«Применение современных игровых технологий в коррекционной работе логопеда» «Палочки Кюизенера»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Палочки Кюизенера.— это пластмассовые разноцветные брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).
С помощью палочек Кюизенера, можно решить множество задач:
— коррекция звукопроизношения;
— обогащение словарного запаса;
— развитие грамматики и словоизменения;
— умение у детей использовать в речи разнообразные конструкции предложений;
— формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
— развитие слухового восприятия и внимания;
— развитие зрительного восприятия и памяти;
— развитие чувства ритма;
— развитие мыслительных операций.
Внедряя палочки Кюизенера в работу с детьми имеющих речевые
нарушения, основной целью мы видим формирование всех компонентов речевой системы у детей дошкольного возраста.
Особенность включения палочек Кюизенера в логопедическую работу заключается в том, что с помощью тактильных, зрительных сенсоров логопед решает коррекционные задачи. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к слайдам.
Актуальность:1 слайд
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Недостаточное развитие речевых средств, наблюдающееся у детей, обуславливает, в свою очередь, снижение уровня познавательной деятельности и эмоционально — волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программы, и, прежде всего чтением и письмом.
Работая учителем-логопедом в детском саду … лет, я пришла к выводу, что использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала.
Цель слайд
В своей логопедической работе использую игры с палочками Кюизенера. Они способствуют развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи, формированию умений и навыков из раздела «Обучение грамоте», развитию свойств внимания и мыслительных операций.
Палочки Кюизенера.— это пластмассовые разноцветные брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).
С помощью палочек Кюизенера, можно решить множество задач:
— коррекция звукопроизношения;
— обогащение словарного запаса;
— развитие грамматики и словоизменения;
— умение у детей использовать в речи разнообразные конструкции предложений;
— формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
— развитие слухового восприятия и внимания;
— развитие зрительного восприятия и памяти;
— развитие чувства ритма;
— развитие мыслительных операций.
Внедряя палочки Кюизенера в работу с детьми имеющих речевые
нарушения, основной целью мы видим формирование всех компонентов речевой системы у детей дошкольного возраста.
Особенность включения палочек Кюизенера в логопедическую работу заключается в том, что с помощью тактильных, зрительных сенсоров логопед решает коррекционные задачи. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры.
Каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях.
Используя палочки Кюизенера в коррекционной работе, в первую очередь: повышается интерес к коррекционным занятиям; развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика; улучшается звукопроизношение у детей. формируется лексико-грамматическая сторона речи; фонематическое восприятие и слух, связная речь; улучшается память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве
Наиболее близкий и естественный вид деятельности ребёнка — это игра, и внедрение новых развивающих игр в коррекционную работу, будет способствовать развитию речи детей их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Поэтому внедряя развивающие игры в коррекционную работу, учитель — логопед учитывает принципы, лежащие в основе системы этих игр: совмещение деятельности ребенка, элементов игры и обучения постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности. постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач, Соблюдая эти принципы, мы создаем условия, которые способствуют развитию самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности в его будущем и настоящем, ведь речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций (восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна
Слайд с палочками 6:
Хочу познакомить наглядно. Достаю коробку.
Ученые доказали, что гениями не рождаются, ими становятся.
Впервые разработал методику «Цветные числа» в начале XX века педагогог, ученый из Бельгии Джордж Кюизенер.
Методика
Что нового ребенок узнает, какие умения в нем разовьют палочки Кюизенера?
Вот небольшой список, что сможет ребенок, благодаря ним:
- быстро выучит цвета;
- разберется с понятиями «короткий», «длинный», «высокий», «низкий»;
- разовьет мелкую моторику, мышление, воображение;
- получит представление о категориях «часть», «целое», «больше», «меньше»;
- освоит конструирование, используя логический подход;
- решит свои первые математические примеры, математика станет увлекательной наукой.
- Но не только эту методику применяют в обучении математике но и успешно применяется и в речевом развитии.
Описание комплекта
Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.
Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.
Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.
Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.
Семейство красных | Семейство синих | Семейство желтых |
Розовый | Голубой | Желтый |
Красный | Синий | Оранжевый |
Бордовый | Фиолетовый | |
Оранжевый | ||
Фиолетовый |
Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.
Цели использования
Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:
- Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
- Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
- Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
- Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
- Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
- Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
- Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
- Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.
С какого возраста
Сам автор предлагал начинать занятия с 1 года. Опытные педагоги рекомендуют начинать занятия с 2-х лет, под обязательным присмотром родителей. Собственно без их участия не получится образовательный, игровой процесс. С взрослением ребенка усложняются игровые задачи.
Слайд 7:
Плюсы и минусы на слайде…
Положительных моментов много, ниже некоторые из них:
- Много вариантов, как развивать мелкую моторику, мышление, воображение;
- Формирование осознанного внимания, усидчивости;
- Тренировка памяти, реакции;
- Возможность использовать один методический материал для детей разных возрастных групп, меняя только сами формулировки заданий;
- Дети обретают навык самостоятельного поиска решения.
Минусов как таковых ученые не смогли найти. В некоторых источниках указывается, что минус – это необходимость присутствия взрослого, так как, играя самостоятельно, дети к такой игре быстро теряют интерес. Можно сказать, что все воспитание и обучение требует участия взрослых, поэтому данный минус, не стоит брать в расчет.
Чтобы добиться максимального результата, необходимо заниматься с ребенком систематично. Грамотное поощрение и разнообразие видов деятельности также помогут в скорейшем освоении основ математики.
Слайд 8,9.10, 11, 12.
Предлагаю вашему вниманию игры.
Вывод:
Подводя итог, хочу сказать словами автора популярной нынче методики раннего развития ребёнка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в своё дитя»:
«Помните, что успехи, достигнутые ребёнком в какой-либо одной области знаний, помогают развитию всех способностей в целом,
и это поможет ему позже успешно овладевать и другими дисциплинами»
Показ картотеки.
А теперь предлагаю вам отправиться в сказку.
« Колобок»
Но, чтобы картины ожили в сказке, мне понадобится ваша помощь
(предлагаю пройти к столам 5 человек)
Педагогам предлагаются схемы с изображениями герое сказки. Выложи по образцу.
Чего добились используя этот материал?
1.Продвижения детей в познавательно- речевом развитии.
2.Повысить мотивацию дошкольников через использование на занятиях учителя-логопеда палочек Кюизенера.
3.Повысились самооценка,
4. самоконтроль.
5. Учит внимательности, аккуратности ( ведь палочки могут сдвинуться…), 6.Тренировка мелкой моторики,
7. Совершенствования навыка словообразования путем наглядного моделирования., выкладывание букв по образцу и без.
8.Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
В результате такой работы у детей появился интерес к процессу обучения. Улучшилось внимание, восприятие, память.
Снимается напряжение и тревожность
Вовлечение родителей в процесс приобретения новых знаний и умений для обучения и развития своего ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение авторских игровых технологий в коррекционной работе
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Многофункциональное пособие &l...

Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»
Презентация к мастер - классу для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»
Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР...

«Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».
Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,это творение будущего и взгляд в будущее. В. Сухомлинский Детство – уникаль...
Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».
Педагогический проект«Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»....
Презентация "«Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»."
Презентация «Применение современныхобразовательных технологий вкоррекционной работе с детьми с ТНР»....
