Ознакомление детей с нарушением зрения с окружающим миром
консультация по коррекционной педагогике
Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с нарушением зрения
с окружающим миром.
Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого. Развитие представления об окружающем мире, во многом зависит от того на сколько правильно работают органы чувств. У детей с нарушением зрения искажается восприятие объекта, затрудняется создание целостного образа. Дети с глазной патологии плохо видят в связи с этим важно научить их, правильно зрительно выделять конкретные признаки и свойства предметов, их величину, форму, цвет и пространственное расположение.
Вся работа по ознакомлению детей с окружающим миром базируется на формирование анализирующего наблюдения, обучению способом анализа, обобщению, сравнению, классификации, группировки, формированию умений на основе продуктивных видов деятельности и развитию связанной монологической речи. Основными методами и средствами являются наблюдение, обследование, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами, экскурсии, презентаций, рассматривание различных видов наглядности (картинки, муляжи, игрушки) слушание грамзаписей.
Знакомство с предметным, природным окружением с объектом или явлением начинается с наблюдения (обследование с подключением сохранённых анализаторов). Например, как сформировать представление детей о птицах. С начало наблюдаем за птицами на участке детского сада, обращаем внимание: на поведение птиц, внешний вид, как летают, передвигаются, клюют корм. На занятиях используем игрушки с характерными признаками. После обследования дети с ними играют, придумывают сказки, рассказы, загадки. Подбираются картинки крупные с яркими изображениями на контрастном фоне.
Овладение родовым понятием- когда мы ведем работу по определённой теме, например (растения или животные) предлагаем что, дети должны узнать опознавательные признаки растений, животных. Это необходимо для того, чтобы на конкретно чувственной основе группировать изучаемые объекты в родовые категории. Самое главное накопить как можно больше представления и родовых понятий.
Практическая группировка. На этом этапе необходимо показать детям сам факт объединения однородных предметов в группы, сам процесс в их группировки, связанные с употреблением обобщённого названия, дать детям образец действия по созданию группы. Большие возможности в этом отношении содержит в себе различные дидактические игры. Например: «Чудесный мешочек», куда подбираются различные группы однородных предметов.
Классификация. Обучение детей классификацией как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них, умение совершать операции, отнесение, обобщение и обозначение. Ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойства, по которому он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов. На этом этапе можно предложить детям игровое упражнение «Расставь вещи на полке», «Распредели картинки», «Что к чему подходит». Здесь ребенок объединяет предметы в одну группу ориентируясь на их принадлежность той или иной группе. Применение новых знаний. Здесь можно предложить игру «Что изменилось». Эта игра предъявляет значительные требования к умственной деятельности детей: она развивает у них умение быстро сравнивать предметы друг с другом, устанавливает сходства и различия между ними, выделять общий признак предметов и производить обобщение осуществлять отнесение единичного к общему. В этой игре дети упражняются в классификации не только как в практической, но, как и в умственном действии. Практическая деятельность. Этот этап не имеет особого значения по работе с детьми с нарушением зрения именно благодаря практической деятельности у ребенка формируется представление об окружающем.
Составление рассказа описания. Факторами, облегчающими процесс становления связанной речи, является наглядность, которая помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия, а также план высказываний в виде схемы конкретных элементов высказывания, последовательно следующих друг за другом. Особое значение они приобретают для детей с нарушением зрения, поскольку нарушенное зрительное восприятие затрудняет распределение признаков, свойств предметов. В связи с этим составление описательных рассказов о предметах вызывают у детей определенные трудности. Ознакомление дошкольников с окружающим миром — это средство образования в их сознании знаний о мире, основанном на опыте и воспитании правильного отношения к нему.
Литература: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Пособие для воспитателя детского сада. Изд-во Просвещение, М., 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"
В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром
В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....

Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром
Отчет по самообразованию: Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром...
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром по теме «Транспорт»
Транспорт – совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспор...
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Перспективное планирование по ознакомлению детей с экологией и окружающим миром в младшей группе.
Перспективное планирование по ознакомлению детей с экологией и окружающим миром в младшей группе....