Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Синегубова Анастасия Сергеевна

В методической рекомендации, я постаралась как можно подробнее описать механизмы и принципы формирования фонематического восприятия и слуха, так как именно умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух – способность воспринимать в речевом потоке звуки речи (фонемы) и различать звуки в их последовательности в словах, обеспечивающая понимание слов и их значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух – способность воспринимать в речевом потоке звуки речи (фонемы) и различать звуки в их последовательности в словах, обеспечивающая понимание слов и их значение.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного речевого развития, в результате которого постепенно формируются тонкие дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным признакам. Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 дет при восприятии устной речи окружающих и собственном проговаривании слов. Трудность становления фонематической системы проявляются в недостаточности слухоречевого ритма и нарушении динамического праксиса.

Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. От уровня развития фонематических представлений, звукового анализа и синтеза зависит полноценное овладение ребенком навыками чтения и письма.

Среди дошкольников нередко встречаются дети которые с трудом могут определить из каких звуков состоит слово, в какой последовательности находятся звуки в слове, и их количество. Главная причина этих ошибок и трудностей – слабость фонематического восприятия, а именно, неспособность восприятия звуковой стороны речи. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематическиӗ слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Возрастные нормы развития фонематического слуха:

Самое важное достижение третьего года жизни - возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Если у вас возникают опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия. 

Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, необходимо начинать развивать навык фонематического восприятия с этого уровня. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Первый уровень - узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... 

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте

Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.

Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень - различение сходных по звучанию слов

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень - различение слогов

Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень - различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза

Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

Уделяя дома, внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Ниже приведен список рекомендуемой литературы, который можно использовать при ознакомлении с формированием фонетико-фонематического восприятия, а также материалы с практическими заданиями по теме.

  1. Ванюхина Г.А. Воспитание фонетико-фонематического восприятия (по технологии «Речецветик»), «Логопед», №4, 2007 г.
  2. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (библиотека журнала «Логопед»)
  3. Авдеева И.Л. Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Иркутск: Издательство «Папирус», 2008. – 24 с.
  4. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М: Сфера, 2010. – 64 с.
  5. Корнилова Л.А. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников. «Логопед», №2, 2009 г
  6. Лукина Н.А., Никкинен И.И. «Научите меня слышать» ( Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб: «Паритет», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Игры и упражнения для развития фонематическ...

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста "Игровой звукоград"

Методическая разработка  адресована  воспитателям, логопедам, а также родителям. В ней  представлено описание этапов работы (от простого к сложному) по развитию фонематических функций и...

Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации разработаны для детей всех возрастных групп. Для каждой возрастной группы составлены индивидуальные игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха....

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...

Методическая разработка: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Развитие фонематического слуха у дошкольников способствуют  специальные упражнения, проводить которые следует в игровой форме. Они помогут детям распознать заданный звук в словах, определить мест...

Методическая разработка: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Развитие фонематического слуха у дошкольников предупреждает появление дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения целыми словами. От детей, поступающи...