....

Картотека Формирование игровой деятельности (Театрализованная деятельность) Группа ТМНР «Особый ребенок»

laquo;Театрализованная деятельность в группе ТМНР "Особый ребенок"  направлена на оказание практической помощи воспитателям ДОО в художественно-эстетическом развитии детей с ОВЗ дошкол...

Картотека Формирование игровой деятельности (Подвижные игры) Группа ТМНР «Особый ребенок»

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.    Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм детей с ТМ...