План самообразования учителя-дефектолога
материал по коррекционной педагогике
План самообразования учителя-дефектолога
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с ЗПР»
Обоснование выбранной темы
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой психического развития. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, преподаватели испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
План изучения темы
- Проблема изучения нарушений слоговой структуры речи у детей с ЗПР в трудах отечественных ученых
- Клинико-физиологические аспекты данного нарушения речи
- Обследование детей с ЗПР и нарушением слоговой структуры слова
- Системный подход к коррекции данной речевой патологии у детей с ЗПР 4-5 лет (психолого-педагогическое воздействие)
- Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционного воздействия по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников средней группы с ЗПР
Список литературы для самостоятельного изучения
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. -- М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
- Агапкина О.П. Учет фактора дополнительной слоговости при обучении русской фонетике // Слух и речь в норме и патологии.- Л., 1982. С. 28- 30.
- 3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей. СПб., 2001.
- Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
- Бельтюков В.И. Роль слухового анализатора в процессе усвоения звуковой стороны речи // Вопросы психологии. М., 1977.-№ 2. С. 105-117.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.-М.: Просвещение, 1987.
- Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР // Дефектология.- 1975.- № 6.- С. 8- 17.
- Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. С.-П., 1995.
- Зорина С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР // "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии", 2006. - № 3
- Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. -- М.: ТЦ Сфера, 2007
- Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. -1959. -№ 4. С.86- 90.
- Лепская Н.И. Некоторые вопросы изучения структуры слога // Исследования по речевой информации / Под ред. В.А.Звегинцева. М.: изд-во Московского ун-та, 1968, вып. 2. С.121- 131.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология, №6, 1990
- Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией// Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70
- Симонова И.А. Характеристика речи детей с ЗПР //Дефектология. 1974. - №3. С. 18-25.
- Смирнова И.А. Нарушения звукопроизношения и письма у детей с ЗПР // Изучение аномальных школьников. JL. 1981. С.125-128.
- ТкаченкоТ.А.Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет.-- Москва, 2002 год.
- 273. Тригер Р.Д. Ориентировка детей с ЗПР в грамматическом материале //Дефектология. 1981. - №2, с. 40-49.
- Ульенкова У.В. О некоторых особенностях вопросах теории индивидуального подхода к детям с ЗПР (учебное пособие). — Горький, 1980.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:система коррекционных упражнений для детей 4-7 лет. М.: Гном Пресс, 2006
Инновационно-профессисональная деятельность
по завершении изучения темы
- Разработать рекомендации для воспитателей средней группы для детей с ЗПР по использованию в коррекционной работе с детьми
- Разработать рекомендации для родителей детей с ЗПР по использованию в коррекционной работе с детьми
- Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с ЗПР
- Оформить картотеку по формированию слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с ЗПР
- Представить данную картотеку воспитателям и специалистам ГБОУ Детский сад № 1478 на педагогическом совете
Влияние профессионального мастерства
на результаты коррекционной работы
- Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов
- Выводы о проделанной работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога
Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога.Цель: повышение профессионального уровня компетентности учителя-дефектолога в вопросах повышения качества коррекционно-развивающей работы ...

План самообразования учителя - дефектолога
План самообразования учителя - дефектологаПо теме:«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ограниченными возможностями з...

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»
План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»...

План самообразования учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год
План самообразования учителя-дефектолога на тему: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
План самообразования учителя-дефектолога
План самообразования на тему "Развитие познавательных процессов у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ФГОС"Цель. Обеспечение своевременной специализированной помощи учащ...
План самообразования учителя-дефектолога
Программа...
