План самообразования учителя-дефектолога
материал по коррекционной педагогике

Слепова Вера Петровна

План самообразования учителя-дефектолога

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_-_kopiya.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с ЗПР»

Обоснование выбранной темы

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой психического развития. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, преподаватели испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

План изучения темы

  1. Проблема изучения нарушений слоговой структуры речи у детей с ЗПР в трудах отечественных ученых
  2. Клинико-физиологические аспекты данного нарушения речи
  3. Обследование детей с ЗПР и нарушением слоговой структуры слова
  4. Системный подход к коррекции данной речевой патологии у детей с ЗПР 4-5 лет (психолого-педагогическое воздействие)
  5. Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционного воздействия по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников средней группы с ЗПР

Список литературы для самостоятельного изучения

  • Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
  • Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. -- М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
  • Агапкина О.П. Учет фактора дополнительной слоговости при обучении русской фонетике // Слух и речь в норме и патологии.- Л., 1982. С. 28- 30.
  • 3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей. СПб., 2001.
  • Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
  • Бельтюков В.И. Роль слухового анализатора в процессе усвоения звуковой стороны речи // Вопросы психологии. М., 1977.-№ 2. С. 105-117.
  • Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.-М.: Просвещение, 1987.
  • Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР // Дефектология.- 1975.- № 6.- С. 8- 17.
  • Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. С.-П., 1995.
  • Зорина С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР // "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии", 2006. - № 3
  • Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. -- М.: ТЦ Сфера, 2007
  • Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. -1959. -№ 4. С.86- 90.
  • Лепская Н.И. Некоторые вопросы изучения структуры слога // Исследования по речевой информации / Под ред. В.А.Звегинцева. М.: изд-во Московского ун-та, 1968, вып. 2. С.121- 131.
  • Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология, №6, 1990
  • Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией// Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70
  • Симонова И.А. Характеристика речи детей с ЗПР //Дефектология. 1974. - №3. С. 18-25.
  • Смирнова И.А. Нарушения звукопроизношения и письма у детей с ЗПР // Изучение аномальных школьников. JL. 1981. С.125-128.
  • ТкаченкоТ.А.Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет.-- Москва, 2002 год.
  • 273. Тригер Р.Д. Ориентировка детей с ЗПР в грамматическом материале //Дефектология. 1981. - №2, с. 40-49.
  • Ульенкова У.В. О некоторых особенностях вопросах теории индивидуального подхода к детям с ЗПР (учебное пособие). — Горький, 1980.
  • Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:система коррекционных упражнений для детей 4-7 лет. М.: Гном Пресс, 2006

Инновационно-профессисональная деятельность

по завершении изучения темы

  • Разработать рекомендации для воспитателей средней группы для детей с ЗПР по использованию в коррекционной работе с детьми
  • Разработать рекомендации для родителей детей с ЗПР по использованию в коррекционной работе с детьми
  • Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с ЗПР
  • Оформить картотеку по формированию слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с ЗПР
  • Представить данную картотеку воспитателям и специалистам ГБОУ Детский сад № 1478 на педагогическом совете

Влияние профессионального мастерства

на результаты коррекционной работы

  • Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов
  • Выводы о проделанной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога

Индивидуальный план самообразования  учителя-дефектолога.Цель: повышение профессионального уровня компетентности учителя-дефектолога в вопросах повышения качества коррекционно-развивающей работы ...

План самообразования учителя - дефектолога

План самообразования  учителя - дефектологаПо теме:«Использование приемов мнемотехники для развития речи  детей дошкольного возраста   у детей с ограниченными возможностями з...

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»...

План самообразования учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год

План самообразования учителя-дефектолога на тему: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

План самообразования учителя-дефектолога

План самообразования на тему "Развитие познавательных процессов у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ФГОС"Цель. Обеспечение своевременной специализированной помощи учащ...