«Применение современных игровых технологий в коррекционной работе логопеда» «Палочки Кюизенера»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Лариса Валерьевна Лохова

Палочки   Кюизенера.—  это пластмассовые разноцветные брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).

С помощью палочек Кюизенера, можно решить множество задач:
— коррекция звукопроизношения;
— обогащение словарного запаса;
— развитие грамматики и словоизменения;
— умение у детей использовать в речи разнообразные конструкции предложений;
— формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
— развитие слухового восприятия и внимания;
— развитие зрительного восприятия и памяти;
— развитие чувства ритма;
— развитие мыслительных операций.

Внедряя палочки Кюизенера в работу с детьми имеющих речевые
нарушения, основной целью мы видим формирование всех компонентов речевой системы у детей дошкольного возраста.

Особенность включения палочек Кюизенера в логопедическую работу заключается в том, что с помощью тактильных, зрительных сенсоров логопед решает коррекционные задачи. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnyy_doklad.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

                        Доклад к слайдам.

Актуальность:1 слайд

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Недостаточное развитие речевых средств, наблюдающееся у детей, обуславливает, в свою очередь, снижение уровня познавательной деятельности и эмоционально — волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программы, и, прежде всего чтением и письмом.

Работая учителем-логопедом в детском саду … лет, я пришла к выводу, что использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала.

Цель слайд

В своей логопедической работе использую игры с палочками Кюизенера. Они способствуют развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи, формированию умений и навыков из раздела «Обучение грамоте», развитию свойств внимания и мыслительных операций.

Палочки   Кюизенера.—  это пластмассовые разноцветные брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).

С помощью палочек Кюизенера, можно решить множество задач:
— коррекция звукопроизношения;
— обогащение словарного запаса;
— развитие грамматики и словоизменения;
— умение у детей использовать в речи разнообразные конструкции предложений;
— формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
— развитие слухового восприятия и внимания;
— развитие зрительного восприятия и памяти;
— развитие чувства ритма;
— развитие мыслительных операций.

Внедряя палочки Кюизенера в работу с детьми имеющих речевые
нарушения, основной целью мы видим формирование всех компонентов речевой системы у детей дошкольного возраста.

Особенность включения палочек Кюизенера в логопедическую работу заключается в том, что с помощью тактильных, зрительных сенсоров логопед решает коррекционные задачи. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры.

Каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях.

Используя палочки Кюизенера в коррекционной работе, в первую очередь: повышается интерес к коррекционным занятиям; развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика; улучшается звукопроизношение у детей. формируется лексико-грамматическая сторона речи; фонематическое восприятие и слух, связная речь; улучшается память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве

 Наиболее близкий и естественный вид деятельности ребёнка — это игра, и внедрение новых развивающих игр в коррекционную работу, будет способствовать развитию речи детей их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Поэтому внедряя развивающие игры в коррекционную работу, учитель — логопед учитывает принципы, лежащие в основе системы этих игр: совмещение деятельности ребенка, элементов игры и обучения постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности. постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач, Соблюдая эти принципы, мы создаем условия, которые способствуют развитию самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности в его будущем и настоящем, ведь речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций (восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна

Слайд с палочками 6:

Хочу познакомить наглядно. Достаю коробку.

Ученые доказали, что гениями не рождаются, ими становятся.

Впервые разработал методику «Цветные числа»  в начале XX века педагогог, ученый из Бельгии Джордж Кюизенер.

Методика

Что нового ребенок узнает, какие умения в нем разовьют палочки Кюизенера?

 Вот небольшой список, что сможет ребенок, благодаря ним:

  • быстро выучит цвета;
  • разберется с понятиями «короткий», «длинный», «высокий», «низкий»;
  • разовьет мелкую моторику, мышление, воображение;
  • получит представление о категориях «часть», «целое», «больше», «меньше»;
  • освоит конструирование, используя логический подход;
  • решит свои первые математические примеры, математика станет увлекательной наукой.
  • Но не только эту методику применяют в обучении математике но и успешно применяется и в речевом развитии.

Описание комплекта

Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.

Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.

Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.

Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.

Семейство красных

Семейство синих

Семейство желтых

Розовый

Голубой

Желтый

Красный

Синий

Оранжевый

Бордовый

Фиолетовый

Оранжевый

Фиолетовый

Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.

Цели использования

Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

  1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
  2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
  3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
  4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
  5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
  6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
  7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
  8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

С какого возраста

 Сам автор предлагал начинать занятия с 1 года. Опытные педагоги рекомендуют начинать занятия с 2-х лет, под обязательным присмотром родителей. Собственно без их участия не получится образовательный, игровой процесс. С взрослением ребенка усложняются игровые задачи.

Слайд 7:

Плюсы и минусы на слайде…

Положительных моментов много, ниже некоторые из них:

  1. Много вариантов, как развивать мелкую моторику, мышление, воображение;
  2. Формирование осознанного внимания, усидчивости;
  3. Тренировка памяти, реакции;
  4. Возможность использовать один методический материал для детей разных возрастных групп, меняя только сами формулировки заданий;
  5. Дети обретают навык самостоятельного поиска решения.

Минусов как таковых ученые не смогли найти. В некоторых источниках указывается, что минус – это необходимость присутствия взрослого, так как, играя самостоятельно, дети к такой игре быстро теряют интерес. Можно сказать, что все воспитание и обучение требует участия взрослых, поэтому данный минус, не стоит брать в расчет.

Чтобы добиться максимального результата, необходимо заниматься с ребенком систематично. Грамотное поощрение и разнообразие видов деятельности также помогут в скорейшем освоении основ математики.

Слайд 8,9.10, 11, 12.

Предлагаю вашему вниманию игры.

Вывод:

Подводя итог, хочу сказать словами автора популярной нынче методики раннего развития ребёнка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в своё дитя»:

«Помните, что успехи, достигнутые ребёнком в какой-либо одной области знаний, помогают развитию всех способностей в целом,

и это поможет ему позже успешно овладевать и другими дисциплинами»

Показ картотеки.

А теперь предлагаю вам отправиться в сказку.

« Колобок»

Но, чтобы картины ожили в сказке, мне понадобится ваша помощь

(предлагаю пройти к столам 5 человек)

Педагогам  предлагаются схемы с изображениями герое сказки. Выложи по образцу.

Чего добились используя  этот материал?

1.Продвижения детей в познавательно- речевом развитии.

2.Повысить мотивацию дошкольников  через использование на занятиях учителя-логопеда палочек Кюизенера.

3.Повысились  самооценка,

4. самоконтроль.

5. Учит внимательности, аккуратности ( ведь палочки могут сдвинуться…), 6.Тренировка  мелкой моторики,

7. Совершенствования навыка словообразования путем наглядного моделирования., выкладывание  букв по образцу и без.

8.Закрепление   умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.

В результате такой работы у детей появился интерес к процессу обучения. Улучшилось внимание, восприятие, память.

 Снимается напряжение и тревожность

Вовлечение  родителей в процесс приобретения новых знаний и умений для обучения и развития своего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение авторских игровых технологий в коррекционной работе

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Многофункциональное пособие &l...

Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Презентация к мастер - классу для родителей на тему:  «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР...

«Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,это   творение будущего и взгляд в будущее. В. Сухомлинский        Детство – уникаль...

Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».

Педагогический проект«Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»....

Презентация "«Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР»."

Презентация «Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»....