КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ для детей с нарушениями интеллекта и детей с задержкой психического развития
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Власова Татьяна Константиновна
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ 
для детей с нарушениями интеллекта и детей с задержкой психического развития
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_upr_zpr.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

для детей с нарушениями интеллекта и детей с задержкой психического развития

1. Игра «Лото «Чей малыш» (5-6 лет)

Дидактическая задача: закрепить умение детей различать взрослых животных и их детёнышей.

Материалы и оборудование: 6 карточек, 48 фишек.

Игровые действия: выбрать фишки детенышей животных, которые изображены в карточках игрока.

Игровая задача: закрыть карточку фишками быстрее соперников.

Правила игры: игрокам раздаются карточки. Фишки помещаются в мешок. Ведущий достаёт по 1 фишке, показывает и называет кто на ней изображён. Игрок, на чьей карточке есть соответствующее изображение, забирает фишку. Если желающих забрать фишку нет, она возвращается в мешок.

Итог: побеждает игрок, закрывший фишками всю карточку (т.к. игра для младшего возраста - побеждают все игроки по очереди).

2. Упражнение «Найди предмет» (5-6 лет)

Дидактическая задача: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материалы и оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).   

Игровое действие: дети стоят полукругом. Ведущий катит обруч к детям. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит. Педагог показывает геометрическую фигуру и предлагает найти в группе предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается.

Игровая задача: хлопать в ладоши, если предмет выбран правильно.

3. Игра «Кто быстрее соберет урожай» (5-6 лет)

Дидактическая задача: закреплять представления об овощах и фруктах. Развивать внимание, быстроту реакции на слово воспитателя.

Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, 2 корзины.

Игровые действия: собрать в корзину своей команды все фрукты (овощи).

Игровая задача: кто быстрее соберет в корзину своей команды все фрукты (овощи).

Правила игры: играют две команды. Одна команда собирает в корзину с наклеенным условным обозначением овощи, а другая – фрукты. Плоды разложены на полу; в командах по 2 – 3 человека.

Итог: выигрывает команда, которая быстрее соберет все плоды и не ошибется.

4.  Игра «Дикие и домашние животные» (6-7 лет)

Дидактическая задача: закреплять представления о диких и домашних животных. Развивать внимание. 

Материалы и оборудование: фигурки домика, ёлочки, девочки, диких и домашних животных.

Игровые действия: отделить домашних животных от диких.

Игровая задача: кто быстрее отберет всех диких (домашних) животных.

Правила игры: на столе домик, ель и фигурка грустной девочки. Рядом – фигурки животных. Воспитатель говорит, что пришла девочка, у нее неприятность: все домашние животные перепутались с дикими. Поможем ей отобрать домашних животных. Первый игрок расставляет диких животных к елочке, второй - домашних животных к домику.

Итог: побеждает - первый правильно определивший и назвавший всех выбранных животных.

  1. Игра «Детки с какой ветки?» (6-7 лет)

Дидактическая задача: дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Материалы и оборудование: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Игровые действия: определить, какому дереву принадлежит листочек.

Игровая задача: кто быстрее найдет дерево, соответствующее листку.

Правила игры: на веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

Итог: побеждает первый игрок, правильно определивший соответствие.

                 6. Упражнение «Собери цветок» (4-5 лет)

Дидактическая задача: закреплять знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка.

Материалы и оборудование: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

Игровое действие: на столах лежат цветки разных цветов с вырезанной серединкой. Ребенку нужно найти кружочек нужного цвета и вставить в цветок, затем всем вместе сделать из цветков букет.

Игровая задача: собрать цветок, назвать, какого он цвета и какого цвета серединка. 

7. Упражнение «Найди два одинаковых предмета» (5-6 лет)

Дидактическая задача: развивать мышление, внимание.

Материалы и оборудование: рисунок с изображением пяти предметов, из которых два предмета одинаковые.

Игровые действия: педагог раздает карточки с изображением пяти предметов, два из которых-одинаковые. Ребенку нужно найти на рисунке два одинаковых предмета, показать их и объяснить, в чем их схожесть.

Игровая задача: найти два одинаковых предмета.

Примечание: если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задания найти вместе одинаковые предметы, сравнить, найти сходство.

Можно усложнить за счет увеличения количества предметов на картинке.

8. Упражнение «Что изменилось?» (5-6 лет)

Дидактическая задача: развивать произвольное внимание.

Материалы и оборудование: игрушки.

Игровые действия: на стол ставится три-четыре игрушки и ребенку дается их рассмотреть в течение одной-двух минут. Затем ребенок отворачивается, а тем временем педагог убирает одну из игрушек. Когда ребенок повернется по сигналу, педагог спрашивает его, что же изменилось? Можно не убирать игрушку, а просто поменять их местами, не убирать и не менять игрушки.

Игровая задача: сказать, что изменилось на столе.

Примечание: если ребенок не понимает задания убирать и менять местами игрушки можно так, чтобы ребенок видел, проговорить порядок расположения игрушек. Когда ребенок освоит правило, попросить закрывать глаза.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

В дальнейшем можно усложнить упражнение, увеличив количество игрушек.

9. Упражнение «Выкладывание из палочек» (5-6 лет)

Дидактическая задача: развивать произвольное внимание, мелкую моторику.

Материалы и оборудование: счетные палочки, образец узора.

Игровые действия: посмотреть, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Взять палочки и выложить из них точно такой же узор (домик...).

Игровая задача: выложить узор или силуэт по образцу.

Примечание: а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку;

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

10. Упражнение «Исключение лишнего» (5-6 лет)

 

Дидактическая задача: развивать внимание.

Материалы и оборудование: карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Игровое действие: ребенок смотрит внимательно на изображенные предметы и находит среди них такой, который отличается от остальных. Показывает найденный предмет и объясняет, почему он не похож на другие».

Игровая задача: найти лишний предмет.

Примечание: если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задания, выполнить задание вместе с ребенком, сравнить, найти различия.

11. Упражнение «Нанизывание бусинок» (5-6 лет)

Дидактическая задача: развивать внимание, мелкую моторику.

Материалы и оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу.

Игровые действия: ребенку предлагают посмотреть на нарисованные бусы и предложить самому собрать бусы.  Бусинки нужно нанизывать на проволоку точно так, как они выглядят на рисунке.

Игровая задача: правильно собрать бусы.

Примечание: работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Если ребенок не понимает задание, начать выполнение задания вместе с ним, обращая внимание на последовательность бусинок. Затем предложить продолжить самостоятельно.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

12.  Упражнение «Ку-ку (4-5 лет)

Дидактическая задача: развивать внимание.

Материалы и оборудование: достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.

Игровые действия: педагог сажает детей полукругом напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Воспитатель

вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опускает ее

за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3—4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления.

Игровая задача: догадаться, в каком месте появится игрушка.

Примечание: при повторении игры можно взять другую игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий(Из опыта работы) Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)

Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Выявлены разнообразные нарушения речи среди детей с минимальной мозговой дисфункцией обнаружива...

Консультация для педагогов Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития

Консультация для педагогов Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития...