КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ для детей с нарушениями интеллекта и детей с задержкой психического развития
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
для детей с нарушениями интеллекта и детей с задержкой психического развития
1. Игра «Лото «Чей малыш» (5-6 лет) Дидактическая задача: закрепить умение детей различать взрослых животных и их детёнышей. Материалы и оборудование: 6 карточек, 48 фишек. Игровые действия: выбрать фишки детенышей животных, которые изображены в карточках игрока. Игровая задача: закрыть карточку фишками быстрее соперников. Правила игры: игрокам раздаются карточки. Фишки помещаются в мешок. Ведущий достаёт по 1 фишке, показывает и называет кто на ней изображён. Игрок, на чьей карточке есть соответствующее изображение, забирает фишку. Если желающих забрать фишку нет, она возвращается в мешок. Итог: побеждает игрок, закрывший фишками всю карточку (т.к. игра для младшего возраста - побеждают все игроки по очереди). | 2. Упражнение «Найди предмет» (5-6 лет) Дидактическая задача: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материалы и оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Игровое действие: дети стоят полукругом. Ведущий катит обруч к детям. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит. Педагог показывает геометрическую фигуру и предлагает найти в группе предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается. Игровая задача: хлопать в ладоши, если предмет выбран правильно. |
3. Игра «Кто быстрее соберет урожай» (5-6 лет) Дидактическая задача: закреплять представления об овощах и фруктах. Развивать внимание, быстроту реакции на слово воспитателя. Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, 2 корзины. Игровые действия: собрать в корзину своей команды все фрукты (овощи). Игровая задача: кто быстрее соберет в корзину своей команды все фрукты (овощи). Правила игры: играют две команды. Одна команда собирает в корзину с наклеенным условным обозначением овощи, а другая – фрукты. Плоды разложены на полу; в командах по 2 – 3 человека. Итог: выигрывает команда, которая быстрее соберет все плоды и не ошибется. | 4. Игра «Дикие и домашние животные» (6-7 лет) Дидактическая задача: закреплять представления о диких и домашних животных. Развивать внимание. Материалы и оборудование: фигурки домика, ёлочки, девочки, диких и домашних животных. Игровые действия: отделить домашних животных от диких. Игровая задача: кто быстрее отберет всех диких (домашних) животных. Правила игры: на столе домик, ель и фигурка грустной девочки. Рядом – фигурки животных. Воспитатель говорит, что пришла девочка, у нее неприятность: все домашние животные перепутались с дикими. Поможем ей отобрать домашних животных. Первый игрок расставляет диких животных к елочке, второй - домашних животных к домику. Итог: побеждает - первый правильно определивший и назвавший всех выбранных животных. |
Дидактическая задача: дифференцировать отличительные признаки деревьев. Материалы и оборудование: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев. Игровые действия: определить, какому дереву принадлежит листочек. Игровая задача: кто быстрее найдет дерево, соответствующее листку. Правила игры: на веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются. Итог: побеждает первый игрок, правильно определивший соответствие. | 6. Упражнение «Собери цветок» (4-5 лет) Дидактическая задача: закреплять знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка. Материалы и оборудование: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним. Игровое действие: на столах лежат цветки разных цветов с вырезанной серединкой. Ребенку нужно найти кружочек нужного цвета и вставить в цветок, затем всем вместе сделать из цветков букет. Игровая задача: собрать цветок, назвать, какого он цвета и какого цвета серединка. |
7. Упражнение «Найди два одинаковых предмета» (5-6 лет) Дидактическая задача: развивать мышление, внимание. Материалы и оборудование: рисунок с изображением пяти предметов, из которых два предмета одинаковые. Игровые действия: педагог раздает карточки с изображением пяти предметов, два из которых-одинаковые. Ребенку нужно найти на рисунке два одинаковых предмета, показать их и объяснить, в чем их схожесть. Игровая задача: найти два одинаковых предмета. Примечание: если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы. Если ребенок не понимает задания найти вместе одинаковые предметы, сравнить, найти сходство. Можно усложнить за счет увеличения количества предметов на картинке. | 8. Упражнение «Что изменилось?» (5-6 лет) Дидактическая задача: развивать произвольное внимание. Материалы и оборудование: игрушки. Игровые действия: на стол ставится три-четыре игрушки и ребенку дается их рассмотреть в течение одной-двух минут. Затем ребенок отворачивается, а тем временем педагог убирает одну из игрушек. Когда ребенок повернется по сигналу, педагог спрашивает его, что же изменилось? Можно не убирать игрушку, а просто поменять их местами, не убирать и не менять игрушки. Игровая задача: сказать, что изменилось на столе. Примечание: если ребенок не понимает задания убирать и менять местами игрушки можно так, чтобы ребенок видел, проговорить порядок расположения игрушек. Когда ребенок освоит правило, попросить закрывать глаза. Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы. В дальнейшем можно усложнить упражнение, увеличив количество игрушек. |
9. Упражнение «Выкладывание из палочек» (5-6 лет) Дидактическая задача: развивать произвольное внимание, мелкую моторику. Материалы и оборудование: счетные палочки, образец узора. Игровые действия: посмотреть, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Взять палочки и выложить из них точно такой же узор (домик...). Игровая задача: выложить узор или силуэт по образцу. Примечание: а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку; б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек; в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек; г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек | 10. Упражнение «Исключение лишнего» (5-6 лет)
Дидактическая задача: развивать внимание. Материалы и оборудование: карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных. Игровое действие: ребенок смотрит внимательно на изображенные предметы и находит среди них такой, который отличается от остальных. Показывает найденный предмет и объясняет, почему он не похож на другие». Игровая задача: найти лишний предмет. Примечание: если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы. Если ребенок не понимает задания, выполнить задание вместе с ребенком, сравнить, найти различия. |
11. Упражнение «Нанизывание бусинок» (5-6 лет) Дидактическая задача: развивать внимание, мелкую моторику. Материалы и оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу. Игровые действия: ребенку предлагают посмотреть на нарисованные бусы и предложить самому собрать бусы. Бусинки нужно нанизывать на проволоку точно так, как они выглядят на рисунке. Игровая задача: правильно собрать бусы. Примечание: работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры. Если ребенок не понимает задание, начать выполнение задания вместе с ним, обращая внимание на последовательность бусинок. Затем предложить продолжить самостоятельно. Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы. | 12. Упражнение «Ку-ку (4-5 лет) Дидактическая задача: развивать внимание. Материалы и оборудование: достаточно крупная или яркая игрушка, ширма. Игровые действия: педагог сажает детей полукругом напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Воспитатель вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3—4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления. Игровая задача: догадаться, в каком месте появится игрушка. Примечание: при повторении игры можно взять другую игрушку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий
Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий(Из опыта работы) Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)
Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....
Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
консультация для дефектолога и логопеда...

Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....

Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Выявлены разнообразные нарушения речи среди детей с минимальной мозговой дисфункцией обнаружива...

Консультация для педагогов Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
Консультация для педагогов Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития...

